Фрагмент для ознакомления
2
Методология в праве представляет собой сложный социокультурный феномен, ярко отражающий специфику современного познавательного дискурса. Процесс утверждения методологических доктрин в современной отечественной юриспруденции обусловливает все более активный поиск новых средств понимания права, а также процесс радикального переосмысления традиционных средств.
Эта проблема становится тем более реальной на фоне нового образа гуманитарного знания, возникающего в реалиях современного мировоззрения, и развивающейся тенденции в юриспруденции, которая вынуждена постоянно обращаться к прошлому, к достижениям современной философской мысли в поисках средств преодоления методологического кризиса.
В этой связи рассмотрение подхода как методологической составляющей современной юриспруденции становится все более актуальным, а возможно, и более необходимым для определения его сущности через философское и юриспруденционное осмысление. Понимание сущности подхода как компонента методологии права и определение роли философии права в этой системе позволит не только обнаружить реальные тенденции в современном мировоззрении и раскрыть новые аспекты правового познания, но и решить многие теоретические и практические проблемы, связанные с современным правом.
Философия права играет ведущую роль в определении особенностей современного методологического дискурса, в котором применяются самые разнообразные подходы. Кроме того, в настоящее время в связи с активизацией процесса межкультурного диалога на фоне процесса глобализации возникла необходимость изучения многообразия правовых традиций и поиска соответствующих методологических подходов. Это определяет исследования в данной области, которые совершенствуют методологию права, стимулируют поиск более широкого использования философских соображений, особенно в сравнительном праве (в том числе сравнительно-историческом), и выходят на новые аспекты философско-правового восприятия.
Актуальность темы исследования. Вопрос о том, что такое право и какова его сущность, традиционно считался одним из основных в теоретической юриспруденции. Однако понятие права менялось с течением времени. Так, для Аристотеля право - это политическая справедливость, для средневековых ученых - божественное постановление, для Ж.Ж. Руссо - общая воля, для Р. Айринга - охранительный интерес, для Л. Петрейски - императив - вмененное чувство, для представителей юридического позитивизма право - повеление, государственный императив и так далее.
Многообразие определений права и постоянные споры о природе права привели некоторых исследователей к пессимистическому выводу о невозможности распознать сущность права. Очевидно, что здесь прав И. Кант. Кант сетовал, что юристы веками ищут определение права, а русский правовед Алексеев говорил: "Юрист не находит определения права".
На самом деле, проблема понимания права очень сложна. Ведь право - это выражение различных человеческих отношений и интересов, причем формы их выражения зависят от характера экономического развития общества, его социальной структуры, культурного уровня и исторических традиций. Право непосредственно связано с природой и жизнедеятельностью человека, непосредственно входит в сферу его поведения и поступков, уменьшая свободу человека и влияя на характер и способ удовлетворения различных потребностей как отдельных людей, так и сообществ людей.
Объектом исследования выступает правовые отношение в области философского осмысления "сущности права".
Предметом исследования являются правовые концепции, характеризующие философское осмысление "сущности права".
Целью исследования является проанализировать философское осмысление "сущности права".
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть становление на основе философского знания правовых идей в эпоху античности;
2.исследовать основные идеи и направления философии права: «смысл права», «цель права», «справедливость», «свобода», «равенство», «автономия личности»;
3.рассмотреть значение философско-правовых знаний в развитии юриспруденции;
4.исследовать представления о сущности права, правовой реальности, законности и правовой жизни в современной юридической науке.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации; законодательство и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых, такие как: Азизов Н.П., Акулич Д.В., Арбузников В.С., Гресько П.Д., Кениспаев Ж.К., Кожевников В.В., Лапаева В.В., Лапшин В.Е. и другие авторы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем философского осмысления "сущности права".
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Идея «сущности права» как философская и правовая проблема
1.1.Становление на основе философского знания правовых идей в эпоху античности
Мыслители античности внесли важнейший вклад в развитие правовых и нравственно-этических учений.
Зарождение философской мысли в Греции (VI-V вв. до н.э.) определялось, прежде всего, политической ситуацией, связанной с крушением старого патриархального строя в греческих городах-государствах и старых традиций, на которых этот строй основывался. Патриархально-аристократический строй и его законы держались на силе традиции, освящались мифами и древними эпическими сказаниями и во многом отождествлялись с "естественной" справедливостью. Новый политико-правовой порядок по своей природе не мог опираться на авторитет традиции.
Переход к новым общественным отношениям, регулируемым уже не традицией, не властью царей, непосредственно приписываемых Богу или божественным предкам, а законом и решениями собраний людей, заставлял пересмотреть рациональную основу этих отношений [5; C.11].
Старые формы власти были священны для народа, поскольку основывались на религиозных чувствах, выраженных в мифах. Новая власть была лишена этих преимуществ и должна была искать свою легитимность в принципах, заданных разумом и моральным сознанием. Ее первопроходцы (так называемые мудрецы, софисты, носители мудрости, или философы, которых позже скромно назвали "любителями мудрости") были вынуждены апеллировать исключительно к разуму и его фундаментальным принципам.
Выяснение общих принципов права, основанных на разуме, стало главной миссией и задачей философов. Прежде всего философы должны были понять, как можно раскрыть сущность отдельных и разнообразных вещей и явлений, начиная с единого бытия, его внутренней целостной сущности.
