Фрагмент для ознакомления
2
На сегодняшний день глобализационные процессы, происходящие на рынке металлургии, свидетельствуют, что сфера металлургии представляет собой неотъемлемый атрибут жизни цивилизованного общества.
Вопросы конкурентоспособности предприятий металлургии как на уровне отдельных дестинаций, так и на уровне предпринимательских структур становятся весьма актуальными, поскольку тесно связаны с повышением уровня конкурентоспособности национальной экономики.
В последнее время антимонопольное регулирование становится ведущим направлением всей экономической политики государства. Имущественные отношения в России регулируются гражданским кодексом [1].
Несмотря на то, что государство обычно действует в интересах создания условий для развития конкуренции, в национальной экономике в определенной мере присутствует и монополия. В связи с этим становится актуальным государственное регулирование металлургической сферы в Российской Федерации [2].
Данную тему исследовали следующие авторы: Алуян В.С., Бережнова Ю.Р., Буздова Д.З., Буздов З.З., Буров М.П., Васильев В.П., Вовк М.В., Соитова М.Х., Герасин А.Н., Горлова К.Ю., Доманова В.О., Зинковский М.А., Камаева Я.М., Кеворкова Ж.А., Маргулис Е., Кузнецова Ю.В., Есионова Т.В., Курбанов М.М., Коновалова И.А., Ломакин А.Л., Ильин П.А., Майструк В.А., Дудин Н.В., Макарова Т.Н., Семенова Е.Е., Манжула Т.Ю., Мартыненко Т.В., Гончарова О.Ю., Мартынов А.В., Михайлова Е.С., Шабетя И.В., Молот А.О., Николайчук О.А., Ключевой П.В., Панасейко Д.В., Петрушкевич Е.Н., Подгорный В.В., Полоник С.С., Смолярова М.А., Полуэктова К.О., Грекова Т.И., Ретинская В.Н., Сайдулаев Д.Д., Хасемикова С.Р., Старкова О.Я., Терещенко Т.А., Балашова И.В., Трофимов С.Е., Трухина О.А., Узакбай Р.С., Школьник Н.М., Щербакова Т.С., Ярлыченко А.А.
Целью работы является проведение оценки влияния государственного регулирования в рыночной экономике на предприятия металлургической промышленности.
Задачи, требующие решения для достижения данной цели:
провести исследование теоретических основ государственного регулирования экономики;
провести анализ деятельности ОАО «Тулачермет»;
определить направления совершенствования системы государственного регулирования в рыночной экономике на предприятия металлургической промышленности на примере ОАО «Тулачермет».
Объект работы ОАО «Тулачермет». Предмет - государственное регулирования в рыночной экономике на предприятия металлургической промышленности ОАО «Тулачермет».
Методологическую основу исследования составили системный подход, приемы логического, структурно-функционального анализа, экспертных оценок количественных и качественных показателей.
Теоретической базой исследования стали классические и современные труды ведущих ученых–экономистов, посвященные сущности и проблемам антимонопольного регулирования.
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики
1.1 Функционирование системы регулирования рыночной экономики
Рыночная экономика регулирует себя в основном без вмешательства государства посредством конкуренции частных предприятий и законов спроса и предложения. Потребительские предпочтения и свобода выбора управляют рыночными силами. Когда цены высоки, потребители покупают меньше. Когда цены низкие, потребители покупают больше. Производители создают больше продукции, когда спрос высок, и производят меньше, когда спрос падает. Конкуренция между компаниями стимулирует как эффективность, так и инновации. Личная заинтересованность частных компаний в получении прибыли приносит пользу потребителям, предоставляя им те продукты и услуги, которые они хотят. Рыночная экономика управляется не таким образом, чтобы уменьшить неравенство в доходах, и не ставит во главу угла обеспечение того, чтобы бедные люди могли позволить себе необходимые им товары и услуги [3].
Считается, что в Соединенных Штатах существует рыночная экономика, поскольку правительство принимает минимальное участие в управлении тем, какие товары производятся и какие цены устанавливаются предприятиями. В отличие от этого, в Северной Корее командная экономика, где центральное правительство обладает исключительным уровнем контроля над всей предпринимательской деятельностью [4].
Все социальные группы должны решить три вещи, чтобы создать экономическую систему:
Что производить.
Как это производить.
Кто получает продукт.
В условиях свободной рыночной экономики покупатели решают, что производить, посылая сигналы продавцам посредством своих моделей покупки. Продавцы имеют частную собственность и выбирают, что создавать, а покупатели (с помощью денег) решают, кто получит продукты или услуги. Чистая рыночная экономика регулирует себя посредством конкуренции (компании конкурируют за клиентов) и законов спроса и предложения без какого-либо внешнего контроля [5].
Идея свободной или чисто рыночной экономики заключается в том, что предприятия удовлетворяют потребности общества, преследуя свои собственные интересы. Чтобы продавцы преуспевали, они должны создавать продукты, приносящие пользу покупателям. Когда покупатели удовлетворены, компании процветают. Экономисты называют это “невидимой рукой” рынка.
