Фрагмент для ознакомления
2
Лексическое развитие младших школьников в начальной школе, особенно при использовании интерактивных тетрадей для изучения английского языка, тесно переплетается с их психологическими особенностями и особенностями развития. Согласно глубоким размышлениям Б.Д. Эльконина в книге «Психология развития» (2007), педагогический подход должен резонировать с уникальным когнитивным и эмоциональным ландшафтом этой возрастной группы.
На начальных этапах школьного обучения когнитивная архитектура детей характеризуется преимущественно склонностью к лудической (игровой) деятельности, которая составляет основу их учебного процесса. Эта склонность к игровым формам обучения проявляется в виде яркой склонности к исследованиям, открытиям и кинестетическому взаимодействию с учебными материалами. Интерактивные тетради, в силу своей динамичности и увлекательности, органично вписываются в эту склонность к лудизму, способствуя погружению в интерактивный процесс усвоения лексики.
Одновременно с переходом к формальному образованию происходит постепенная метаморфоза от игровой деятельности к более структурированным академическим занятиям. Эльконин определяет этот переход как критический момент развития, когда учебная деятельность начинает играть более заметную роль. Это фаза, отмеченная ростом когнитивных способностей, когда приобретение языковых конструкций и словарного запаса становится не просто академическим упражнением, но и ключевым элементом социализации и когнитивного развития.
Психологическая структура юных учеников на этом этапе характеризуется растущим чувством любопытства и врождённым стремлением к усвоению языка. Когнитивная пластичность этого возраста делает их особенно восприимчивыми к языковым нюансам, а значит, это подходящий период для формирования прочной лексической компетенции. Интерактивные тетради, в которых сочетаются визуальные стимулы, тактильное взаимодействие и когнитивные задачи, отвечают этим особенностям развития, предлагая гармоничное сочетание игры и обучения.
Вдобавок ко всему, точка зрения Эльконина подчеркивает важность учета аффективных и мотивационных аспектов молодых учеников. Эмоциональный резонанс и чувство достижения, которые могут вызвать интерактивные тетради, играют важную роль в поддержании вовлеченности и энтузиазма в лексическом путешествии. Таким образом, этот подход не только соответствует психологическим и развивающим склонностям младших школьников, но и воспитывает глубокую привязанность к английскому языку, прокладывая путь к лингвистическому и культурному исследованию на протяжении всей жизни.
Резюмируя, можно сказать, что применение интерактивных тетрадей в обучении английскому языку младших школьников должно быть тесно увязано с их психологическими и развивающими особенностями, о которых говорит Эльконин. Гармонизируя лудический и академический аспекты обучения, эти инструменты могут значительно повысить эффективность усвоения лексики, сделав этот процесс не только эффективным, но и радостным исследованием для юных умов.
Лексика, или словарный запас языка, является неотъемлемым компонентом языкового развития учащихся, особенно в контексте обучения английскому языку. Как отмечает Браун Х. Духлас, овладение обширным и функциональным словарным запасом имеет первостепенное значение для эффективного понимания и общения на новом языке. Это особенно важно для младших школьников, которые находятся на начальном этапе развития языка и для которых богатый лексикон может значительно улучшить когнитивные и коммуникативные способности [Brown, H. Douglas. 2014, с. 112].
Кэмерон Линн подчеркивает важность лексических знаний в первые годы изучения языка. Она утверждает, что раннее овладение обширным словарным запасом иностранного языка, например английского, способствует не только языковому мастерству, но и более глубокому пониманию культурных нюансов и контекстов [Cameron 2001, p. 89]. Это согласуется с мнением Эллиса Рода, который утверждает, что овладение словарным запасом – это не только изучение слов, но и понимание их использования в различных контекстах, что очень важно для молодых учащихся [Ellis 2005, с. 78].
Значение словарного запаса выходит за рамки простого распознавания или запоминания слов. Как отмечает Нейшн, оно включает в себя способность обучающихся правильно применять слова в различных коммуникативных сценариях, тем самым объединяя лексические знания с прагматической компетенцией. Такая интеграция крайне важна на ранних этапах изучения языка, поскольку закладывает основу для формирования более сложных языковых навыков [Nation 2013, с. 215].
