Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 6
1.1 Анализ понятия «нарушение слуха» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Развитие слухового восприятия у детей в онтогенезе 9
Вывод по главе 1. 11
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 13
2.1 Психолого-педагогическое изучение детей первого года жизни с нарушениями слуха 13
2.2 Определение нарушений слуха у детей первого года жизни 15
Вывод по главе 2 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Фрагмент для ознакомления
2
Понятие «нарушение слуха» является одной из значимых проблем в сфере психологии и педагогики. Оно охватывает широкий спектр состояний, связанных с функциональными или органическими нарушениями слуховой системы. Анализ данного понятия в психолого-педагогической литературе позволяет выявить основные тенденции и перспективы исследований, а также разработать эффективные методы работы с детьми и взрослыми, страдающими от нарушений слуха.
В литературе, посвященной проблеме нарушений слуха, проводится анализ различных аспектов этого явления. Исследователи выделяют основные типы нарушений слуха: конгениальные и приобретенные. Конгениальные нарушения связаны с нарушением развития слуховой системы внутриутробно или в раннем детском возрасте, в то время как приобретенные нарушения могут быть вызваны травмами, инфекциями или другими факторами в любом возрасте.[14]
Психолого-педагогическая литература также посвящает внимание вопросам классификации нарушений слуха. Одни из подходов к классификации базируются на степени и характере утраты слуха, другие – на возможности компенсации нарушения слуха и выработке адаптивных стратегий. Кроме того, рассматриваются различные формы нарушений слуха, такие как окклюзия слухового канала, снижение общей чувствительности слуха или нарушение различных аспектов слухопроцессорных функций.
Ключевой аспект анализа понятия «нарушение слуха» в психолого-педагогической литературе – изучение последствий нарушений слуха для психологического и педагогического развития человека. Нарушения слуха могут оказывать значительное влияние на когнитивные процессы, эмоциональную сферу, социализацию и общение. Также в ходе анализа рассматривается взаимосвязь нарушений слуха с другими состояниями, такими как дизартрия, речевые нарушения или нарушения восприятия речи.
Восприятие является индивидуальным опытом получения сенсорной информации о мире, включая психологические процессы, проводящиеся для этого. В процессе восприятия активно формируется субъективное представление об объекте, который непосредственно воздействует на анализаторы. Способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде реализуется через слуховой анализатор. Звуковое отражение происходит в форме звукового образа, включающего громкость, высоту и тембр. Выдающийся психолог и философ С. Л. Рубинштейн утверждает, что восприятие представляет собой чувственное отображение объективной действительности на наши чувственные органы. Человек воспринимает и слышит, и одновременно прислушивается. [15]
Слуховое восприятие включает в себя различение простых и сложных акустических стимулов, таких как чистые тона, музыка, речь и шум. Развитие слухового восприятия направлено как на восприятие обычных звуков, так и на восприятие речевых звуков, что способствует формированию фонематического слуха. Но основное значение слухового восприятия заключается в обеспечении коммуникации и взаимодействия между людьми. В процессе развития слухового восприятия формируется понимание речи окружающих и собственная речь ребенка. Слуховое восприятие речи осуществляется через слуховой анализатор, где происходит элементарный анализ звуковых раздражений, их сложная переработка. Взаимосвязь слушания и говорения в речевой деятельности отражается через тесное взаимодействие слухового анализатора и речедвигательного отдела. Распознавание речи осуществляется на двух уровнях – распознавание фонем и перевод фонем в предложения. Важное значение при распознавании речи имеет фонетическая интерпретация информации. Необходимо отметить, что восприятие сенсорной информации неразрывно связано с ее интерпретацией, которая основывается на выделении различительных признаков и семантической интерпретации.[1]
Анализ понятия «нарушение слуха» в психолого-педагогической литературе позволяет сделать выводы о необходимости разработки комплексного подхода к работе с детьми и взрослыми, страдающими от нарушений слуха. Этот анализ также помогает определить приоритетные направления дальнейших исследований в этой области. Важно подчеркнуть, что учет особенностей нарушений слуха в психолого-педагогической практике способствует формированию оптимальных условий для развития личности и обеспечивает эффективное обучение и социализацию.[13]
Ухудшение функции слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата является основной проблемой, которую нужно решить. «Нарушение слуха» – это состояние, характеризующееся временным или постоянным снижением ostrote слуха (способности воспринимать слабые звуки) и громкости (сужение частотного диапазона или невозможность воспринять определенные частоты), полным (глухота) или частичным (трудность слышать), ухудшение способности воспринимать и понимать звуки. Важно выявлять нарушения слуха уже в первые 6 месяцев жизни ребенка. Исследование слуха новорожденных необходимо проводить в первые недели жизни, а при необходимости как можно раньше (с 3-4 месяцев) устанавливать индивидуальные слуховые аппараты и разрабатывать программу реабилитации, обучения и воспитания. Поражение слуховых функций обычно связано с патологическими изменениями в структуре уха. Расстройства слуха часто встречаются у детей и индивидуальны для каждого возраста[22]
Существует несколько подходов к определению причин нарушений слуха. Отличают два вида таких нарушений: временные и стойкие. Временные нарушения (кондуктивные) часто возникают при воспалительных заболеваниях, заболеваниях ушного канала, простудных заболеваниях, образовании серных пробок и др. Со временем они исчезают. Стойкие нарушения (сенсоневральная тугоухость и глухота) связаны с повреждением внутреннего уха. Такие нарушения могут быть скорректированы с использованием слуховых аппаратов, имплантатов и специальных психолого-педагогических занятий. В настоящее время выделяют три группы причин и факторов, которые могут вызвать патологию слуха или способствовать ее развитию: наследственные факторы, факторы, воздействующие на плод во время беременности, и факторы, оказывающие воздействие на здорового ребенка.
