Фрагмент для ознакомления
2
Внимание — это главное условие осуществления познавательных процессов. Оно, не являясь самостоятельным процессом, составляет неотъемлемую часть, свойство различных видов деятельности, в том числе познавательной. Внимание не имеет своего, отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой, в том числе и речевой, деятельности. [6]
Внимание - целенаправленный процесс сосредоточенности на каком-либо объекте. Многие ученные (М.С. Певзнер, С.Л. Рубинштейн, И.Л. Баскакова) рас¬сматривают внимание, как особое состояние сознания, благодаря которому субъ¬ект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности.
Внимание является необходимым условием любой деятельности, осуществляемой человеком. По определению Александра Романовича Лурии: «Внимание - это осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля над их протеканием». Внимание как таковое не является самостоятельно существующим психическим процессом и не относится к свойствам личности. В ходе процесса обучения детей, внимания является неотъемлемой частью, а также оно является важным условием становления познавательной деятельности, потому что способствует активизации всех познавательных процессов, которые необходимы для обучения и приобретения знаний и навыков[9].
Существует два вида внимания: произвольное и непроизвольное. Под про¬извольным вниманием следует понимать, что ребенок сам фокусирует внимание на том или ином объекте. Под непроизвольным вниманием то, что ребенок без всякого намерения, без определенной цели фокусируется на каком-либо объекте.
К. Д. Ушинский отмечал огромную роль внимания в психической деятельности: «...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». [22]
Благодаря вниманию достигаются следующие результаты:
отбор значимых воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности;
игнорирование других, несущественных для выполняемой деятельности воздействий;
удержание, сохранение выполняемой деятельности, пока не будет достигнута цель, т. е. регуляция и контроль деятельности.
Внимание является важной частью жизнедеятельности человека. Без него невозможно писать, читать, решать задачи, говорить. Ни одна осознанная деятельность не может быть выполнена без целенаправленности внимания [9].
Выдающийся вклад в формирование о представлении внимания был изложен Н. Н. Ланге, именно он занимался разработкой теории внимания, как целенаправленного процесса. Н. Н. Ланге - определял внимание, как относительное господство данного представления в данный момент времени. В нашей стране психологией внимания занимались в рамках культурно-исторического подхода, основоположником которого был Л. С. Выготский.
По мнению, Л. С. Выготского внимание существует в двух формах, природное внимание, как продукт культурного развития и произвольное внимание - обращенный внутрь процесс опосредованного внимания, подчиненный общим законам культурного развития [2].
По ведущему анализатору различают зрительное, слуховое, кинестетическое, вкусовое, обонятельное и другие виды внимания.
Таким образом, устойчивость внимания у людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей степени. Но и у одного и того же человека устойчивость внимания может колебаться. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значимости, от отношения к выполняемой работе.
1.2. Роль наглядности при развитии внимания младших школьников на уроках математики
На сегодняшний день развитие внимания у младших школьников является одним из основных направлений в учебном процессе. Отсутствие внимания — проблема развития и обучения детей. В школах России педагоги замечают снижение концентрации внимания. Это выражается в отсутствии способности сосредоточиться, также в неумении детей отличить главное от второстепенного в заданиях. Поэтому необходимо разрабатывать практических психолого-педагогических средств развития внимания.
В младшем школьном возрасте (6-11 лет) происходит смена образа жизни. Появляется новая социальная роль, сменяется вид деятельности с сюжетно-ролевой игры на учебную деятельность, которая предъявляет высокие требования ко всем видам и свойствам внимания ученика.
Каждый учитель стремится найти наиболее эффективные методы обучения для применения в учебном процессе, которые ведут к высокому качеству усваиваемых знаний и способствуют развитию учащихся. Учитель часто стремится облегчить процесс усвоения знаний проделывает следующие виды работ:
- при сообщении и изложении учебного материала применяет различные формы и средства обучения;
- способы закрепления усвоенных знаний;
- проверка правильности и прочности усвоенного;
- оценивание результатов обучения».
Процесс усвоения всегда связано с потребностью. Без потребности процесс усвоения невозможно. При организации процесса усвоения знаний необходимо создать условия, вызывающие познавательную потребность у ученика.
Наглядность - метод, который представляет информацию в виде оптического изображения. (рисунки, фотографии, диаграммы, графики, схемы, карты, таблицы). Лучше всего технологию визуализации использовать для представления информации, которую невозможно увидеть (например, температуру). В организации современного занятия очень важно использовать средства визуализации. Это и есть приоритетное направление в деятельности при обучении математике [1].
Наглядность информации в образовательном процессе в последние годы становится более востребованной. К ней обращаются как для представления учебного материала, так для поиска и анализа данных в исследовательских целях. С помощью системы визуальных образов представляется возможность отобразить информацию компактно и привлекательно, что позволяет решить проблемы визуализации мышления, актуальные формирующейся «экранной» культуры и «клипового» мышления современного человека. Данную отрицательную тенденцию можно побороть, прививая обучающимся правила использования графических изображений, визуализированного текста, то есть - «визуальную грамотность». Использование средств информационно-коммуникационных технологий позволяет продемонстрировать не только статические визуальные опоры, но и динамические в виде обучающих видеофрагментов, позволяющих рассмотреть процессы и явления. Несмотря на то, что буквы и цифры являются графическими символами, они НЕ вызывают необходимого количества ассоциаций для хорошего запоминания материала, НЕ являются универсальными.
