Фрагмент для ознакомления
2
Свободные и открытые рынки являются основой динамичной экономики. Агрессивная конкуренция среди продавцов на открытом рынке дает потребителям - как частным лицам, так и предприятиям - преимущества от более низких цен, более высокого качества продуктов и услуг, большего выбора и обилия инноваций. Отечественный и зарубежный опыт общественного развития продемонстрировал необходимость воздействия государства на действия монополий для согласования интересов всех участников с целью поиска наиболее оптимальных путей прогресса общества. Актуальность работы заключается в том, что в современных условиях монополизация отрасли является важной проблемой любой страны.
Эффективное регулирование рыночной экономики основывается на принципах, которые могут гарантировать единство в экономическом пространстве и свободе экономической деятельности .
Свобода экономического поведения хозяйствующих субъектов ограничивается в такой мере, в какой эта свобода может нанести вред рыночной экономике. Именно поэтому в развитие конституционных принципов запрета монополизации и недобросовестной конкуренции в Российской Федерации сформирована система законодательства, направленная на защиту конкуренции .
Целью данной работы является рассмотрение антимонопольной политики государств и российского опыта.
Задачи:
- описать сущность и виды монополий;
- рассмотреть основные задачи, функции и принципы антимонопольной политики;
- изучить зарубежный опыт проведения антимонопольной политики;
- рассмотреть антимонопольное законодательство в России;
- сделать сравнительно-правовой анализ антимонопольной политики в РФ и странах ЕАЭС;
- изучить особенности антимонопольной политики в России;
- описать проблемы и перспективы антимонопольной политики в России.
Объект исследования – антимонопольное регулирование. Предмет исследования – антимонопольная политика России и других стран.
Глава 1 Теоретические аспекты антимонопольной политики
1.1 Сущность и виды монополий
Одним из направлений создания конкурентной политики в российской и зарубежной экономике является антимонопольное регулирование. Деятельность монополий формирует весомые барьеры в создании условий для экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства .
Практическая необходимость формирования системы антимонопольного регулирования крайне актуальная для экономики России, поскольку в стране есть ряд отраслей, где функционируют монополии. Их деятельность контролирует основную долю рынка, препятствуя интенсивному развитию, и влияя на качество жизни населения, ведь производство монополистами имеет свойство проводить искусственное завышение цен на продукцию.
Признаками монополии являются три основные характеристики:
1. Присутствие лишь одного производства и/или продавца.
2. Отсутствие продукции, которая была бы заменителем.
3. Компания-монополист – единственный производитель и поставщик определенного продукта.
Роль монополий в экономике страны имеет очень противоречивый характер. Существуют мнения как об отрицательном влиянии монополий на экономическую эффективность, так и о положительном воздействии монополий на рынок и общество в целом. Однако большинство экономистов все же считают, что деятельность монополий снижает благосостояние людей и вызывает «безвозвратные потери». Именно поэтому государство должно проводить антимонопольную политику, направленную на создание условий для равной конкуренции, которая способствует эффективному распределению ресурсов и устойчивому экономическому развитию.
Ценовая дискриминация - это продажа одного и того же товара по разным ценам, причем не только на разных сегментах рынка, но даже одному и тому же покупателю.
С одной стороны, источник дополнительной сверхприбыли - часть выигрыша покупателя -выглядит при ценовой дискриминации как отъем у покупателя каких-то благ.
Однако рента (или выигрыш) покупателя по сути - это умозрительно сэкономленные им деньги от сопоставления собственной оценки товара по сравнению с ценой рынка. Выигрыш возникает только у тех покупателей, которые оценивают товар выше его рыночной стоимости. Собственные представления о цене формируются у покупателя, прежде всего, на основе его дохода и степени потребности в данном товаре. Однако на восприятие товара и его оценку также воздействует множество других, подчас неэкономических факторов. Это - разного рода ожидания, срочность, группа культурных, психо-эмоциональных факторов и т.д. Подобные тонкости в поведении покупателя изучает экономическая психология, поведенческая экономика и нейроэкономика.
К тому же, как правило, редко встречаются случаи, когда отдельный покупатель на дорогом рынке, узнав, что цена оказалась ниже, чем он предполагал, ощутимо увеличивает объем покупки. Следовательно, продажа товара по цене, которую покупатель готов заплатить и считает справедливой, на чем собственно и основана дискриминация в чистом виде, не является аморальной. Благосостоянию данного покупателя вряд ли повредит появление сегмента рынка с ценой, доступной для людей с более низкими доходами. К тому же расширение объема продаж при множественности цен стимулирует создание дополнительных рабочих мест, о чем конкретно в исследованиях не указывается, хотя это очень важный фактор общественного благосостояния.