1.2 Развитие слухового восприятия у детей в онтогенезе
Развитие навыка слухового восприятия устной речи является сложным процессом, который неразрывно связан с усвоением языка, развитием произносительных умений и познавательной деятельности детей, а также с обогащением их жизненного опыта.
Слуховые реакции в младенческом возрасте отражают активный процесс развития языковых способностей и приобретения слухового опыта, а не просто пассивные реакции на звук. Уже в первый месяц жизни происходит совершенствование слуховой системы, и ребенок начинает выделять голос матери среди других звуков и незнакомых голосов.
У новорожденных детей, даже недоношенных, возникают разные двигательные реакции на громкий голос или звук игрушки. Они могут закрыть глаза, наморщить лоб, испытывать гримасу плача, учащенное дыхание. Иногда ребенок может вытягивать ручки, растопыривать пальцы, открывать рот, выполнять сосательные движения. Реакция на громкий звук также может сопровождаться подергиванием глазных яблок, сужением, а затем расширением зрачков. На второй неделе жизни ребенка появляется слуховое сосредоточение, когда плачущий ребенок перестает плакать при сильном слуховом стимуле и прислушивается.
С возрастом слуховые реакции ребенка совершенствуются. В возрасте семи-восьми недель, а еще более отчетливо - с 10-12 недель, слышащий ребенок начинает поворачивать голову в сторону звуков, будь то голос игрушек или речь. Эта новая реакция связана с возможностью локализации звука в пространстве. Способность ребенка определять источник звука сначала проявляется на голосе, а затем на других звуках.[23]
В возрасте двух месяцев ребенок развивает способность воспринимать интервалы между звуками. Это необходимое условие для освоения языка, так как языковая способность связана с дискретным характером единиц речи, имеющих последовательный временной характер. В то же время, ребенок начинает различать ударение в слове, а также основную частоту голоса говорящего, интонацию и ритм речи.
В возрасте трех-шести месяцев ребенок начинает определять источник звука в пространстве и реагировать на него. У него появляется способность различать звуки, которая дальше развивается и включает в себя голос и элементы речи. Ребенок отличает разные интонации и слова, хотя на первых порах они воспринимаются без различий.
В первый год жизни формируется связь с внешней средой через звуки. Ребенок использует эту связь для контроля над своим голосом. С помощью обратной связи, начиная с 4-5 месяцев, он воспроизводит ритм, интонацию, длительность и частоту речевых звуков.
С возрастом от шести до девяти месяцев развиваются интегративные и сенсорно-ситуационные связи. Важным достижением в этом возрасте является ситуационное понимание обращенной речи, готовность к подражанию и расширение звуковых и интонационных навыков. Умение реагировать на звуковые и интонационные ряды взрослого позволяет ребенку повторять цепочки слогов. В это время появляется лепет, который к девяти месяцам становится постоянным ответом на речь взрослого.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабина, Г.В. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. Бабина, Г.В. Грассе, Н.А. / М. – Воронеж. 2018. – С. 174-192.
2. Баженова, Ю.А. Особенности навыков словообразования дошкольников с общим недоразвитием речи / Ю.А. Баженова, Ю.С. Мохова. Вестник Мининского университета. – 2020. – Том 8, № 2. – С. 165-188.
3. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И Бельтюков. – М.: Педагогика, 1977. – 176 с.