Большинство современных экономик представляют собой тот или иной тип рыночной экономики, но ни одна из них не является чисто рыночной экономикой. У вас всегда есть какие-то виды ограниченного государственного участия, которые каким-то образом влияют на рынок, и которые могут меняться с течением времени по мере изменения экономики с течением времени [6].
Например, в странах с рыночной экономикой, таких как Дания, Канада, Япония и Англия, развились элементы плановой экономики (экономики, контролируемой правительством), потому что их правительства контролируют и/или обеспечивают тот или иной вид всеобщего медицинского обслуживания [7].
В некоторых странах, таких как Северная Корея, правительство полностью контролирует то, как люди производят товары и услуги и обмениваются ими. Северную Корею называют командной экономикой, потому что правительство распоряжается всеми факторами производства (вещами, необходимыми для производства чего бы то ни было) – землей, рабочей силой и капиталом. Здесь нет свободы воли или выбора. Командную экономику также называют плановой экономикой.
Некоторые страны с командной экономикой, такие как Китай, переняли элементы рыночной экономики, что делает Китай смешанной экономикой. В то время как правительство Китая контролирует многие отрасли промышленности, реформы, проведенные за последние несколько десятилетий, позволили частным компаниям конкурировать с государственными предприятиями, что повысило экономическую эффективность и предприимчивость Китая [8].
На самом деле чистых рыночных экономик не существует. Каждая экономика в мире находится где-то на границе между командной экономикой и экономикой свободного рынка.
1.2 Проблемы системы регулирования рыночной экономики
Как и большинство экономик развитых стран, Америка представляет собой смешанную экономику. Это рыночная экономика с некоторыми элементами плановой экономики (участие государства), которые развивались с течением времени. Конституция Соединенных Штатов и последующие поправки к ней были разработаны как для защиты некоторых аспектов рыночной экономики, так и для распространения ограниченного государственного контроля на другие аспекты рыночной экономики США.
Некоторые способы, которыми Конституция одновременно защищает рыночную экономику и допускает участие правительства, заключаются в следующем [9]:
Правительство может устанавливать рыночные стандарты: правительство устанавливает веса и меры. (Статья I, раздел 8)
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Петрушкевич Е.Н. Реформирование государственного регулирования международных прямых инвестиций в национальной экономике // В сборнике: Научные труды Белорусского государственного экономического университета. Минск, 2021. С. 357-367.
2. Особенности государственного регулирования экономики в условиях пандемии covid-19 / Афанасьева О.Н., Васильчикова М.С., Ленькова М.К. // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 11-1 (93). С. 40-44.
3. Буров М.П. Особенности государственного регулирования экономики России и ее регионов с учетом природно-ресурсного фактора (часть 1) // Вестник РМАТ. 2018. № 3. С. 16-23.
4. Ломакин А.Л., Ильин П.А. Государственное регулирование экономики в целях обеспечения экономической безопасности // Научный аспект. 2020. Т. 1. № 3. С. 7-22.
5. Панасейко Д.В. Особенности государственного регулирования предприятий малого и среднего бизнеса в аграрном секторе экономики страны // Молодой ученый. 2022. № 39 (434). С. 51-55.
6. Васильев В.П. Государственное регулирование экономики: учебник и практикум / Сер. 68 Профессиональное образование. (4-е изд., пер. и доп) Москва, 2020.
7. Бережнова Ю.Р. Анализ государственных мер по регулированию экономики города Севастополя // Студенческий вестник. 2020. № 24-3 (122). С. 40-43.
8. Некоторые аспекты государственного регулирования цен в рыночной экономике / Шайдуллина Р.М., Шигапов Т.С., Халикова Э.В. // В сборнике: инновации и перспективы развития в нефтегазовом деле - 2021. Сборник трудов международной научно-практической конференции . Октябрьский, 2021. С. 535-541.
9. Кеворкова Ж.А., Маргулис Е. Методологические основы государственного регулирования логистических процессов в условиях санкционирования российской экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. 2022. Т. 2. № 11 (131). С. 23-28.
10. Старкова О.Я. Субсидирование сельского хозяйства как форма государственного регулирования экономики // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2022. Т. 1. С. 182-186.
11. Молот А.О. Роль налогового регулирования в системе государственного регулирования экономики // В сборнике: молодой исследователь: вызовы и перспективы. сборник статей по материалам CXLVI международной научно-практической конференции. 2019. С. 183-187.
12. Терещенко Т.А., Балашова И.В. Финансовые инструменты государственного регулирования экономики // Вестник Академии знаний. 2020. № 40 (5). С. 522-526.
13. Ретинская В.Н. Государственное регулирование содействия занятости населения в условиях цифровой экономики // Молодежь. Образование. Наука. 2023. № 1 (18). С. 161-163.
