Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данного исследования обусловлена неотъемлемой проблемой в развитии детей дошкольного возраста, а именно детской тревожности, которая на сегодняшний момент не показывает устойчивой тенденции к снижению. Согласно выводам как отечественных, так и зарубежных психологов, многие дети дошкольного возраста проявляют высокий уровень тревожности.
В научной литературе есть ряд исследований, посвященных важности учета тревожности как фактора, влияющего на нейропсихологический статус, функциональное состояние и статус в группе сверстников. Однако тревожность у детей дошкольного возраста еще недостаточно изучена, хотя в исследованиях Т. Н. Осипенко (1996) и И. Г. Швец (2003) подчеркивается важность учета тревожности при определении нейропсихологического статуса ребенка. Исследователи И. А. Криволапчук и В. В. Зайцева (2005); В. Зайцева (2005) обращают внимание на взаимосвязь тревожности и функционального состояния ребенка. Таким образом, несмотря на все возрастающее значение, которое придается тревожности в научных исследованиях, существует необходимость более глубокого изучения особенностей тревожности у детей дошкольного возраста. Детальное и систематическое исследование этой темы расширит наши знания и будет способствовать разработке эффективных методов и подходов к работе с тревожностью у детей дошкольного возраста.
Особое внимание следует уделить тревожности у детей с выраженными языковыми трудностями. В данном случае нарушения в сфере коммуникации оказывают существенное влияние на психическое состояние ребенка и являются дополнительным источником тревоги и стресса. Следует также подчеркнуть, что языковые нарушения оказывают заметное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Языковые нарушения могут быть одной из важных причин формирования таких негативных черт личности, как пассивность, склонность к импульсивному поведению, зависимость от окружающих (Л. С. Волкова, Л. М. Шипицина). В противоположность этому утверждению, некоторые поддерживают его, как в исследованиях В. А. Калягина и Т. С. Овчинниковой. Длительная тревога оказывает негативное влияние на развитие личности детей с нарушениями речи, усиливая их тревожные черты и формируя страх вступления в открытый диалог. Такие факторы затрудняют социальную адаптацию и социализацию ребенка. Поэтому коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с тяжелыми нарушениями речи является важной задачей специальной педагогики и психологии.
Цель исследования – выявить особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), страдающих тяжелыми нарушениями речи и разработать методические рекомендации, направленные на снижение уровня тревожности.
Объект исследования – тревожность у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования – процесс коррекции тревожности у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи исследования:
1. анализ литературы и методических материалов, связанных с вопросом исследования.
2. анализ характерных признаков тревожности у детей дошкольного возраста (5-6 лет). 3. анализ особенностей проявления тревожности у детей данного возраста с выраженными трудностями речевого развития.
3. анализ особенностей проявления тревожности у детей данного возраста с выраженными трудностями речевого развития.
4. проведение констатирующего эксперимента по оценке степени выраженности тревожности у детей старшего возраста (5-6 лет) с тяжелыми нарушениями речевого развития до школьного возраста и анализ полученных результатов.
5. разработать практические рекомендации по снижению уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с тяжелыми нарушениями речевого и языкового развития.
Исследовательская гипотеза заключается в том, что дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с трудностями в речевом развитии обнаруживают повышенный уровень тревожности.
Методы исследования разделяются на несколько групп: анализ научной-методической и специальной литературы по проблеме исследования, констатирующий эксперимент, качественно-количественная обработка данных.
Практическая важность данного исследования выражается в возможности использования его результатов психологами и педагогами для более глубокого анализа проблемы тревожности у детей дошкольного возраста.
База исследования – ВПИСАТЬ
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретическое исследование проблемы тревожности у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи
1.1 Тревожность как психологический феномен
Хотя в существующей литературе понятие "тревожность" понимается по-разному, исследователи сходятся во мнении, что "тревожность" можно рассматривать и как явление, связанное с конкретной ситуацией, и как личностную характеристику, учитывающую изменчивость и динамику ситуации. Важно отметить, что термин "тревожность" имеет конкретное значение и что понятия "тревожность" и "неуверенность" менялись с течением времени. Научные термины продолжают подвергаться влиянию неопределенности и могут приобретать новые значения. Многие современные авторы признают "тревогу" как форму страха, введенную Зигмундом Фрейдом. Однако существует и понимание того, что тревожность - это врожденная черта характера, то есть неотъемлемый элемент человеческой природы, проявляющийся в склонности испытывать тревогу.