Особенность монополистической конкуренции заключается во взаимозависимости фирм друг от друга. Другими словами, олигополия имеет право на существование, если количество предприятий в отрасли столь мало, что когда формируется ценовая политика каждой из фирм необходимо учитывать реакции конкурентов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»//https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h11300094 (дата обращения 24.11.2023)
2) ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ от 5 декабря 2000 года №ЗР-112 «О защите экономической конкуренции»// https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3627 (дата обращения 24.11.2023)
3) Закон Кыргызской Республики от 22 июля 2011 года № 116 «О конкуренции»// https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31031478 (дата обращения 24.11.2023)
4) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 24.11.2023)
5) Модельный закон "О конкуренции" УТВЕРЖДЕН Решением Высшего Евразийского экономического совета от 24 октября 2013 года N 50// https://docs.cntd.ru/document/499059053 (дата обращения 24.11.2023)
6) Предпринимательский кодекс Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V ЗРК// https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000375 (дата обращения 24.11.2023)
7) Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения 24.11.2023)
Статьи, монографии, учебники
8) Баркова Д. М. Проблемы развития конкуренции и антимонопольного законодательства в условиях согласования общественных интересов и личных прав граждан// Проблемы взаимодействия публичного и частного права при регулировании цифровизации экономических отношений : материалы V Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 19 мая 2022 г.) / ответственный за выпуск А. В. Курдюмов, ответственный редактор Н. С. Громова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральское отделение Вольного экономического общества России, Уральский государственный экономический университет. — Екатеринбург : УрГЭУ, 2022. С. 17-20
9) Белкин В. Н. Экономическая теория труда - Москва: Экономика, 2021.
10) Беляева К. И. Сравнительно-правовой анализ антимонопольной политики в РФ и странах ЕАЭС// Россия — Азия — Африка — Латинская Америка: экономика взаимного доверия [Текст] : материалы X Евразийского экономического форума молодежи (Екатеринбург, 16–19 апреля 2019 г.) : [в 3 т.] / [отв. за вып. : Я. П. Силин, Р. В. Краснов, Е. Б. Дворядкина ; ред. кол. : Е. Г. Анимица, В. Ж. Дубровский, А. Ю. Коковихин и др.]. — Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2019. — Т. 3. С. 63-66
11) Бутаева Е. М. Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху: опыт России//ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Сборник статей по итогам международной научно-практической конференции. Отв. редактор О.В. Белая. 2020. С. 65-75
12) Власенко К.О., Кадилова Л.Э. Особенности антимонопольной политики в России и за рубежом// АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. Материалы Х Международной научной конференции. Составители Е.О. Вострикова, Л.П. Гвоздарева. 2020. С. 61-65
13) Григорьева Е.В. Общественная эффективность монополии // Актуальные вопросы современной экономической науки. 2021. С. 49-54.
14) Крупнов Ю.А. Защита конкуренции и экономический рост. В сборнике: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ. Сборник научных статей 19-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2020. С. 250-262.
15) Музюков Н.А. Антимонопольное регулирование на современном этапе: проблемы и перспективы // Молодой ученый. 2020. № 50 (340). С. 281-282.
16) Рамазанова Л.О., Буткевич О. В. Сравнительный анализ правового регулирования конкуренции в РФЫ и зарубежных странах//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции c международным участием профессорско-преподавательского состава, аспирантов и магистров. 2019. С. 26-29
17) Розанова Н.М. Конкуренция и монополия в цифровую эпоху//Общественные науки и современность. 2021. № 1. С. 63-72.
18) Самолысов П. В. Конкурентное право: глоссарий понятий / науч. ред. и предисл. С. В. Максимова. М.: Норма; ИНФРА-М, 2018.
19) Симкина Л. Г. Экономическая теория. - Москва - Санкт-Петербург - Нижний Новгород - Воронеж : Питер, 2021.
20) Сынков А.Д., Валова Ю.И. Особенности антимонопольного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации и за рубежом. В сборнике: Социально-экономическое развитие: проблемы, тенденции, перспективы: Сборник научных статей участников 20-й Международной научно-практической конференции (25 мая 2021 года, г. Курск) в рамках III Московского академического экономического форума / Курский филиал Финансового университета при Правительстве РФ. - Курск: ЗАО "Университетская книга", 2021. - с. 266-269.
21) Худяков В. В. Проблемы и пути совершенствования антимонопольного регулирования//НАУКИ ОБ УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ, ЭКОНОМИКОЙ И ОБЩЕСТВОМ. Материалы XI студенческой научной конференции с международным участием. Редколлегия: О.П. Кузнецова (отв. ред.) [и др.]. Омск, 2023. С. 173-175
22) Щербакова А. Ю. Проблемы антимонопольного регулирования в России// ЛУЧШАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА 2022: сборник статей VII Международного научно-исследовательского конкурса. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2022. С. 43-44
23) Черданцева А. А., Валова Ю. И. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство//ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ: НОВЫЕ ЗАДАЧИ И ГОРИЗОНТЫ. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.А. Гальченко. Курск, 2023. С. 210-213