Фрагмент для ознакомления
2
Современный мир сталкивается с вызовами, связанными с изменением климата, исчезновением видов, загрязнением окружающей среды и множеством других экологических проблем. Кроме того, в последние десятилетия наблюдается увеличение интереса к вопросам окружающей среды и устойчивости. Общественность становится более осведомленной о проблемах окружающей среды и стремится к участию в их решении. В этом контексте важным становится формирование экологического сознания, которое позволяет людям понимать важность природы, уважать ее и принимать участие в ее сохранении. Одним из ключевых инструментов для достижения этой цели являются экскурсии в природу.
Экскурсии в природу – это не только возможность насладиться красотой окружающего мира, но и мощный метод обучения и формирования экологической культуры. Они предоставляют участникам уникальную возможность познакомиться с разнообразием биосферы, вживую наблюдать природные явления, а также учиться взаимодействовать с природой в устойчивом и экологически ответственном образе жизни. Однако их потенциал как инструмента формирования экологического сознания еще не полностью исследован.
Авторы Н. К. Крупская, Д. И. Писарев, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, подчеркивали, что общение с природой в школьные годы и последующее изучение естественных наук необходимы для воспитания у детей основ естественнонаучного мировоззрения, формирования картины мира.
С развитием образовательных методик и технологий появляются новые возможности для эффективного экологического обучения. Экскурсии в природу могут интегрироваться в современные образовательные программы и методики [10].
Объект – формирование экологического сознания.
Предмет – формирование экологического сознания посредством экскурсий.
Целью данной курсовой работы является исследование влияния экскурсий в природу на формирование экологического сознания участников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:
1. Дать определение понятию «экологическое сознание».
2. Определить важность формирования экологического сознания.
3. Рассмотреть факторы, влияющие на формирование экологического сознания.
4. Изучить методы формирования экологического сознания.
5. Выделить характеристику экологической экскурсии.
6. Исследовать методику проведения экологической экскурсии.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ научных трудов и исследований по теме формирования экологического сознания посредством экскурсий. Реализован комплексный исследовательский подход к изучению материала по теме работы.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав и 6 параграфов, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
1.1. Понятие «экологическое сознание»
Экологическое сознание – это целостный и относительно новый феномен общественного сознания, находящийся в стадии формирования, включающий в себя совокупность идей, теорий, взглядов, мотивации, отражающих экологическую сторону общественного бытия, а именно – реальную практику отношений между человеком и средой его жизни, между обществом и природой, включая регулятивные принципы и нормы поведения, направленные на достижение оптимального состояния системы «общество – природа». Является как отражением напряженности и остроты экологической ситуации, так и определенным выражением, своего рода индикатором серьезных изменений духовной и материальной культуры.
Содержание экологического сознания раскрывается через понятия «экологические отношения» и «экологическая деятельность». Оно включает в себя как закономерности взаимодействия общества и природы, так и различного рода эмпирические знания, взгляды, традиции той или иной культуры, имеющие важное экологическое значение, а также ценностный момент в отношении к природе, систему регулятивных принципов нравственного характера.
Становление экологического сознания характеризуется такими признаками, как глобальность, переосмысление всех основных мировоззренческих вопросов, опора на науку, соединение ее с гуманистическими ценностями, способность подняться над своими интересами ради интересов более широких общественных слоев, стремление действовать во имя сохранения природы, спасения жизни на планете. Сущность экологического сознания является отражением реально практических отношений общества. Обществу необходимо знать экологические нормы, правила поведения, иметь высокий уровень экологической культуры. Экологическое сознание человека в современном обществе находится в состоянии непрерывного изменения и развития [4].
Психология экологического сознания разрабатывалась отечественными учеными. Слово "экологический" здесь использовалось в уже ставшем традиционным для русского языка значении "связанный с природой". Именно в таком контексте используется словосочетание "экологическая психология" в работах Б.Т. Лихачева, Н.И. Иконниковой и О.Ю. Молчанова, С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина, А.С. Мартынова.
Таким образом, экологическое сознание – это комплексное понимание человеком взаимосвязей между человеком, обществом и окружающей средой, а также осознание собственной ответственности за сохранение природы и устойчивость экосистемы.
Сущность экологического сознания включает в себя следующие аспекты:
1. Понимание взаимосвязей: Экологическое сознание предполагает осознание тесных взаимосвязей между деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Человек понимает, что его действия могут оказывать влияние на экосистемы и биоразнообразие.
2. Уважение к природе: Экологическое сознание включает в себя уважение к природе и осознание ее ценности независимо от прямой выгоды для человека. Люди с экологическим сознанием стремятся сохранять и защищать природу не только ради себя, но и ради будущих поколений.
3. Ответственность и участие: Важной составляющей экологического сознания является чувство ответственности за экологические проблемы и желание участвовать в их решении. Люди с развитым экологическим сознанием готовы принимать активное участие в экологических инициативах и внедрять устойчивые практики в повседневную жизнь.
4. Образование и информированность: Экологическое сознание часто связано с образованием и информированностью. Люди, обладающие экологическим сознанием, стремятся развивать свои знания о природе, экологических проблемах и способах их решения.
5. Соблюдение экологических ценностей: Экологическое сознание подразумевает внедрение экологических ценностей в повседневную практику. Это может включать в себя экономию ресурсов, раздельный сбор мусора, выбор экологически чистых продуктов и другие экологически ориентированные действия.
Сформированное экологическое сознание играет важную роль в принятии экологически ответственных решений, в поощрении устойчивого потребительского поведения и в поддержании баланса между человеческими потребностями и потребностями природы.
