Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования заключается в том, что система рыночного управления требует от предприятий постоянного повышения своей конкурентоспособности.
Стратегическое и методологическое управление портфелем бумаг - актуальная тема в условиях динамичного развития рынка фондовых бумаг и интересов инвестиционной деятельности всех экономических субъектов. Суть формирования портфеля заключается в совершенствовании возможностей вложений средств, придав им те инвестиционные качества, которые недостижимы с позиции отдельного актива, но возможны только при совокупности таких активов. Развитие широкой рыночной экономики, статистическая база и быстрое развитие техники вычислительных технологий привели к появлению современных теорий и практик менеджмента портфеля ценных бумаг. Он основывается на использовании методов статистического и математического подбора финансового инструмента в портфеле и на ряде новейших концептуальных приемов. Однако в объективной реальности российского рынка фондовых бумаг, который характеризуется недостаточной ликвидностью большой доли ценной бумаги, резкими изменениями котировок, невозможностью полностью применить общие принципы теории портфеля инвестиций и формируемый на западе ассортимент инвестиционной стратегии не позволяет полностью использовать общие принципы теории портфеля инвестиций и формируемый арсенал стратегий инвестиций.
Цель работы – анализ влияния цен на нефть на российский рынок ценных бумаг.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность, виды и основные характеристики ценных бумаг;
рассмотреть методы оценки портфеля ценных бумаг;
привести общую экономическую и правовую характеристику деятельности организации;
исследовать влияние цен на ценные бумаги компании;
Объект исследования – ПАО НК «Роснефть».
Предмет исследования – факторы, влияющие на процесс формирования портфеля ценных бумаг организации.
Методологической базой работы является комплексный системный подход к изучению объекта исследования, включая такие методы, как: анализ, синтез.
Структура работы включает: введение, основную часть, заключение, список использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФЕЛЯ ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1. Ценные бумаги – их сущность, виды и основные характеристики
Ценная бумага является формой капитала, торгующейся на рынке как товар, принося доход. При этом владельцу не принадлежит сам капитал в виде товаров и валюты, однако все права закрепляются в бумаге. Основные функции ценных бумаг [10]:
перераспределение денежных средств;
предоставление собственникам дополнительных прав на управление и информацию;
право получения доходов от капитала, возврата капитала.
У ценных бумаг имеются следующие особенности:
этот документ оформлен в соответствии с установленным образцом и обязательным требованием;
он права собственности, только после того, как документ был представлен;
права собственности могут быть реализованы или переданы.
Ценная бумага (ЦБ) – документ, подтверждающий имущественные права на какую-либо долю капитала. А также на распределение прибыли, которую приносит данный капитал. Бумаги – особая форма капитала, они ценны сами по себе, т.к. могут передаваться или продаваться как товар и приносить прибыль владельцу [8].
Выпуск определенной ценной бумаг - это эмиссия. Цели ценной бумаги:
получение или повышение первоначальных капиталов;
реорганизация;
увеличение объема инвестирования.
Основная цель выпуска разных видов бумаг - привлечения средств. Они могут быть заимствованы или вовлечены в уставные капиталы. Предприятия разных организационных форм обладают правом выпуска ценных бумаг. В акционерных обществах размещаются акции, облигации, чеки, закладные и векселя. Выпуск облигаций осуществляется некоммерческими организациями и различными компаниями. Структура государственных и банковских структур - облигаций и сертификатов. Управляющие компании предлагают паи покупателям. А компании перевозчики предоставляют клиентам коносаменты, подтверждающие право на получение груза. Физические лица тоже имеют право выступать эмитентом, выпускать векселя. Компании могут самостоятельно размещать свою выпущенную ценную бумагу на рынок или использовать услуги посредника – андеррайтера [7]. Основные типы ценных акций:
акции;
облигации;
государственные облигации;
чеки;
векселя;
сертификаты (депозитный и сберегательный);
приватизационные бумаги;
коносаменты;
сберегательные книжки;
двойные складские свидетельства;
залоговые свидетельства;
закладные;
инвестиционные паи;
депозитарные расписки.
В список может быть включена и другая документация, которая классифицируется как ценная, согласно процедуре, предусмотренной Законом. Ценные бумаги могут иметь бумажные носители, а могут и нет. Во втором случае, выдается в электронном виде в специальный реестр. Имущественные правы на бумаги можно передать другому владельцу, вместе с наиболее ценными. Их используют для инвестиций и для мобилизации финансовых источников. Рассмотрим характеристику основных типов ценных бумаг [9].
Акция представляет собой эмиссионную бумагу, которая означает инвестицию в акционерный капитал. Действие устанавливает права собственника о получении доли в компании, участии в управлении, а также о части имущества, если акционерное общество ликвидируется. Покупая ценную бумагу, покупатель «вступает» в ряды акционеров, но управление правами невозможно, поскольку у других инвесторов большие пакеты акций, а также значительное количество голосов. Инвестирование в одну ценную бумагу является инструментом инвестирования или продажи денег [14].
Существуют два вида акций - обычные или привилегированные. Обычный тип полностью соответствует указанному выше определению. Привилегированный тип не дает владельцу права на управление обществом, а предоставляет приоритетное право на дивиденды. Если ликвидация происходит, то владельцы получают первые часть выплаты. Документы, выдаваемые по открытой или закрытой подписке, распространяются на закрытую или открытую подписку. Номинальная цена ценной бумаги различна, в основном небольшая для того, чтобы начинающему инвестору ее можно было купить, при этом не нужно было следить за ее соблюдением при управлении фирмой [4].
