Фрагмент для ознакомления
2
Резкий рост интереса к религии характеризует духовную жизнь России в последнее десятилетие. Во многих странах мира приближение конца века и тысячелетия ассоциируется с апокалиптическими пророчествами о «конце света», прежде всего из-за обострения экологических, демографических и других проблем планетарного характера, грозящих катастрофой и гибелью всего живого на Земле. В России общая тревога по поводу надвигающейся катастрофы сочетается с конкретными негативными явлениями затяжного социального кризиса, предсказываемого религией. В результате многие люди обращаются к религии, пытаясь найти в ней надежду и спасение.
Есть и другие причины роста интереса к религии в российском обществе. Для миллионов новообращенных граждан, которые еще вчера не были связаны с религией и мало что знали о ее истории, учениях и культах, интерес к религии закономерен и понятен. Более полувека антирелигиозная пропаганда давала лишь минимальную, необъективную информацию о религии.
В конце этого столетия произошел тревожный всплеск числа людей, ищущих Бога, заметен отход от традиционных верований, появилось множество «новых культов», в том числе и крайне фанатичных. Международное сообщество было потрясено сообщениями о зверствах, совершенных новыми сектами, такими как «Дети Бога», «Храм Солнца», «Аум Синрикё» и обезумевшими последователями Дэвида Кореша. Во многих случаях эти культы прославляют новоявленных пророков и мессий, по-своему имитируя традиционные верования. Однако сегодня также существует множество богоискателей, которые считают себя религиозными, но верят в нечто неопределенное, сверхъестественное, запретное и невыразимое. В то же время эти люди не считают себя мистиками. Более того, они не принадлежат ни к какой церкви. Религиозность ли это?
Как уже говорилось, религия пронизывает практически все сферы человеческого бытия и духовного мира. Несмотря на размытость внешних границ, религия - это особое царство духовного мира. Ее главная особенность - вера в сверхъестественные силы и существа и поклонение им.
В последнее десятилетие религиозный фактор играет все более важную роль в нашей общественной жизни. Постепенно увеличивается число верующих, открываются новые церкви возрождения. Большинство людей выражают доверие церквям. Число «доверяющих» церквей значительно превышает процент верующих. Высокий уровень доверия к Православной Церкви отражается не только на ее верующих.
Даже большинство людей, далеких от церкви, считают, что религия необходима как основа национальной идентичности и культуры, как носитель ценностей. Наиболее тесная связь в национальном сознании на протяжении веков с момента основания страны существует между православием и национальной идентичностью. Соответствуя национальному образу жизни и являясь символом национального своеобразия, православие является тем стержнем, который связывает современную Россию с ее тысячелетней историей .
Сотрудничество Церкви и государственного аппарата давно известно. Их взаимодействие особенно необходимо при решении многих социальных проблем, таких как нравственное и патриотическое воспитание, благотворительность. Без помощи Церкви невозможно преодолеть нравственный кризис, охвативший общество. Алкоголизм, наркомания, преступность заставляют людей прислушаться к тем ценностям, которые проповедует Православная Церковь, - духовности, милосердию, заботе о ближнем.
Глава 1. История православия и его взаимоотношения с государством
1.1. История Русской Православной Церкви
История церкви насчитывает более 1000 лет. По преданию, апостол Андрей Первозванный проповедовал на Киевской горе и благословил будущий город Киев. Распространению христианства на Руси способствовало соседство с Византийской империей - христианской державой. Деятельность славянских апостолов и просвещенных равноапостольных Кирилла и Мефодия сделала юг России святым местом; в 954 г. крестилась киевская княгиня Ольга, в 988 г. - князь Владимир, крестивший Русь, а в 989 г. - киевский князь Владимир.
До монгольского периода Русская Церковь была митрополией Константинопольского Патриархата. Митрополит, возглавлявший Церковь, назначался Константинопольским патриархом из числа греков, но в 1051 г. место архиепископа занял Илларион, самый культурный русский митрополит того времени.
