Фрагмент для ознакомления
2
В конце 80-х и начале 90-х годов, Советский Союз пережил серьезный политический, социальный и экономический кризис. «Организм» государства был буквально разрушен развившейся негативной тенденцией. Экономика переживала негативную динамику всех параметров экономического развития и катастрофическое ускорение инфляции. Общество признало, что власть не может разработать необходимые стратегии реформ, чтобы спасти страну от угрозы коллапса. Политический кризис приобрел системный характер. Управлять социальными процессами становится все труднее, и государство больше не в состоянии было контролировать общественную жизнь. Влияние политического центра на внутренние процессы и международные отношения ослабевало, а система власти все больше отставала в контроле над реальной жизнью.
Необходимость принятия нового основного закона государства была обусловлена тем, что содержание конституции РСФСР 1978 года находилось в серьезном противоречии с процессом поздней перестройки. Это включало либерализацию экономики, смену форм собственности, переход к рыночным отношениям и радикальные экономические реформы после значительных изменений в структуре социально-экономических и политических отношений в обществе и государстве.
Важным нововведением в политической жизни государства в период перестройки стало создание в 1989 году Высшего государственного органа РСФСР – Съезда народных депутатов РСФСР (с 16.05.1992 - народных депутатов Российской Федерации), среди которых действовал Верховный Совет РСФСР, который был законодательным, административным и распорядительным органом. 2 палаты парламента, Совета Республики и Совета Национальностей не были независимы в принятии таких решений и находились под непосредственным контролем Президиума Верховного Совета РСФСР. 24.04.1991 г. Закон РСФСР «О Президенте РСФСР» утвердил должность Президента РСФСР на основании результатов всероссийского референдума от 17.03.1991 г.
В июне 1991 г. был избран президент РСФСР, который в июле 1991 г. вступил в должность. Глава государства отчитывался перед парламентом о выполнении социально-экономических программ, назначал глав правительств и министров только с согласия парламента, не имел права распускать или прекращать деятельность парламента и Верховного Совета.
По словам М.В. Баглая, основным недостатком Конституции РСФСР 1978 г. было отсутствие четкого и сформулированного принципа разделения властей при организации такой государственной власти. Напротив, сработал принцип концентрации всей власти в руках советов, которые без необходимости контролировали исполнительную власть. Верховный Совет РСФСР и Президент РСФСР неоднократно вмешивались в деятельность друг друга, но это не могло не сказаться на стабильности политической ситуации в государстве. Все попытки реформировать систему отношений между различными правительственными ведомствами в сторону сбалансированной парламентской системы потерпели неудачу. Парламент, президент и исполнительная власть не смогли прийти к соглашению по многим важным вопросам, что в конечном итоге стало одним из наиболее важных условий для разработки нового проекта Конституции, а затем и конституционного кризиса [2, с. 51].
Неудивительно, что действовавшая в то время Конституция 1978 года претерпела множество изменений в общественной жизни после 1985 года. Многочисленные изменения, внесенные в текст в период с 1989 по 1992 год, значительно изменили его содержание и негативно повлияли на его структуру. В 1989 году одновременно было внесено 25 поправок в Конституцию РСФСР. С 1990 по 1992 гг. народные депутаты РСФСР приняли 8 законов, в результате чего в действующую Конституцию 1978 г. было внесено более 300 поправок. У общества больше не было времени следить за внесением новых конституционных поправок, которые приобрели «лоскутный» характер.
В ходе пересмотра Конституция 1978 г. приобрела принципиально новые черты: отказ от социалистической модели социального развития, устранение монополии КПСС, принятие концепции политического плюрализма, практическая реализация принципа разделения власти путем реорганизации государственных институтов, признание равенства и умножение всех форм собственности, существенное преобразование государственных структур, расширение сферы влияния и т.д.
Все эти изменения пошатнули е здание Конституции, ее рамки окончательно «обросли» чрезмерным количеством поправок, содержавших расплывчатое, запутанное и противоречивое содержание. Это привело к объективной необходимости создания новой Конституции. В дополнение к этим основаниям следует также сказать, что федеральный договор от 31.03.1992 г. ограничивал возможности органов государственной власти Федерации и ее субъектов и устанавливал гарантию территориальной целостности России. Прекращение существования Советского Союза в 1991 году привело к изменению Конституции РСФСР на Конституцию Российской Федерации и появление новой национальной символики России также подтвердило полный международно-правовой характер России по ограничению российского суверенитета, а именно независимость и самостоятельность ее внешней и оборонной политики [4, с. 58].
Принятию Конституции предшествовало полное отсутствие в стране твердой политической власти, дисциплины, контроля за исполнением решений, нестабильность в обществе, углубление структурных и функциональных кризисов, развал экономической системы, паралич механизмов власти и управления. Совокупность этих факторов определила насущную необходимость конституционной реформы, и в 1993 г. была начата разработка Конституции Российской Федерации.