Облигация является эмиссионной бумагой, т.е. покупатель дал эмитенту определённую сумму. В какое-то время владелец вправе получать фиксированное количество облигаций, указанных в документе, а также процент от цены облигаций. Доход из ценных бумаг называется процентами или дисконтами. Выплата процентов на купонные облигации осуществляется ежемесячно или дважды за год. Компании выпускают на предъявителей именные или купонные облигации. Облигации на практике являются купонными. Облигации делятся по муниципальным, государственным и ценным бумагам юридического лица. Государственная ценная бумага является надежной, так как государство гарантирует платежи, ценная бумага - государственная собственность. Муниципальные бумаги, выпускаемые областями, округами и городами тоже надежны. Эксперты отмечают их большую доходность по сравнению с ОФЗ [18].
Коммерческая облигация, выпущенная юридическим лицом, является наиболее выгодной опцией. Но с ростом доходности и риск растет. Тип облигации зависит от стоимости бумаги, особенностей исполнения по нему обязательств. Совершить сделку с ними нужно, учитывая, когда будут выделены средства собственникам, а также процент дохода.
Простой вексель является ценной бумагой, фиксирующей обязательство векселедателя выплатить определенное количество денежных средств собственнику простого векселя. При предъявлении простых векселей не существует срока выплаты. Срочный вексель указывает конкретную дату платежа, или указывает период, в течение которого должна быть возвращена квитанция.
Особенности простых векселей как долговых обязательств:
абстрактный – не связан с конкретной сделкой и является самостоятельным документом;
бесспорность – векселедержатель освобождён от возражений со стороны векселедателя;
право на протест – если заемщик не погасит свой долг, нотариус может фиксировать факт нарушений в нотариальной конторе.
Основные эмитенты векселей – банковские организации.
Депозитарные расписки – это вторичные ценные бумаги. Это документ о подтверждении размещения первичной ценной бумаги. Стоимость расчета зависит от изменения курса первичной цены бумаги.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аблякимова, Л.Н. Пути повышения деловой активности предприятия / Л.Н. Аблякимова // Форум молодых ученых. – 2020. – № 1 (41). – С. 19-22.
2. Адаменко, А.А. Финансовая устойчивость организации как показатель стабильности на финансовом рынке / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, А.А. Тихих // Учетно-аналитическое обеспечение системы управления инновационной деятельности. Материалы Международной научной конференции молодых ученых и преподавателей вузов. – Краснодар, 2019. – С. 229-235.
3. Алексейчева, Е. Ю. Экономика организации (организации): учебное пособие / Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов, И. Б. Костин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. – 232 с.
4. Амосова, Е.В. Анализ деловой активности: подходы и методология / Е.В. Амосова // Вестник евразийской науки. – 2021. – Т. 12. – № 2. – С. 65.
5. Артемьева, Е.С. Анализ и оценка уровня финансовой безопасности предприятия / Е.С. Артемьева // Вестник науки. – 2021. – Т. 3. – № 12 (45). – С. 59-64.
6. Ахмедова, З.М. Анализ показателей деловой активности [Текст] / З.М. Ахмедова // Мировая наука. – 2021. – № 1 (46). – С. 45-48.
7. Басовский, Л.Е. Финансовый менеджмент: учебное пособие /Л.Е. Басовский. М.: ИТД, 2019. – 589 с.
8. Белова, Е. Л. Анализ результативности оценки деловой активности хозяйствующего субъекта на конкурентном рынке / Е. Л. Белова, А. А. Дербичева, И. А. Колоскова // Экономика и предпринимательство: научный журнал. – 2017. – № 5. – С. 968-975.
9. Белокуренко, Н.С. Анализ деловой активности / Н.С. Белокуренко // Научный журнал. – 2021. – № 5 (43). – С. 109-110.
10. Билалова, И. М. Оценка рисков как основная задача управления финансами предприятия / И. М. Билалова // Экономика и предпринимательство : научный журнал. – 2018. – № 12. – С. 471-473.
11. Брусов, П. Н. Финансовый менеджмент. Математические основы. Краткосрочная финансовая политика: учебное пособие / П. Н. Брусов, Т. В. Филатова. – 3-е издание, исправленное и дополненное. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2021. – 318 с.
12. Годящев, М.А. Особенности управления деловой активностью предприятия / М.А. Годящев // Синергия. — 2017. — № 3. — С. 56-62.
13. Джевицкая, Е.С. Управление деловой активностью организации: причины снижения эффективности / Е.С. Джевицкая // Друкеровский вестник. – 2020. – № 1 (33). – С. 134-143
14. Егорова, А.В. Дебиторская задолженность как фактор повышения уровня деловой активности / А.В. Егорова // Современные технологии в науке и образовании – СТНО-2020: Сб. тр. III Международного научно-технического форума. В 10-ти томах. 2020. – С. 37-40.
15. Жанабек, А.Б. Качественные и количественные показатели деловой активности организации / А.Б. Жанабек // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. – № 5-10 (61). – С. 101-106.
16. Железняк, В.Е. Общий финансовый анализ организации / В.Е. Железняк // Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. – № 5. – С. 282- 288.
17. Иванов, И.Н. Экономический анализ деятельности предприятия: учебное пособие / И.Н. Иванов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 348 c.
18. Игнатова, Е.В. Анализ деловой активности строительной компании как параметра организационной эффективности / Е.В. Игнатова // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. – 2021. – № 2 (34). – С. 48-50.
19. Игнатьева, Е. В. Методика анализа хозяйственной деятельности предприятия / Е.В. Игнатьева // Молодой ученый. – 2020. – №5. – С. 272-275.
20. Игонина, А. В. Диагностика финансового состояния предприятия и пути его улучшения / А.В. Игонина // Молодой ученый. – 2019. – №12. – С. 1266-1271.
21. Казакова, Н.А. Экономический анализ: учебное пособие / Н.А. Казакова. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 343 c.