Одним из основателей когнитивной психологии, Джорджем А. Миллером в 1983 году, для описания людей, собирающих и потребляющих информацию, предложен термин «информоядный» (informavore) [14]. Он отмечал, что больший интерес для человека представляет именно визуальная информация, ведь более 30% нейронов головного мозга и примерно 50% коры головного мозга участвуют в обработке зрительной информации. Для человека свойственно быстрое распознавание образов, понимание связей и закономерностей на рисунке, то есть, как и у многих млекопитающих, ведущее визуальное восприятие является нормой.
Рассмотрев внимательнее понятия «Наглядность» и «визуал» в области педагогики и психологии, я определила для себя что:
«Наглядность» - это процесс представления каких-либо данных в виде изображения с целью максимального удобства их принятия и понимания (придание зримой формы любому мыслимому объекту, субъекту или процессу для понимания). Метод визуализации является одним из самых распространенных инструментов практической психологии имеющий особую ценность в процессе постановки целей;
«визуал» - человек, для которого главным типом восприятия является зрительный контакт. Это значительно больше, чем уделено на любой иной канал восприятия (даже те же тактильный и кинестетический). Дело в том, что зрение - самое сильное из 5 чувств, ® Скворцова Н.В., 2022 через него мы получаем 50% - 80% информации. На обработку зрительной информации люди тратят до половины ресурсов мозга. С точки зрения психологии, это наиболее распространённый психотип людей, определяемый около 85% населения Земли. Наглядность информации напрямую связана с тем, что изображения человек запоминает лучше, чем слова, поэтому наглядное и схематичное представление даёт более прочные знания. Этот феномен называется «эффект превосходства изображений» [4]. Использование графических образов и визуальных опор обеспечивает эффективное развитие визуального мышления. Левое полушарие человеческого мозга отвечает за логику и анализ, за образность - правое, значит, для баланса обоих полушарий необходимо как можно чаще использовать образовательный потенциал графических образов.
Определение визуализации как метода, позволяющее отразить её суть, дает А. А. Вербицкий, который рассматривает процесс визуализации как «свёртывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий» [11]. Так автор разводит понятия «визуальный», «наглядный», «визуальные средства» и «наглядные средства». Обычно в педагогике значение понятия «наглядный» основано на демонстрации предметов, процессов, явлений, как готового образа, заданного извне, а не рождаемого и выносимого из внутреннего, собственного плана деятельности человека.
Данная технология способствует обучающимся правильно воспринимать и обрабатывать полученную информацию: диаграммы, схемы, рисунки, карты памяти помогают усвоить большой объем информации, позволяют легко запоминать и прослеживать связь между блоками информации; помогают связать предложенную информацию в целостную картину; воспроизвести разные процессы и события; пересказать материал в увлекательной, запоминающейся форме. Считается, что зрение обеспечивает нам около 60 % информации. Используя средства визуализации на занятиях математики можно, понятно и доступно изложить изучаемую тему. Информация, представленная с помощью средств визуализации, сразу привлекает внимание к основному аспекту, демонстрирует закономерности, которые сложно уловить в тексте.
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и цифровых технологий в жизни общества. Поэтому в век цифровых технологий все шире используются информационные технологии и в образовательном процессе, что повышает эффективность обучения.
В 1998 году была принята Концепция информатизации сферы образования РФ, в которой дано следующее определение: «Информатизация образования понимается как процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России». Это говорит о том, что крайне важно использовать электронные информационные ресурсы в обучении младших школьников, особенно для подбора наглядных средств.
Цифровые технологии активно развиваются каждый год и претерпевают изменения, разрабатываются различные электронные ресурсы, которые используются как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности. Все эти средства относятся к принципу наглядности.
У большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, которые «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы. Наглядность особенно важна в обучении математике, потому что здесь требуется достижение более высокой ступени абстракции, чем в обучении другим предметам, а она содействует развитию абстрактного мышления.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахмадуллин Ш. Внимание. Младший школьник // Образование [Электронный ресурс] URL: https://lifehacker.ru/razvitie-vnimaniya-u-detej/ (дата обращения: 10.10.2023).
2. Башмаков, М. И. Развитие визуального мышления на уроках математики / М. И. Башмаков, Н. А. Резник // Математика в школе. - 1991. - № 1.
3. Бодняк Ю.А. Внимание младших школьников: особенности и методики развития // Методика [Электронный ресурс] URL: https://o- krohe.ru/razvivayushchie-metodiki/vnimanie-mladshih-shkolnikov/(дата обращения: 10.10.2023).
4. Далингер, В. А. Формирование визуального мышления у учащихся в процессе обучения математике : учеб. пособие / В. А. Далингер. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2015.