Было ясно, что разработка и относительно быстрое принятие новой Конституции - единственный возможный выход из нынешнего кризиса, затрагивающего все слои общества. Поскольку Конституция, принятая в тоталитарном государстве, не может регулировать жизнь цивилизованного демократического общества, частью которого должна стать наша страна, Россия - это новое государство, новое государство.
1.2. Особенности разработки проектов новой Конституции Российской Федерации 1993 г.
Уже на первом заседании Народных депутатов РСФСР в 1990 г. был сформирован Конституционный комитет Верховного Совета РСФСР под руководством Б.Н. Ельцина (председатель Верховного Совета РСФСР - высшее должностное лицо РСФСР). После 4 месяцев работы комиссии проект новой Конституции был готов. Но долгое время собрание народных депутатов РСФСР не могло принять проект из-за ожесточенных противоречий между законодательными и исполнительными органами. Постепенно работа Конституционной комиссии зашла в тупик. В 1993 году проект парламентской конституции был окончательно одобрен и опубликован Верховным Советом РСФСР. Согласно проекту, российское правительство подчинялось Президенту Российской Федерации и обязано было брать на себя ответственность за парламент, но сам президент России находился под его контролем. Было решено провести заседание 17.11. 1993 г. на котором планировалось отправить в отставку Президента Российской Федерации и принять новую Конституцию. В ответ на эти действия парламента в 20.03.199 г. Борис Ельцин высказал намерение намерения провести референдум о доверии президенту Российской Федерации [3, с. 450].
Конституционный суд Российской Федерации и Верховный Совет Российской Федерации дали негативную оценку его действиям. Последний поднял вопрос о голосовании по отставке президента России со своего поста. Наконец, было принято решение провести референдум по 4 вопросам: о доверии Президенту Российской Федерации, одобрении социально-экономических реформ, необходимости проведения досрочных выборов Президента Российской Федерации и народных депутатов Российской Федерации. Результаты референдума подтвердили легитимность власти Президента Российской Федерации (58,7%). Ельцин охарактеризовал результаты как подтверждение того, что его власть обладает большей легитимностью, чем у Верховного Совета Российской Федерации, поэтому в мае 1993 г. он решил представить проект Конституции, в котором Президенту Российской Федерации, а не парламенту отводилась ведущая роль в системе разделения властей. С этого момента начинается параллельная работа над двумя основными проектами Конституции - Президентской комиссией и Конституционной комиссией [8, с. 1388].
Важно отметить, что в дополнение к вышеупомянутым проектам существовали также альтернативные варианты. В.Л.Шейнис перечислил примерно 12 различных проектов конституций. Проект «Алексеев-Собчак», проект депутатов-коммунистов, проект «Российское движение за демократические реформы» и «Проект рабочей группы, возглавляемой С.М. Шахраем (вариант «Нулевой») – наиболее известные проекты новой Конституции РФ. Содержание проектов повлияло на содержание президентской редакции Конституции, созданной под руководством С.С. Алексеева и А.А. Собчака [10, с. 73].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993: редакция от 20 июля 2020 года.– Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: по подписке.
2. Альгин А. П. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт : учебник для вузов; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 484 с.
3. Багян, Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.
4. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы : учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
5. Валуйсков Н. В. Сущность государства в статусе органов государственной власти / Н.В. Валуйсков // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 435-437.
6. Васильева, В. М. Государственная политика и управление : учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
7. Власова Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. М.: Книга по Требованию, 2018. –226 c.
8. Воронченков О.С. Проблемы реализации народовластия в Российской Федерации / О.С. Воронченков // Синергия наук. 2017. № 18. − С. 1368-1373.
9. Зелинская, М. В. Проблемы модернизации инструментов государственного и муниципального управления / М. В. Зелинская // Проблемы развития современного общества : Сборник научных статей 5-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 23–24 января 2020 года / под редакцией: Кузьминой В.М.. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. – С. 240-243.
10. Иванов, В. В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 383 с.
11. Иншакова, Е. Г. Электронное правительство в публичном управлении : монография / Е. Г. Иншакова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 139 с.
12. Комаров С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. М.: Норма, 2018. –442 c
13. Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления : учебник для вузов / Г. Л. Купряшин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 574 с.
14. Мухаев, Р. Т. История государственного управления в России : учебник для бакалавров / Р. Т. Мухаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 770 с.
15. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 299 с.
16. Осейчук, В. И. Теория государственного управления : учебник и практикум для вузов / В. И. Осейчук. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 342 с.
17. Прокофьев С.Е. Государственное и муниципальное управление : учебник и практикум для вузов; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 608 с.
18. Сморгунов Л.В. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы : учебник для вузов; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 395 с.
19. Цырыпкина В.В. Теория разделения властей. Президент РФ, как отдельная ветвь власти / В.В. Цырыпкина // Синергия наук. 2017. № 10. − С. 626-633.