Кроме того, Майкл Маккарти подчеркивает роль лексики в развитии когнитивных аспектов изучения языка. Богатый словарный запас способствует развитию критического мышления и навыков решения проблем, которые необходимы для всестороннего развития учащихся [McCarthy 2017, с. 132]. Это подтверждает и Шмитт, который подчеркивает когнитивную активность, возникающую при изучении и использовании новых слов, тем самым делая овладение лексикой ключевым фактором когнитивного развития [Schmitt 2020, с. 58].
Джереми Хармер, обсуждая педагогические аспекты преподавания лексики, выступает за интерактивные и увлекательные методы, которые находят отклик у маленьких учеников. Использование интерактивных тетрадей в данном исследовании согласуется с точкой зрения Джереми Хармера, предлагая инновационный и эффективный инструмент для изучения лексики [Harmer 2015, с. 237].
Лексика английского языка играет важнейшую роль в образовании учащихся. Она не только облегчает общение и понимание, но и вносит значительный вклад в когнитивное и культурное понимание. Этот основополагающий аспект изучения языка обогащается благодаря интерактивным методикам, таким как использование интерактивных тетрадей, которые рассматриваются в последующих разделах данной главы.
Восприятие и усвоение лексики учащимися младшего возраста имеет свои особенности, которые являются ключевыми для понимания процесса овладения языком в раннем образовании. Младшие школьники, в силу своего развития когнитивных и языковых способностей, воспринимают новые лексические единицы иначе, чем учащиеся старшего возраста.
Характерной особенностью усвоения лексики младшими школьниками является тенденция к конкретному, тактильному усвоению. Зачастую младшие школьники лучше усваивают значение слов через осязательные ощущения. Например, такие слова, как «мягкий», «шершавый» или «холодный», лучше воспринимаются учащимися, когда они могут физически потрогать предметы, олицетворяющие эти прилагательные. Такая тактильная ассоциация способствует сохранению этих лексических единиц в памяти, расширяя их лингвистический репертуар.
Еще одной особенностью является склонность к контекстному обучению. Учащиеся младшего возраста хорошо усваивают лексику, используя контекстуальные подсказки в ближайшем окружении или в рассказах.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Brown, H. Douglas. Teaching by Principles: An Interactive Approach to Language Pedagogy. 2014. 576 pp.
2.Cameron, Lynne. Teaching Languages to Young Learners. 2001. 276 pp.
3.Celce-Murcia, Marianne, and Diane Larsen-Freeman. The Grammar Book: Form, Meaning, and Use for English Language Teachers. 2019. 854 pp.
4.Ellis, Rod, and Gary Barkhuizen. Analysing Learner Language. 2005. 404 pp.
5.Ellis, Rod. The Study of Second Language Acquisition. 2008. 1148 pp.
6.Gardner, Howard. Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences. 2011. 528 pp.
7.Gass, Susan M., and Larry Selinker. Second Language Acquisition: An Introductory Course. 2008. 648 pp.
8.Harmer, Jeremy. The Practice of English Language Teaching. 2015. 448 pp.
9.Krashen, Stephen. Principles and Practice in Second Language Acquisition. 1982. 202 pp.
10.Lightbown, Patsy M., and Nina Spada. How Languages are Learned. 2013. 304 pp.
11.McCarthy, Michael. English Vocabulary in Use. 2017. 280 pp.
12.Nation, I.S.P. Learning Vocabulary in Another Language. 2013. 640 pp.
13.Nunan, David. Designing Tasks for the Communicative Classroom. 1989. 224 pp.
14.Pinter, Annamaria. Teaching Young Language Learners. 2017. 288 pp.
15.Richards, Jack C., and Richard Schmidt. Longman Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics. 2010. 656 pp.
16.Schmitt, Norbert. Vocabulary in Language Teaching. 2020. 240 pp.
17.Thornbury, Scott. Natural Grammar: The Keywords of English and How They Work. 2006. 192 pp.
18.Tomlinson, Brian. Materials Development in Language Teaching. 2011. 386 pp.
19.Ur, Penny. A Course in English Language Teaching. 2012. 360 pp.
20.Willis, Jane. A Framework for Task-Based Learning. 1996. 194 pp.
21.Комкова И.Ф. Английский̆ язык для детей. – М.: Просвещение, 2000. –С. 40-50.
22.Кувшинкин В.И. Методика обучения иностранному языку в начальной̆ школе. – М.: Просвещение, 2000. – 250 с.