5. Для цитирования: Ненартович М.В. Реализация наглядного моделирования на уроках математики через использование информационно-образовательных ресурсов // Математические методы в технологиях и технике. 2022. № 12. Часть 2. С. 190-194.
6. Добрынин Н.Ф. Изучение особенностей внимания младших школьников. М., 2022. 236 с.
7. Ефремова Д.Д. Реализация принципа наглядности при изучении математики в старших классах средней школы: автореф. ... канд. пед. наук. М., 2004.4
8. Золотая И.Г. Применение дидактических игр на уроках математики для развития внимания // CYBERLENINKA [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-didakticheskih-igr-na-urokah- matematiki-dlya-razvitiya-vnimaniya (дата обращения: 10.10.2023).
9. Калинченко А.В. Значение коррекционно-развивающих способов обучения в системе общего начального образования / В сборнике: Наука - практике: научная школа М.Н. Перовой - специальным (коррекционным) образовательным учреждениям, материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2011. С. 32-35.
10. Калинченко А.В. Опыт организации и проведения фестиваля «Математика для малышей» // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 2 (32). С. 74-80.
11. Калинченко А.В. Робототехника как способ развития метапредметных умений у младших школьников // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции / Редактор-составитель А.И. Савенков. 2018. С. 261-264.
12. Карасик А. Л. Дидактические особенности обеспечения наглядности обучения средствами информационных технологий: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2007. 233 с.
13. Карасик А.Л. Дидактические особенности обеспечения наглядности обучения средствами информационных технологий. URL: https://www.dissercat.com/content/didakticheskie-osobennosti- obespecheniva-naglvadnosti-obucheniva-sredstvami-informatsionnvkh (дата обращения: 10.10.2023).
14. Кирьянов А. Б., Йылмаз Р. М., Маслов Д. В., Масюк Н. Н., Воробьев Б. А. Технологии дополненной реальности в сфере образования // Инновации. 2020. № 5. С. 81-88. EDN: SBPTSB. https://kvantorium37.ru/texnologii-dopolnennoj- realnosti-v-sfere-obrazovaniya(дата обращения: 10.10.2023).
15. Леонович Е.Н. К вопросу о формировании понятия «способ обучения» или «педагогическая технология». Известия института педагогики и психологии образования. 2017. № 4. С. 4-7.
16. Леонович Е.Н., Давидян М.А. Реализация принципа наглядности в системе профессиональной подготовки учителя. Среднее профессиональное образование. 2019. № 1. С. 32-34.
17. Леонович Е.Н., Серебренникова Ю.А. Реализация принципа научности при построении образовательных технологий в системе профессиональной подготовки учителя. В сборнике: Начальное филологическое образование и подготовка учителя в контексте педагогической инноватики. Материалы Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов. Составитель и ответственный редактор Т.И. Зиновьева. 2016. С. 81-85.
18. Подымова Л.С., Подымов Н.А., Алисов Е.А. Готовность педагогов к обеспечению безопасности личности в инновационной образовательной среде // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 4 (93). С. 663-680.
19. Савенков А.И., Алисов Е.А., Кривова В.А., Цаплина О.В. Организация исследовательского и проектного обучения в условиях преемственности ступеней общего образования. - М., 2016. - 100 с.
20. Савенков А.И., Калинченко А.В., Ходакова Н.П. Фестиваль «Математика для малышей» как средство стимулирования познавательных интересов младших школьников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 1 (47). С. 88-94.
21. Сафонова И.Н. Развитие внимания младших школьников на уроках математики // Первое сентября [Электронный ресурс] URL: https://urok.1sept.ru/articles/214401 (дата обращения: 10.10.2023).
22. Федосов А.Ю., Ходакова Н.П. Современные проблемы информатизации начального образования: монография. - Ульяновск, 2019. - 101 с.
23. Ходакова Н.П. Актуальные вопросы обучения в вузе // Фундаментальные исследования. 2009. № 5-S. С. 115-116.
24. Ходакова Н.П. Информационные основы управления педагогической системой // Педагогические науки. 2013. №3 (60). С. 12-13.
25. Экспериментальная математика в школе. Исследовательское обучение: монография / М.В. Шабанова и др. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016. 300 с.
26. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход: учеб. для студентов и магистрантов пед. вузов: в 2 ч. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. 320 с
27. Гафарова Д.Д. Использование наглядных материалов на уроках математики в начальных классах // Научные открытия 2018: Материалы XXXVIII Международной научно-практической конференции, Москва, 28–25 мая 2018 года. М.: Научный центр "Олимп", 2018. С. 287-289
28. Козаченко И.Н. Использование наглядности на уроках математики URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/283671-ispolzovanienagljadnosti-na-urokah-matematik (дата обращения: 30.10.2023)
29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2020. 31 с.
30. Шестакова Л.Г. Общие вопросы методики обучения математике: учебно-методическое пособие / Л.Г. Шестакова. – Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, ООО «Типограф», 2022. – 116 с. – EDN WQKDJH.