Первоначально бытие представлялось древним философам в виде чувственно воспринимаемых сущностей, основу которых составляли вода, воздух, огонь и т.д. В то же время постепенно стало формироваться понимание того, что сущность мира умопостигаема, духовна по своей природе и потому способна к саморазвитию. Однако этот универсальный принцип был еще недостаточно разработан, и из него нельзя было вывести конкретные понятия государства и права. Из одного всеобщего принципа философия должна вывести и раскрыть особенности конкретных видов сущностей, таких как природа, разум, справедливость и человек. Поэтому говорить о существовании философии права как науки в досократовский период античной философии не приходится.
Само понятие права в досократовский период еще не было выражено в четкой форме. Право означает справедливость, и закон полиса должен ей соответствовать. Но в то же время справедливость понималась как универсальный божественный порядок. Пифагор, труды которого не сохранились, но посвящены проблеме государственного устройства, рассматривал справедливость как одно из фундаментальных основополагающих изменений в мире и трактовал ее как число. Аристотель, критикуя Пифагора, говорит об этой работе: "Первое, что делает Пифагор, - это объясняет природу мира, причем объясняет природу мира как число". Пифагор первым заговорил о добродетели, но он ошибся. Важно, что, возведя добродетель в число, он не создал правильного учения о добродетели. Ведь справедливость - это не число, умноженное само на себя"[13; C.50].
Гераклит, один из величайших философов античности, находил высшую добродетель и доблесть граждан в справедливых законах, соответствующих божественному разуму - Логосу. Народ должен сражаться за закон, как сражаются за валы".
В первой половине V в. до н.э. основы морали и права были впервые философски осмыслены в Греции софистами. По их мнению, все знания являются лишь мнением. "Человек - мера всех вещей, что существует, то существует, что не существует, то не существует", - утверждал Протагор, крупнейший представитель софистики.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азизов, Н. П. развитие юриспруденции как науки / Н. П. Азизов // Наука и мир. – 2020. – № 9-1(85). – С. 55-58.
2. Акулич, Д. В. Влияние методологии Аристотеля на развитие современной юриспруденции / Д. В. Акулич // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2021. – № 2(145). – С. 107-115.
3. Арбузников, В. С. Догма права, история и теория права, философия права как структурные компоненты юридического знания / В. С. Арбузников // Научный аспект. – 2023. – Т. 7, № 1. – С. 741-748.
4. Афанасьевский, В. Л. Теория права и философия права как теоретические дискурсы: специфика и взаимоотношения / В. Л. Афанасьевский // Вестник Самарского юридического института. – 2020. – № 4(40). – С. 9-17.
5. Гресько, П. Д. Философия права о связи государства, права и нравственности / П. Д. Гресько // Вестник Костромского государственного технологического университета. – 2002. – № 6. – С. 11-12.
6. Кауфман, А. Философия права, теория права, правовая догматика / А. Кауфман // Государство и право. – 2019. – № 5. – С. 18-29.
7. Кениспаев, Ж. К. философия права в структуре современного научного знания / Ж. К. Кениспаев, Н. С. Серова, Ш. Ш. Давлатмуродов // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 1-2. – С. 190-193.
8. Кожевников, В. В. Философия права как идеологическая предпосылка философского типа понимания права / В. В. Кожевников, А. Е. Чередниченко // Вестник Омского университета. Серия: Право. – 2019. – Т. 16, № 4. – С. 13-25.
9. Лапаева, В. В. Либертарно-юридическая философия права как инструмент осмысления актуальных социально-правовых проблем / В. В. Лапаева // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2021. – Т. 16, № 6. – С. 11-37.
10. Лапшин, В. Е. Философия уголовно-исполнительного права как метафеноменальная основа уголовно-исполнительной системы / В. Е. Лапшин, В. В. Шаханов // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2019. – Т. 13, № 1(45). – С. 9-14.
11. Малинова, И. П. Философия права в системе юридического образования / И. П. Малинова // Российский юридический журнал. – 1995. – № 3(7). – С. 139-142.
12. Осипов, М. Ю. Философия права В.С. Нерессянца в контексте русской и советской философии права / М. Ю. Осипов // Актуальные проблемы российского права. – 2014. – № 6(43). – С. 1044-1053.
13. Попова, Ж. А. Догма права, история и теория права и философия права как структурные компоненты юридического знания / Ж. А. Попова // Студенческий вестник. – 2022. – № 22-5(214). – С. 50-51.
14. Савенков, А. Н. Философия права в России как идейно-теоретическая основа национальной правовой идеологии: история, современность и перспективы / А. Н. Савенков // Государство и право. – 2023. – № 8. – С. 7-23.
15. Суслонов, П. Е. Философия права как мировоззренческая и методологическая основа юридического мышления / П. Е. Суслонов // Научные исследования: от теории к практике. – 2015. – № 3(4). – С. 269-271.
16. Сырых, В. М. Общая теория права как философия, методология, логика и социология права / В. М. Сырых // Государственно-правовые исследования. – 2020. – № 3. – С. 20-22.
17. Философия и социология права: вопросы предметной репрезентации и специфики понимания правовых явлений в системе социальных отношений / М. В. Молчанова, И. В. Стремоухова, А. В. Плетнев, В. В. Балахонский // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – 2022. – Т. 11, № 5-1. – С. 157-164.
18. Чернавин, Ю. А. Философия права и теория права: проблема взаимоотношения / Ю. А. Чернавин // Философия права. – 2019. – № 1(88). – С. 72-79.
19. Шаталова, П. В. Философия права и общая теория права: проблема соотношения / П. В. Шаталова, Т. С. Черевиченко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 10-4(49). – С. 159-161.
20. Эриашвили, Н. Д. Философия права Аристотеля / Н. Д. Эриашвили, Ю. А. Иванова // Социально-гуманитарное обозрение. – 2023. – № 1. – С. 122-130.