Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития. Дети с задержкой психического развития — многочисленная категория, разнородная по своему составу. Значительное место в структуре дефекта у детей с задержкой психического развития занимает недоразвитие речи. В связи с этим проблема ранней коррекции отклонений в речевом развитии у детей дошкольного возраста приобретает особое значение для их полноценного развития и обучения (Л.С. Выготский, Е.И. Винарская, Е.М. Мастюкова и др.).
В соответствии с ФГОС на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка с особенностями его психического и физического развития, его возможностями и способностями. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обусловливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию ребенка с задержкой психического развития. Нарушения речи детей с задержкой психического развития преимущественно носят системный характер и входят в структуру дефекта
Многим детям присущи недостатки звукопроизношения (замены и смешения звуков, неправильное произношение) и фонематического развития которое проявляется в ошибках звукового анализа. Так же отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, дети плохо понимают смысл и содержание рассказа, затруднен процесс пересказа. Незрелость внутренних речевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений, но и касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказывать небольшой текст, составлять рассказ по серии сюжетных картинок, описывать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание. В поисках новых форм и методов работы мы интегрируем в коррекционную работу знания смежных дисциплин и инновационных технологий.
Одним из таких методов является метод мнемотехники. На сегодняшний день он один из эффективных направлений в развитии связной речи детей с задержкой психического развития. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.
Прием мнемотехники позволяет не только развивать связную речь, обогащать словарный запас дошкольников, но и способствует развитию внимания, зрительно-образного мышления и зрительной памяти, воображения.
При задержке психического развития формирование связной речи протекает с определенными трудностями, описанными в работах В.П. Глухова, Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой и др.
Однако в литературе недостаточно данных о содержании работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, что и определяет актуальность нашего исследования.
Возникает противоречие между необходимостью формирования связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития и недостаточным использованием потенциала мнемотехники.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске путей формирования связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с с задержкой психического развития средствами мнемотехники
Объект исследования – процесс развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с с задержкой психического развития средствами мнемотехники
Предмет исследования – мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами мнемотехники
Задачи исследования:
1) Анализ понятия «связная речь» в психолого-педагогической литературе
2) Рассмотреть особенности связной речи у детей задержкой психического развития средствами мнемотехники
3) Выявить уровень связной речи задержкой психического развития средствами мнемотехники
4) Разработать комплекс заданий по развитию связной речи у детей с задержкой психического развития средствами мнемотехники.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
• Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
• Эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
• Математические: обработка эмпирических данных.
Теоретической основой исследования явились: теория формирования связной речи ((В.П. Глухов, Л.Г. Парамонова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховскаяи др.);
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе применена мнемотехника при исследовании проблемы формирования связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы формирования связной речи у старших дошкольников с ЗПР.
База исследования: МБДОУ № 123
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения..
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ МНЕМОТЕХНИКИ
1.1 Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
Речь – является важнейшей творческой психической функцией человека.
Связная речь – уникальный инструмент, который формируется, в процессе эволюции, развитие которой возможен только в определенный период жизни, при общении с другими людьми [6].
Проблема развития детской речи издавна привлекала к себе внимание разных специалистов в России и за рубежом (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Фридрих Фребель, М. Монтессори)..
Обучение развитию связной речи у детей имеет глубокие корни в отечественной методике. В работах таких знаменитых авторов, как К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой, закладывались основы этой методики. С течением времени, другие ученые и специалисты, такие как М.М. Конина, А.М. Леушина, О.И. Соловьева, Л.А. Пеньевская, Е.И. Тихеева
Когда рассматриваются особенности формирования связной речи у детей дошкольного возраста с нормальным развитием речи, неизбежно упоминаются исследования таких авторов, как Л.П. Федоренко, Ф.А. Сохина, О.С. Ушакова и другие.
Их работы указывают на то, что элементы монологической речи появляются у нормально развивающихся детей уже в возрасте 2-3 лет.
К 5-6 годам дети начинают активно овладевать монологической речью, так как к этому времени они уже осваивают фонематическое развитие речи и в основном усваивают грамматический, морфологический и синтаксический строй своего родного языка.
Исследователи, такие как А.Н. Гвоздев, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, О.С. Ушакова и другие, утверждают, что дети в возрасте 4 лет уже могут описывать предметы и повествовать, а к 7 годам могут высказывать короткие рассуждения.
Однажды С.Л. Рубинштейн сказал, что речь – это путь общения, которое осуществляется через язык. Он сравнил речь с языком, активно действующим во время общения. Речь представляет собой объединение установленной активности общения и установленного содержания, которое отражает само существование. То есть, речь является моделью присутствия сознания (мыслей, эмоций, переживаний) для другого человека, а также моделью обобщенного отображения реальности и формой существования мышления. Речь – это язык, действующий в контексте индивидуального сознания.
Термин «связная речь» имеет несколько значений:
- процесс, деятельность говорящего;
- продукт, результат деятельности, текст, высказывание;
- название раздела работы по развитию речи.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. Москва: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. 136 с.
2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. – М. : Просвещение, 2019. – 255 с.
3. Галицких, Е. О. Диалог в образовании как способ толерантности / Е. О. Галицких. – Москва: Академический проспект, 2004. – 240 с.
4. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Москва : Просвещение, 2019. – 472 с. 18.
5. Гончаренко, В. М. Развитие связной речи у дошкольников с нарушениями развития: монография. - М.: Гуманитарное агентство "Академия", 2014.
6. Запорожец, А. В. Методика оказания помощи детям дошкольного возраста с нарушениями развития речи. - М.: Издательский дом "Магистр", 2017.
7. Крилова, Н. М. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие. - М.: Издательство "Форум", 2012.
8. Мещерякова, Н. П. Психология развития речи детей с задержкой психического развития. - М.: Издательство "Академия", 2010.
9. Никулина, Е. Г. Основы мнемотехники речевого развития у детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2016.
10. Полякова, О. А. Особенности развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития: монография. - М.: Гуманитарный издательский центр "Ректор", 2015.
11. Симонова, Е. В. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в условиях использования мнемотехники. - М.: Издательский дом "Академия", 2013.
12. Ушакова, Т. О. Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. - М.: Издательство "Магистр-Пресс", 2011.
13. Фролова, Н. И. Развитие связной речи у дошкольников с психическими нарушениями: учебное пособие. - М.: Издательство "Форум", 2015.
14. Хаускараева, З. В. Методика развития связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием мнемотехники: учебное пособие. - М.: Издательство "Академия", 2018.
15. Чуркина, Н. И. Развитие связной речи дошкольников с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие. - М.: Издательский центр "Ректор", 2014.
16. Шабельникова, О. Е. Психология развития речи в детском возрасте: учебник. - М.: Издательский дом "Магистр", 2019.
17. Шатковская, Е. Р. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: монография. - М.: Гуманитарное агентство "Академия", 2017.
18. Шерстнева, В. А. Основы методики коррекционной помощи детям старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. - М.: Издательский дом "Академия", 2016.
19. Яковлева, А. В. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие. - М.: Издательский центр "Ректор", 2013.