Фрагмент для ознакомления
2
Переход к рыночной экономике позволил предприятиям иметь возможность самостоятельно планировать свою хозяйственную и экономическую деятельность.
Опыт доказывает жизненные силы и эффективность рыночного механизма в правильном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов, в основании гибких производств, которые восприимчивы к желаниям потребителей и достижениям в сфере научно-технического прогресса. Рынок дает стимул для предприятий и направляет их к решительным действиям по овладению новыми методами хозяйствования, к перестройке своей экономической деятельности.
В условиях рынка предприятие становится основным объектом хозяйствования, ни от кого не зависимым товаропроизводителем, экономическая деятельность для которого практически неограниченна, но в общем и целом зависит от возможности вести деятельность безубыточно, приспосабливаясь к условиям переменчивой экономической среды.
Помимо этого, доходы и прибыль становятся важными экономическими показателями, которые характеризуют эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его развитие и успешность работы на потребительском рынке.
Таким образом, доход является основополагающим источником по самоокупаемости, самофинансированию и требует достаточно пристального внимания со стороны руководящих лиц. Внимание предполагает контроль в настоящем, анализ и дальнейшее проектирование показателей финансовой деятельности, что является актуальной темой в настоящее время.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ выручки предприятия как основного финансового результата.
В соответствие с целью исследования в данной работе поставлены следующие задачи:
- раскрытие теоретического содержания выручки предприятия;
- приведение формирования выручки как основного дохода;
- указание основных направлений по распределению доходов на предприятии;
- проведение анализа доходов предприятия.
Предметом исследования являются доходы предприятия.
Объектом исследования является предприятие ООО «Прогресс».
Работа содержит введение, две главы, первая глава — теоретическая, где освещаются основные понятия и экономическая сущность выручки предприятия. Вторая глава — аналитическая, где проведен анализ выручки предприятия и предложены мероприятия по увеличению выручки, а также заключение и список использованных источников и литературы.
1. ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ КАК ОСНОВНОЙ ВИД ДОХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Формирование и использование выручки от реализации продукции
Выручка выступает основным и первым видом доходов при формировании всех финансовых результатов.
В ПБУ 9/99 «Доходы организации» дано определение выручки как основного дохода от обычного вида деятельности.
Доходы от обычных видов деятельности – это выручка от реализации товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг, получаемая организацией при осуществлении направлений деятельности, определенных в уставных документах
На тему доходов существует множество источников, посвященных вопросам исследования доходов, и понятие доходов не имеет единого определения, так как у каждого автора существуют различные подходы.
Сравнивая приведенные определения, можно отметить, что с точки зрения бухгалтерского учета категория «доходы» рассматривается в более широком аспекте, чем в налоговом учете, что отражает их нормативно установленная формулировка. В определении, приведенном в НК РФ, не прослеживается связи выгоды от хозяйственной деятельности с изменением таких факторов, как например инфляция, не указываются источники получения доходов, в основном здесь отражены доходы, которые могут и не могут учитываться.
Алексеева А.И. [1] определяет, что доходы представляют собой увеличение активов или уменьшение обязательств компании, которые вызваны обычной хозяйственной деятельностью предприятия и приводят к увеличению собственного капитала. В доход включается выручка от реализации товаров работ, услуг, дивиденды, роялти, рента.
Катышева Е.Г. [5] раскрывает доходы как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитывается в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Малиновская Н.В. [8] характеризует доходы, которые складываются из выручки от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов и иного дохода, а также доходов от прочих операций, на практике и в теории их называют валовыми (совокупными).
Согласно п. 2 ПБУ 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации» под доходами организации понимается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
К ним относятся правила признания и определения величины доходов.
Рисунок 1.1 – Определение доходов
При этом на рисунке 1 раскрыты виды доходов, которые не включаются в состав доходов, в том числе имеющие отношение к выручке.
Рисунок 2 - Не признаваемые доходы в бухгалтерском учете
После признания доходов рассмотрим классификацию доходов. Классификация доходов в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности организации представлена на схеме (рисунок 1.3).
Рисунок 3 - Классификация доходов для управления
Как видно по классификации основным видом дохода является выручка.
Понятие «доход» в бухгалтерском и налоговом учете определяется практически одинаково. В целях налогообложения прибыли доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Расшифровки понятия «экономическая выгода» не дает ни ПБУ 9/99, ни в НК РФ. Этот термин содержится в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике РФ, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров РФ 29.12.1997. В соответствии с п. 7.2.1 Концепции будущие экономические выгоды представляют собой потенциальную возможность имущества прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию. Считается, что актив принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:
- использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
- обменян на другой актив;
- использован для погашения обязательства;
- распределен между собственниками организации.
В целях налогообложения прибыли доходы от сдачи имущества в аренду, от предоставления в пользование прав на объекты интеллектуальной собственности могут быть учтены как в составе доходов от реализации, так и в составе внереализационных доходов. При этом в бухучете доходы от участия в уставных капиталах других организаций могут учитываться либо в составе доходов от обычных видов деятельности, если это является предметом деятельности организации, либо в составе прочих доходов, когда участие в уставных капиталах других организаций не является предметом деятельности организации. В целях налогообложения прибыли доходы от участия в уставных капиталах других организаций относятся ко внереализационным доходам организации.
Таким образом, перечень доходов от обычных видов деятельности в бухучете и доходов от реализации в целях налогообложения прибыли может быть сформирован одинаково, за исключением доходов от участия в уставных капиталах других организаций.
Принимая во внимание последовательность торгово-экономической деятельности, особенности создания доходов и затрат, процесс создания доходов на торговом предприятии можно представить следующим образом на рисунке 4.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Батыршина Н.И. Прибыль предприятия как основной финансовый показатель его деятельности и пути её увеличения / Батыршина Н.И. // Экономика и социум. – 2020. – №1-1. – С. 255 – 258.
