Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Хотя термин "общая авария" появился только в XVII веке, формирование института общей аварии началось еще в период рабовладельческого общества. С древних времен участники торговых судов в процессе морских перевозок сталкивались с различными рисками, такими как нападения пиратов, стихийные бедствия, ошибки экипажа. Зачастую в результате таких аварий повреждалось не только судно, но и его груз. В связи с этим возникла необходимость в регулировании отношений между участниками торгового мореплавания с целью распределения убытков, возникающих в результате различных морских аварий.
Объект исследования составляют общественные отношения, связанные с исследованием проблем распределения убытков при общей аварии.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы морского права, регулирующие вопросы распределения убытков при общей аварии.
Целью исследования является анализ проблем распределения убытков при общей аварии.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.исследовать теоретические аспекты понятия, особенностей и видов общей аварии;
2.выявить особенности распределения убытков при общей аварии.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: нормы международного морского права, Конституция РФ; федеральное законодательство в сфере; постановления Пленумов высших судебных инстанций РФ и иные материалы судебной практики.
1.Теоретические аспекты понятия, особенностей и видов общей аварии
Долгое время отношения, возникающие при распределении убытков, понесенных в результате морских аварий, определялись исключительно обычаями. Считается, что первым документом, закрепившим эту практику, был Родосский морской закон (Родосский Кодекс). Его текст не сохранился, однако ссылки на этот исторический документ есть в работах Цицерона (106-43 до н.э.), императора Антония Пия (138-161 н.э.), Дигестах Юстиниана (533 н.э.), «Шестикнижии» Константина Арменопула (1320-1380 г.г.) [5; c.41].
Современное понимание общей аварии в целом как правовой системы сформировалось в XIX веке. Национальные законодательства морских и речных государств предусматривали нормы об общей аварии. Эти правила часто вызывали разногласия между участниками морского предприятия. Поэтому возникла необходимость унификации соответствующих правил.
В 1864 г. были приняты так называемые Йоркские правила об общей аварии, которые были пересмотрены в Антверпене в 1877 г., а затем уточнены в Йорке в 1890 г. Таким образом, Йорк-Антверпенские правила (далее - Правила) стали кодифицированным международным обычаем. Важную роль в кодификации и прогрессивном развитии соответствующих правил играет Международная морская комиссия. Согласно Правилам, общая авария имеет место "тогда и только тогда, когда намеренно и разумно произведены чрезвычайные пожертвования или понесены чрезвычайные расходы ради общей безопасности, с целью предохранения от опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии".
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ) определяет общую аварию как "убытки, возникшие в результате чрезвычайных расходов или взносов, сознательно и разумно произведенных в интересах общей безопасности для защиты от общей опасности имущества, участвующего в общих морских операциях, а именно судна, груза и перевозимого на судне груза".
Таким образом, морская авария представляет собой сам факт морского происшествия, в то время как общая авария - определенный вид расходов, понесенных в результате такого происшествия.
В научной и учебной литературе выделяют четыре основные характеристики обычных аварий:
-наличие общей опасности для судна, груза и фрахта;
-преднамеренность расходов и пожертвований;
-чрезвычайность расходов и пожертвований;
-разумность расходов и пожертвований.
Важно отметить, что для признания понесенного убытка общей аварией необходимо одновременное наличие всех вышеперечисленных признаков. В противном случае убыток относится к частной аварии.
Для того чтобы раскрыть понятие общей аварии, необходимо рассмотреть каждый из этих признаков в отдельности [7; c.21].
1.Наличие общей опасности для судна, груза и фрахта.
Неверно считать, что общая авария судна, груза или груза влечет за собой убытки как для груза, так и для судна. При различных обстоятельствах убытки могут быть причинены только судну, только грузу или одновременно и судну, и грузу (например, затопление груза при тушении пожара). Поскольку опасность должна быть общей для судна, груза на борту судна и груза, то для признания общей аварии необходимо наличие груза на борту судна. Это условие вытекает из основного принципа - жертвовать наименьшими затратами ради спасения общего предприятия.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция ООН о морской перевозке грузов [Текст] (Гамбург, 31 марта 1978 г.) // Закон. - 2000 г. - №6.
2. Конвенция ООН по морскому праву [Текст] (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - №48 от 1 декабря.
3. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 28.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.05.2023) // Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, № 18, ст. 2207.
4. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства РФ, 12.03.2001, № 11, ст. 1001,
5. Бажанов С.В. Общая авария на морском и внутреннем водном транспорте: правовое регулирование, признаки и особенности [Электронный ресурс] / С.В. Бажанов // Вопросы науки и образования. - 2017. - №11 (12).
6. Касаткина А.С. Эволюция Йорк-Антверпенских правил об общей аварии как источника международного частного морского права [Текст] / А.С. Касаткина, Д.И. Кобахидзе // Вестник Московского университета. - 2016. - Серия 11. Право. - №4. - С. 68-82.
7. Кондратенко А.А. Институт общей аварии в международном частном морском праве [Электронный ресурс] / А.А. Кондратенко // НИУ-ВШЭ. - 2017. - 60 с.
8. Скаридов, А. С. Морское право [Электронный ресурс]: учебник: в 2 т./ А. С. Скаридов. - 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2019. Т. 2: Международное морское коммерческое право. - 225 с.