14. Проблемы государственной политики регулирования зеленой экономики / Буринова Л.Д., Стрелец Н.Е., Чужгинова А.П., Шалхакова Д.С. // Аграрное и земельное право. 2022. № 1 (205). С. 33-35.
15. Кузнецова Ю.В., Есионова Т.В. Государственное регулирование экономики центрально - чернозёмного региона // В сборнике: формирование финансово-экономических условий инновационного развития. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 45-46.
16. Камаева Я.М. Государственное регулирование экономики // Вестник молодых ученых Самарского государственного экономического университета. 2019. № 2 (40). С. 56-59.
17. Полоник С.С., Смолярова М.А. Модель государственного регулирования экономики в КНР / В книге: 2018. С. 243-250.
18. Трухина О.А. Финансовый контроль как инструмент государственного регулирования экономики // Инновационное развитие экономики. 2020. № 4-5 (58-59). С. 168-174.
19. Ярлыченко А.А. Трансформация инструментов государственного регулирования современной экономики с учетом противоречивости глобализационных процессов // Экономические науки. 2020. № 190. С. 176-180.
20. Михайлова Е.С., Шабетя И.В. К вопросу о государственном регулировании развития цифровой экономики в Российской Федерации // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2019. № 39. С. 44-47.
21. Николайчук О.А., Ключевой П.В. Стратегия государственного регулирования экономики в регионе // Самоуправление. 2022. № 4 (132). С. 556-558.
22. Мартынов А.В. Концепция правового регулирования использования информационных технологий в сфере государственного контроля и надзора в условиях «Цифровой экономики» // НИР: грант № 20-011-00584. Российский фонд фундаментальных исследований. 2020.
23. Зинковский М.А. Государственное регулирование цифровой экономики: некоторые особенности // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 12. С. 48-51.
24. Курбанов М.М., Коновалова И.А. Государственное регулирование экономики как одно из условий обеспечения ее стабильности // В сборнике. 2019. С. 50-52.
25. Сайдулаев Д.Д., Хасемикова С.Р. Налоги в системе государственного регулирования экономикой // Экономика и предпринимательство. 2019. № 7 (108). С. 258-260.
26. Мартыненко Т.В., Гончарова О.Ю. Государственное регулирование экономики российской федерации: состояние, проблемы и тенденции развития / Москва, 2022.
27. Горлова К.Ю., Доманова В.О. Методы государственного регулирования экономики регионов // В сборнике: социально-экономические аспекты устойчивого развития бизнеса в будущем. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 32-35.
28. Полуэктова К.О., Грекова Т.И. Оптимальное распределение ресурсов в двухсекторной модели экономики с государственным регулированием // В сборнике: Математическое и программное обеспечение информационных, технических и экономических систем. Материалы VII Международной молодежной научной конференции. Сер. «Физико-математическая» Под общей редакцией И.С. Шмырина. 2019. С. 101-107.
29. Алуян В.С. Совершенствование системы государственного регулирования экономики // Экономика и предпринимательство. 2019. № 8 (109). С. 79-82.
30. Подгорный В.В. Особенности методологии и технологии реализации государственного регулирования экономики // В сборнике: государственное регулирование экономики: политико-экономические аспекты. сборник научных трудов по материалам 5-й Международной научно-практической конференции. 2018. С. 68-74.
31. Узакбай Р.С. Государственный заказ как инструмент государственного регулирования экономики // В сборнике: Проблемы экономики, организации и управления в России и мире. Материалы XVII международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Н.В. Уварина. 2018. С. 214-216.
32. Майструк В.А., Дудин Н.В. Государственное регулирование нефтегазовой отрасли и ее влияние на экономику ХМАО-Югры // Экономика и социум. 2021. № 1-2 (80). С. 166-170.
33. Вовк М.В., Соитова М.Х. Зарубежные модели государственного регулирования экономики // В сборнике: интеллектуальный потенциал общества как драйвер инновационного развития науки. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 35-38.
34. Щербакова Т.С. Модернизация механизма государственного регулирования экономики России в рамках построения эффективной социально-ориентированной модели // Научно-аналитический журнал Наука и практика Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2022. Т. 14. № 4 (48). С. 50-66.
35. О возможности государственного регулирования цифровой экономики: международный опыт / Пескова Д.Р., Малых О.Е., Девятков С.И. // В сборнике: Актуальные вопросы экономической теории: развитие и применение в практике российских преобразований. Материалы VII Международной научно-практической конференции . 2018. С. 54-58.
36. Буздова Д.З., Буздов З.З. Результативность методов государственного регулирования в условиях цифровой экономики // StudNet. 2021. Т. 4. № 8.
37. Школьник Н.М. Государственное регулирование экономики в России // В сборнике: Актуальные проблемы управления. Сборник научных статей по итогам VI Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: С.Н. Яшин, Ю.С.Ширяева. 2019. С. 620-623.
38. Moore C.M. State regulation of the economy in the era of war and revolution // Vestnik of Saint Petersburg University. History. 2023. Т. 68. № 1. С. 82-92.