А.М. Прихожан в своих исследованиях отмечает, что тревожность связана с ожиданием неблагополучия и ощущением кризиса. Тревожные состояния включают субъективные ощущения напряжения, беспокойства, волнения и страха, а также признаки активации вегетативной нервной системы. Тревожность как личностная черта - это устойчивая тенденция переживать стрессовые ситуации как угрожающие или опасные.
Ситуативная или реактивная тревожность является реакцией на конкретное событие и проявляется в виде повышенного уровня тревоги. Автор А.М. Прихожан определяет разницу между тревожностью и неуверенностью следующим образом: "Тревога - это эмоциональный дискомфорт, связанный с ожиданием беды или чувством опасности". Тревожность может быть временным состоянием или постоянной чертой личности или характера. В психологической литературе эти различия отражаются терминами "тревожность" и "неуверенность" [3].
Существует два типа тревожности: ситуативная и личностная. Ситуативная тревожность - это временное состояние, возникающее у людей при определенных обстоятельствах. Личностная тревожность - это фиксированная черта личности, проявляющаяся в виде стойкой склонности к частым и интенсивным эмоциям. Люди с тревожностью испытывают беспокойство, беспомощность, бессилие, беспокойство, одиночество, страх неудачи и трудности в принятии решений.
Физиологические проявления тревоги включают в себя увеличение частоты сердечных сокращений, учащение дыхания, увеличение количества кровообращения в минуту, повышение артериального давления и общее возбуждение, приводящее к снижению чувствительности к нейтральным стимулам и негативным эмоциям.
Для оптимальной работоспособности тревога играет важную роль, привлекая внимание к различным проблемам и мобилизуя энергию. Оптимальный уровень тревожности необходим для успешной адаптации к реальности. С другой стороны, слишком высокий уровень тревожности является дезадаптивной реакцией и приводит к общим нарушениям поведения и работоспособности. Неадекватный уровень тревожности препятствует нормальной адаптации, развитию и продуктивности [3].
Психодинамическая" тревожность основана на недостатках естественных структур и нейронных процессов нервной и эндокринной систем. Этот тип тревожности считается характеристикой темперамента. Известно, что на формирование темперамента влияют не только генетические и структурные факторы, но и средовые и социальные воздействия. Анализ причин детской тревожности с этой точки зрения определяет социальный подход. [7]
Темперамент и черты личности могут закрепиться в виде постоянной тревоги из-за повторяющихся ситуаций, вызывающих тревогу.
Проблема постоянной тревоги остается нерешенной даже после устранения негативных факторов. Люди также задаются вопросом, почему они продолжают испытывать тревогу даже в благоприятных условиях (дезадаптивная тревожность).
Внутренние конфликты также могут быть источником беспокойства, поскольку в основе беспокойства лежит конфликт.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акопян, Л. С. Атлас детских страхов / Л. С. Акопян. – Самара: Изд-во СГПУ, 2023. – 172 с.
2. Андреева, А. Психологическая поддержка ребенка / А. Андреева // Воспитание школьников. – 2029. – №3. – С.76.
3. Андрусенко, В. Н. Социальный страх / В. Н. Андрусенко. – Свердловск: Издательский центр «Академия», 2021. – 456 с.
4. Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или, как научиться понимать своего ребенка / А. И. Баркан. – М.: АСТ- ПРЕСС, 2009. – С.90.
5. Борякова, Н. Ю. Ранняя диагностика и коррекция / Н. Ю. Борякова. – М., 1999. – 214 с.
6. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г. М. Бреслав. − М.: Педагогика, 2020. – 643 с.
7. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас. – М.: МГУ, 1996. – 354 с.
8. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. − М., 2020. – 204 с.
9. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1992.
10. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / Под ред. Л.С. Выготского и И.И. Данюшевского. – М.: 1995.– 390 с.
11. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб., 1997. – 743 с.
12. Гарбузов, В. И. Нервные дети: Советы врача / В. И. Гарбузов. – Л.: Медицина, 1990. – 176 с.
13. Гладкая В. В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод, пособие для учителей-дефектологов / В.В.Гладкая. - Минск: Зорны верасень, 2008. - 112 с.
14. Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,1988. – 48с.
15. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. - СПб.: Речь, 2002. – 224 с.
16. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. – СПб.: Речь, 2008.- 340с.
17. Дембо Т.В. Приспособление к увечью – проблема социально- психологической реабилитации. – М.: 1992.
18. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. Певзнер М.С. – М ., 1966.
19. Занков Л. В. Облик умственно отсталого школьника. – М.: Педагогика, 1999.
20. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. − М.: Речь. − 2019. − 320 с.
21. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А. И. Захаров. – М.: Просвещение, 1993. – 432 с.
22. Захаров, А. И. Неврозы у детей и подростков / А. И. Захаров. − Л.: Медицина, 1988. − 200 с.
23. Захаров, А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия (Серия «Мир психологии») / А. И. Захаров. − М.: ЭКСМО- Пресс, 2000. − 448 с.
24. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М.Практикум по креативной терапии. – М.: Сфера Речь,2001.С.279–299.
25. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. − СПб.: Питер, 2020. − 464 с.
26. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. – М.: 2004.
27. Каптерев, П. Ф. О детском страхе / П. Ф. Каптерев // Воспитание и обучение. − 2021. − No3. − С. 136-146.
28. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О. А. Карабанова. – М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1998. – 191 с.
29. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитаю: пособие для учителя. / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. ˗ М.: ВЛАДОС, 2019. ˗ 224 с.
30. Кащенко В.П. Исправление недостатков характера у детей и подростков— 2-е изд.—М.: Просвещение, 2004.—223 с.
31. Коломинский Н.Л. Развитие личности учащегося вспомогательной школы. – Киев, 2002.
32. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений. – М, Просвещение 1964. – 157 с.
33. Коломинский, Я. Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. − М.: Университетское, 1997. – 674 с.
34. Копытин А.И. "Системная арт-терапия". СПб.: Питер, 2001.
35. Копытин А.И. "Теория и практика арт-терапии". СПб., 2002.
36. Копытин А.И. "Тест "Нарисуй историю". СПб.: Речь, 2003.
37. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников. − М.: ПЕР СЭ, 2022. − 192 с.
38. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М.: РПА, 2001.
39. Кочубей, Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова. − М.: Знание, 1988. – 709 с.
40. Кошелева, А. Д. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка игровыми методами / А. Д. Кошелева, Л. С. Алексеева. – М., 2022. − С. 29-30.
41. Кузьмина, М. Детский невроз страха / М. Кузьмина // Школьный психолог. − 2018. − №24. − С. 3-7.
42. Лебединская К.С. Особенности эмоционально-волевой регуляции при умственной отсталости. – М.: 2002. – 225 c.
43. Лебединская, К. С. Задержка психического развития и ее причины / К. С. Лебединская // Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей. − М., 1985. − С. 29-37.
44. Леви, Ш. Ребёнок и стресс / Ш. Леви. − СПб., 2020. – 643 с.
45. Леонтьев А. А. Психология общения: Учеб. пособие для студентов-психологов. Тарту, 1974.
46. Лисина М. И., «Общение, личность и психика ребенка», / Под редакцией Рузской А. Г. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — С. 384.
47. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития. – М.: Педагогика, 1983.
48. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. – М.: 1998.
49. Ляпидиевская Г.В. О создании в России сети реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001, № 1.
50. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: Линка – Пресс, 1997.
51. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: учебное пособие – Москва: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.
52. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. — СПб.: Речь, 2006. — 144 с.
53. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М.: Феникс, 2006. — 382 с.
54. Обозов Н. Н Психология межличностных отношений. Киев: Изд-во Лыбедь, 2005.– 128с.
55. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). / Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Academia, 2001