2. Беланова Н.Н. Пути увеличения прибыли на предприятии / Н.Н. Беланова, Б.Б. Давлатова// Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2021. – №19. – С. 12-19.
3. Бернстайн, Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация [Текст]: пер. с англ. / гл. редактор серии проф. Я.В.Соколов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 624 с.
4. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс / И. А. Бланк. ‒ Киев: Эльга, Ника‒Центр, 2018. ‒ 681 с.
5. Болотнова Е.А. Формирование прибыли на предприятиях / Е.А. Болотнова, С.Ю. Соколов// Деловой вестник предпринимателя. – 2021. – №2 (2). – С.10-12.
6. Бочаров В.В. Комплексный экономический анализ: учебник / В.В. Бочаров. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 280 с.
7. Вахрушина М.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / М.А. Вахрушина. ‒ Москва : Вузовский учебник, 2020. ‒ 420 с.
8. Гаврилова А.Н. Финансы организаций (предприятий): учебник / А.Н. Гаврилова, А.А. Попов. ‒ Москва : КНОРУС, 2018. ‒ 608 с.
9. Гоник Г.Г. Рентабельность и пути ее повышения / Г.Г. Гоник// Colloquium‒journal. ‒ 2021. ‒ №13 (65). – С. 128‒132.
10. Жилкина А.Н. Финансовый анализ: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / А.Н. Жилкина. ‒ Москва : Издательство Юрайт, 2018. ‒ 285 с.
11. Журавлева В.Н. Актуальные вопрсы и современный опыт анализа финансового состояния организации: монография / В.Н. Журавлева, А.Н. Болтенков, А.В. Шипицын. ‒ БелУКЭП, 2018. ‒ 144 с.
12. Зайцев Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием: учебное пособие / Н.Л. Зайцев. ‒ Москва : ИНФРА‒М, 2020. ‒ 455 с.
13. Зонова, А. В., Адамайтис, Л.А. Бухгалтерский учет и анализ [Текст]: учебное пособие. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2016. – 576 с.
14. Илышева Н.Н. Анализ в управлении финансовым состоянием коммерческой организации: учебное пособие / Н.Н. Илышева. ‒ Москва : Финансы и статистика; ИНФРА‒М, 2020. ‒ 240 с.
15. Ионова А.Ф. Финансовый анализ: учебник / А.Ф. Ионова. ‒ Москва : ТК‒Велби, Проспект, 2018. ‒ 475 с.
16. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В.В. Ковалев. ‒ Москва : Финансы и статистика, 2018. ‒196 с.
17. Коровкина Н.И. Методологические подходы к определению понятия «прибыль» / Н.И. Коровкина, Е.С. Ласикова// Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. ‒ 2020. ‒ №2. ‒ С. 2.
18. Лиференко Г.Н. Финансовый анализ предприятия: учебное пособие для ВУЗов / Г.Н. Лиференко. ‒ Москва : Экзамен, 2020. ‒ 419 с.
19. Маншеева Л.Н. Экономический анализ: учебное пособие / Л.Н. Маншеева, З.Б. Дугуржапов, М.А. Дугуржапова. ‒ Улан‒Удэ: Изд‒во ВСГТУ, 2018. ‒ 317 с.
20. Маркарьян Э.А. Финансовый анализ: учебное пособие / Э.А. Маркарьян. ‒ Москва : ФБК‒ПРЕСС, 2018. ‒ 267 с.
21. Молдован А.А. Виды прибыли и факторы ее определяющие / А.А. Молдован // E-Scio. ‒ 2022. ‒ №5 (56). ‒ С. 10-14.
22. Монакова А.В. Анализ финансового состояния по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности / А.В. Монакова // E‒Scio. ‒ 2022. ‒ №1 (64). ‒ С. 484‒488.
23. Никулина Н.Н. Финансовый менеджмент организации. Теория и практика: учебное пособие / Н.Н. Никулина, Д.В. Сухоедов, Н.Д. Эриашвили. ‒ Москва : ЮНИТИ, 2020. ‒ 511 с.
24. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятия / Пястолов С.М. – Москва : Академический проект, 2018. ‒ 573 с.
25. Рожкова А.А. Особенности организации финансово‒хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов в современных условиях / А.А Рожкова // Наука и образование сегодня. – 2022. – №5 (64). – С. 25‒27.
26. Романовская Е.В. Анализ факторов, влияющих на прибыль предприятия/ Е.В. Романовская, Е.А.Семахин, А.В.Захарова, Е.Д. Закунова // Московский экономический журнал. – 2021. – №5. – С. 626-630.
27. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. ‒ Москва : ИНФРА‒М, 2020. ‒ 649 с.
28. Сайын‒Оол С.С. Финансовое состояние коммерческой организации и методы его анализа // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – №3‒2. – С. 107‒113.
29. Скорев М.М. Прибыль и рентабельность в современной экономике организации / М.М. Скорев, Т.О Графова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. ‒ 2021. ‒ №4. ‒ С. 130-136.
30. Славкина А.В. Формирование прибыли и факторы, ее определяющие // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. №6-2. С. 60-67.
31. Файдушенко В.А. Финансовый анализ: теория и практика: учебное пособие / В.А. Файдушенко. ‒ Хабаровск, Изд‒вл ХГТУ, 2020. ‒ 190 с.
32. Шалаева, Д.В. Стратегический управленческий учет прибыли / Д.В. Шалаева// Московский экономический журнал. – 2021. – №2. – С. 598-606.
33. Шеремет А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: учебное пособие / А.Д. Шеремет. – Москва : ИНФРА‒М, 2021. ‒ 470 с.