Становление экологического сознания идет по четырем направлениям:
• научному (проявляется в стремлении реализовать на практике знания о существующих в природе связях о том, как можно избежать их нарушения в ходе производственной деятельности);
• экономическому (через осознание экономической невыгодности производственной деятельности, разрушающей природу);
• культурному (выражается в желании сохранить природу как элемент культурной среды);
• политическому (проявляется в стремлении людей создать условия, соответствующие достоинству человека).
То есть цель экологического сознания – переориентация человеческого мировоззрения [16].
1.2. Важность формирования экологического сознания
В настоящее время в современном обществе остро стоит проблема загрязнения окружающей среды. Школа, являясь одним из главных социальных институтов, должна уделять большое внимание экологическому образованию будущего поколения, задачей педагогов должно стать повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирования активной гуманной позиции по отношению к природе.
И. Т. Суравегина определяет цель экологического образования как «формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления [13]. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абакарова, Л. И. Методика проведения экологических экскурсий при изучении курса биологии / Л. И. Абакарова, С. С. Гаджиева // Современные проблемы биологии и экологии: материалы докладов II Международной научно-практической конференции: посвящается 75-летию со дня рождения д.б.н., профессора, заслуженного деятеля науки РФ Ш. И. Исмаилова, Махачкала, 04-05. 03. 2016 года. – Махачкала, 2016. – С. 194-196.
2. Александрова, Е. С. Экологическое сознание и его формирование в целях устойчивого развития // Экопсихологические исследования – 6: экология детства и психология устойчивого развития. – 2020. – №6. – С. 346 – 350.
3. Алиев, Т. Роль экскурсии во взаимодействии детей с окружающей природой / Т. Алиев, А. Марданлы, Ф. Худавердиев // Современные аспекты лабораторной диагностики и инноваций в медицине: Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием, Орехово-Зуево, 14 сентября 2018 года / Под общей редакцией С.Г. Марданлы. – Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2018.
4. Аманов, Г. А. Воспитание экологического сознания и экологической культуры у молодежи / Г. А. Аманов, Т. Б. У. Абдуллаев // Молодой ученый. – 2018. – № 22(208). – С. 85-87.
5. Бабаярова, Н. А. Вопросы экологического образования в школах или как развить экологическое сознание / Н. А. Бабаярова // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. – 2011. – № 1(18). – С. 143-145.
6. Боркошев, М. М. Формирование культуры нравственного отношения учащихся к окружающей природе в процессе организации экскурсии / М. М. Боркошев, Г. А. Кочкорова // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. – 2023. – Т. 1, № 12. – С. 59-65.
7. Галищева, В. В. Экологические экскурсии как форма экологического воспитания / В. В. Галищева // Экологическое образование и экологическая культура: современное состояние, проблемы и перспективы: Материалы Международной студенческой научно-практической конференции, Махачкала, 11–12 мая 2017 года / Отв. ред. Разаханова В.П. – Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2017. – С. 49-52.
8. Гусейнов, А. М. Основы теории и методики преподавания биологии в средней школе. Баку: Чашыоглы, 2000. – С. 268.
9. Мальцева, Л. П. Роль экологических экскурсий в формировании экологической культуры / Л. П. Мальцева, А. Ю. Гончарова, В. Г. Шуплякова // Инициативы молодых - науке и производству: Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции для молодых ученых и студентов, Пенза, 20–21. 06. 2022 года / Под науч. ред. О.Н. Кухарева, А.В. Носова. – Пенза: Пензенский гос. аграрный университет, 2022. – С. 134-137.
10. Марина, А. В. Биологические экскурсии как форма реализации комплексного подхода к изучению природы / А. В. Марина // Биология в школе. – 2007. – № 6. – С. 24-31.
11. Олейник, М. Ф. Формирование основ экологической культуры школьников на экскурсиях в природу / М. Ф. Олейник // Экологическое образование и экологическая культура: современное состояние, проблемы и перспективы: Материалы Международной студенческой научно-практической конференции, Махачкала, 11–12 мая 2017 года / Отв. ред. Разаханова В.П. – Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2017. – С. 88-91.
12. Пазылова, М. Методика подготовки и проведения экологических экскурсий / М. Пазылова, Р. Юлдашева // Современное экологическое состояние природной среды и научно-практические аспекты рационального природопользования: II международная научно-практическая интернет-конференция, с. Соленое Займище, 28 февраля 2017 года / ФГБНУ «Прикаспийский НИИ аридного земледелия». – с. Соленое Займище: Прикаспийский НИИ аридного земледелия, 2017. – С. 2128-2130.
13. Суравегина, И. Т., Сенкевич, В. М. Экология и мир: Метод. пособие для учителя – М.: Новая школа, 1994.
14. Токтомамат Кызы, К. Значение экологического образования и экологической экскурсии учащихся на уроках биологии / К. Токтомамат Кызы, Ы. Т. Сарыева // Вестник Ошского государственного университета. – 2021. – Т. 1, № 4. – С. 362-366.
15. Толстова, А. Н. Роль экскурсии, в формировании бережного отношения обучающихся к природе / А. Н. Толстова // Роль гуманитарно-экологического образования на современном этапе развития общества: Материалы научно-практической конференции с международным участием, Астрахань, 21 мая 2019 года / Под ред. В.И. Закутновой, В.Н. Пилипенко. – Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2019. – С. 148-150.
16. Щеглов, В. В. Школьная экскурсия как способ сближения человека с природой / В. В. Щеглов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. – 2002. – Т. 7, № 1. – С. 172-173.