4. Бельтюков, В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе [Электронный ресурс] / В.И. Бельтюков. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5765355/
5. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е.Н. Винарская. – М. 2017. – 342 с.
6. Волкова, Г.А. Энциклопедический словарь логопеда / Г.А. Волкова. – Спб. 2020 г. – 256 с.
7. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2017. – 201 с.
8. Выготский, Л. С. Детская речь. [Текст]: / Л.С. Выготский. – М., 2016. – 420 с.
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М. 2017. – 472 с.
10. Генинг, М.Г. Обучение дошкольников правильной речи [Текст]: пособие для воспитателей детских садов / М.Г. Генинг, Н.А. Герман. – 4-е издание – Чебоксары. 2018. – 134 с.
11. Горелов, И.Н. Основы психолингвитики: учебное пособие. Третье, переработанное и дополненное издание / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. – М. 2018. – 304 с.
12. Гризик, В.И. Обучение детей грамоте. Методическое руководство к пр. «Радуга» / В.И. Гризик. – М.,2018. – 145 с.
13. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников [Текст] / Н.И. Дьякова. – М.: 2018. – 115 с.
14. Елфимова, Е.М. Анализ структуры и динамики речевого дефекта у старших дошкольников с ФФН / Е.М. Елфимова. – М. – 2018. – 122 с.
15. Ефименкова, Л. Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте [Текст]: / Л. Н. Ефименкова, Г.Г. Миссаренко. – М.: 2018. – 78 с.
16. Жовницкая, О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников / О.Н. Жовницкая // Начальная школа. – 2015. – № 4. – С. 24-34.
17. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М.: 2018. – 245 с.
18. Каше, Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи [Электронный ресурс] / Г.А. Каше, Т.В. Филичева. – М., 2019. – 125 с. – Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/3/0267/3_0267-1.shtml?
19. Ковалёва, А.А. Коррекция нарушений фонематической стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием [Текст]: методические рекомендации / А.А. Ковалёва. – Челябинск: 2015. – 112с.
20. Ковшиков, В.А. Исправление нарушений различения звуков / В.А. Ковшиков. М.: 2017, с. 128
21. Козырева, Л.М. Игры в картинках / Л.М. Козырева. – М., 2020. – 145 с.
22. Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. / Е. В. Колесникова – М. 2018. 153 с.
23. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева. – М., 2020. 201 с.
24. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. / Р.И. Лалаева. – М., 2019. – 136 с.
25. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2018. – 680 с.
26. Лурия, А.Р. Язык и сознание. [Текст]: / А.Р. Лурия. – М., 2018. – 314 с.
27. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / под ред. Л.П. Федоренко, Р.А. Фомичева, В.К. Лотарева, А.Н. Николаичева. Режим доступа: https://i- gnom.ru/books/Metodika_razvitiya_rechi.html.
28. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Под ред. Т. В. Волосовец. – М., 2017. – 201 с.
29. Основы логопедии. [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Туманова – М.: Просвещение, 2019. – 223 с.
30. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1967. 354 с.
31. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех [Текст] / Л.Г. Парамонова. – М., 2017. 156 с.
32. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / Под ред. В.И. Селиверстова. – М. 2017. – 400 с.
33. Ткачева, Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного усвоения фонетики и орфографии. // Вопросы психологии / Л.Ф. Ткачева. – №5, 2018. 364 с.
34. Ткаченко, Т.А. Развитие фонематического восприятия [Текст] / Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей [Электронный ресурс]/ Т.А. Ткаченко. – М., 2018. – 97 с. Режим доступа: https://vk.com/wall-30106070_264?ysclid=l4o0ya8ysd15555040
35. Трефилова, Т.Н. Изучение онтогенеза речи в российской психологии // Вопросы психологии [Текст] / Т.Н. Трефилова. №5 - М 2017. – 384 с.
36. Филичева, Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада): учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 2019. – 72 с.
37. Филичева, Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи // Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. – М., 2019. – С. 137-250
38. Хватцев, М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи: [Текст]: пособие для логопедов, студентов педагогических вузов / М.Е. Хватцев. – СПб., 2020. – 272 с.
39. Шашкина, Г.Р. Актуальные проблемы диагностики фонематического восприятия дошкольников с нарушениями речи [Электронный ресурс] / Г. Р. Шашкина. Режим доступа: https://logomag.ru/blog/sluh/623/?ysclid=l4o14lj39231814455
40. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Г.В. Чиркина. М., 2019. 240 с.
41. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Составление К.Ф. Седова. / Н.Х. Швачкин. – М.: Лабиринт, 2020. – 330 с.