Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования довольно высока, так как прокуратура до сих пор не отнесена к какой-либо из трех ветвей власти. В главе 7 Конституции РФ обобщены положения о судебной системе и прокуратуре РФ, однако статьи этой главы не определяют прокуратуру как судебный орган.
Аналогично, в правовых актах, касающихся деятельности прокуратуры, нет указания на то, что она является частью исполнительной власти: ч.4 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (далее - ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1) предусматривает, что прокуратура может участвовать в правотворческой деятельности, но суть этого закона связана с правотворческой деятельностью, так как правотворческий процесс является завершающей стадией, соответственно наиболее важной и ответственной стадией правотворческой деятельности. Прокуратура также непосредственно участвует в законотворческом процессе. В своей надзорной функции прокуратура фактически будет входить в состав всех трех государственных ведомств.
Существенные изменения конституционных основ государственного устройства РФ обусловили необходимость пересмотра ряда привычных для прокуроров базовых категорий, входящих в понятийный аппарат теории прокурорского надзора.
Согласно ст. 21 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 объектами прокурорского надзора за исполнением законов являются федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы контроля, их работники, органы управления, руководители коммерческих и некоммерческих организаций.
Вместе с тем, учитывая закрепленный в Конституции РФ принцип разделения властей (ст.10), декларацию организационной самостоятельности органов местного самоуправления (ст.12) и административную реформу, понимание предмета прокурорского надзора должно наполниться новым содержанием.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании прокурорского контроля.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие вопросы прокурорского контроля.
Целью исследования является исследовать правовые проблемы прокурорского контроля.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть историю создания и генезис Прокуратуры в России;
2.исследовать функции Прокуратуры как государственно-правового института;
3.проанализировать прокурорский контроль за исполнением законов и юридическая ответственность;
4.определить особенности взаимодействия прокуратуры и органы государственной власти России.
Методологическая основа исследования составляют общенаучные, частно-научные и специальные методы. Особое значение уделяется применению частноправовых методов: сравнительно-правового и формально-юридического.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; законодательство РФ и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Уровень научных исследований по данной теме достаточно высок. Количество известных отечественных правоведов, интересующихся данной темой, доказывает важность для российской юриспруденции изучения вопроса о проблемах прокурорского контроля.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем прокурорского контроля.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании законодательства в сфере совершенствования прокурорского контроля.
Структура работы. Контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.Административно-правовые основы места и роли Прокуратуры в государственном механизме России
1.1.История создания и генезис Прокуратуры в России
Рассмотрение исторических аспектов создания и развития прокуратуры в России имеет большое значение. Анализ отечественного опыта развития этой власти позволяет выявить и современные недостатки, которые можно устранить и сделать работу прокуратуры более профессиональной. Для изучения данного вопроса целесообразно разделить его на три основные подкатегории: досоветская прокуратура (до 1917 года), советская прокуратура (1917-1992 годы) и российская прокуратура (после 1992 года) .
Историю создания прокуратуры в России можно проследить с 1711 года, когда на основании императорского указа Петра I от 2 марта 1711 года была учреждена прокуратура. В то время служба представляла собой уникальный для России того времени институт, функцией которого был надзор за соблюдением законов. Институт фискальной службы характеризовался совершенно новыми для органов государственного управления того времени принципами, а именно: четко определенным характером административных возможностей, установленной системой территориальных единиц, не подчинявшихся местным администрациям, принципом комплектования. Это было связано с обогащением бюрократического аппарата в ходе реформ Петра I. Следует отметить, что, хотя фискалы имели широкие полномочия по маневрированию и расследованию, им не разрешалось одновременно вести следствие, а собранные материалы дел передавались в органы власти, которые уже непосредственно занимались этими нарушениями, а сами фискалы не имели права вести следствие. Еще одной важной особенностью было отсутствие средств на содержание фискалов.
Это привело к упразднению системы. Фискалы содержались органами, которые их проверяли. Учреждения, целью которых была борьба с коррупцией, стали коррумпированными. В результате институт фискалов был дискредитирован и упразднен.
В 1722 году указом Петра I был создан новый надзорный орган - прокуратура. Прокуратура состояла из двух основных подразделений: Синода и Сената. Члены прокуратуры были независимы друг от друга, а обер-прокурор Синода не подчинялся генерал-прокурору Сената. Они, в свою очередь, делились на высшую структуру, состоящую из обер-прокурора и генерал-прокурора, и низшую структуру, включающую прокуроров Верховного суда и центральных учреждений. Надзор за прокурорами осуществлялся во всех коллегиях, за исключением коллегии Министерства иностранных дел. Внешняя политика имела особое значение и поэтому курировалась лично царем.
К 1723 году прокуратура в России начала быстро развиваться, но ее штат был еще очень мал и состоял из 20 прокуроров, по три прокурора от Синода и Сената и 17 прокуроров от Центральной канцелярии и Верховного суда.
Изучение работы Прокуратуры с 1722 по 1727 год позволяет сделать следующие выводы. Организация справлялась со своими задачами, осуществляя надзор за исполнительной и законодательной властью государства. Однако после смерти Петра I око монарха было фактически реорганизовано. При Екатерине I вновь назначенные прокуроры не стояли на местах, а те, кто уже был назначен, были переведены на другие должности. Таким образом, организация была практически упразднена. Тем не менее, с середины 30-х годов XVIII века прокуратура вернула себе статус надзорного органа и продолжала развиваться .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон "О прокуратуре РФ" // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 24. - Ст. 2830.
3. Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 (ред. от 24.07.2023) "О прокуратуре РФ" // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №47. - Ст.4472.
4. Авакьян С.А. Глава Российского государства и региональные структуры власти: опыт и проблемы взаимодействия / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 11. С. 40.
5. Бойков А.Д., Дашков Г.В., Демин Г.В., Жевлаков Э.Н., Клочков В.В., Сухарев А.Я., Скуратов Ю.И., Рябцев В.П., Ястребов В.Б. Прокуратура РФ. Концепция развития на переходный период. - Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru . - Дата обращения: 29.04.2023 г.
6. Винокуров А.Ю., Карпов Н.Н. О системе и иерархии функций прокуратуры в контексте конституционных новелл // Законность. 2022. № 5. С.27.
7. Винокуров А.Ю. К вопросу о содержании прокурорской деятельности // Вестн. Ун-та прокуратуры Рос. Федерации. 2020. № 3. С. 34 - 40.
8. Драпеко, Э. О. Государственный контроль и прокурорский надзор за правоохранительными органами: правовое соотношение / Э. О. Драпеко // Перо науки. – 2019. – № 13(13). – С. 4-6.
9. Осинцев, Д. В. Административный контроль и прокурорский надзор:пределы правоприменения / Д. В. Осинцев // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2019. – № 4(24). – С. 5-10.
10. Парцей, В. Б. Прокурорский надзор и конституционный контроль / В. Б. Парцей // Закон и право. – 2021. – № 3. – С. 144-147.
11. Тушев А. Направления деятельности, функции, полномочия прокуратуры и отрасли прокурорского надзора // Законность. 2021. № 4. С.20.
12. Щерба С., Решетникова Т. Конституционные новеллы о системе и иерархии функций прокуратуры // Законность. 2021. № 4. С.3.