С X века на Руси начинают строиться величественные храмы, с XI века на Руси начинают развиваться монастыри, а в 1051 году Антоний, игумен Печерский, принес на Русь монашескую традицию афонитов и основал знаменитый Киево-Печерский монастырь. Роль монастырей на Руси была очень велика. Помимо чисто духовной роли, наибольшая польза от монастырей для россиян заключается в том, что они являются важнейшими центрами просвещения. В частности, в монастырях ведутся летописи, передающие информацию обо всех важных событиях в истории русского народа вплоть до наших дней. В монастырях процветали иконопись и искусство письма, на русский язык переводились богословские, исторические и литературные произведения .
В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственным носителем идеи единства русского народа в условиях центробежных тенденций господ и внутренних конфликтов. Величайшая катастрофа, постигшая Русь в XIII веке, - нашествие татаро-монголов - не уничтожила Русскую Церковь. Церковь сохранилась как реальная сила и стала утешением для народа в этом тяжелом испытании. Церковь внесла духовный, материальный и нравственный вклад в восстановление политического единства Руси.
В XIV веке началось объединение русских княжеств вокруг Москвы. Русская Церковь и сегодня играет важную роль в восстановлении единой России. Духовными руководителями и помощниками Московского княжества были выдающиеся русские святители. Святой митрополит Алексий (1354-1378) воспитал князя Димитрия Донского. Как и более поздний святой митрополит Иона (1448-1471), он помог московскому князю покончить со смутой феодального правления и силой своего авторитета сохранить единство страны. Великий подвижник Русской Церкви, преподобный Сергий Радонежский, благословил Димитрия Донского на величайший воинский подвиг - Куликовскую битву, положившую начало освобождению Руси от рабства.
Монастырь внес значительный вклад в сохранение национальной самобытности и культуры русского народа в сложный период, вызванный татаро-монгольским игом и западным влиянием. Бочаев монастырь был основан в XIII веке. Этот монастырь и его святой игумен Иов (Зелизо) внесли огромный вклад в становление православного христианства в Западной Руси: с XIV до середины XV века на Руси было основано 180 новых монастырей. Крупнейшим событием в истории монашества в Древней Руси стало основание Сергиева Троицкого монастыря монахами Сергия Радонежского (ок. 1334 г.). Именно в этом монастыре, впоследствии процветавшем, оставил свой след иконописец Андрей Рублев .
Русская православная церковь росла вместе с укреплением освобожденного от нашествий Русского государства. В 1448 году, перед самым падением Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. В 1448 г. архиепископ Иона был назначен Архиерейским Синодом митрополитом Московским и всея Руси.
В дальнейшем власть Русского государства росла, как и авторитет независимой Русской Церкви: в 1589 г. архиепископ Московский Иов стал первым русским патриархом. Восточный патриархат признал русского патриарха своим пятым.
Сложный XVII век начался в России. С запада на территорию России вторглись польские и шведские интервенты. В этот неспокойный период Русская Церковь, как и прежде, выполняла свой патриотический долг перед народом. Патриарх Гермоген (1606-1612), горячий патриот, пострадавший от интервентов, был духовным руководителем ополчения Минина и Пожарского. В летописи истории Российского государства и Русской Церкви вошли героические подвиги Троице-Сергиева монастыря в борьбе со шведами и поляками в 1608-1610 гг .
После изгнания интервентов из России Русская Церковь решала очень важную внутреннюю задачу - пересмотр богослужебных книг и обрядов. Это стало возможным благодаря патриарху Никону, очень умному человеку и выдающемуся реформатору Церкви. Некоторые священнослужители и миряне не поняли и не приняли литургических реформ патриарха Никона и не захотели подчиниться авторитету Церкви. В результате в среде верующих возникли старые расколы.
Для России начала XVIII века характерны радикальные реформы Петра I: после смерти патриарха Адриана в 1700 году Петр I отложил избрание нового патриарха и в 1721 году учредил коллегиальный Синод - высший
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агапов А.Б. Церковь и исполнительная власть // Государство и право. 1998 № 4. - стр. 236.
2. Баранов Н.А. Взаимодействие Церкви и государства в современной России // Южно-российский журнал социальных наук. 2009. №4.
3. Бурьянов С.А.: Свобода совести и светскость государства в Российской Федерации. - М.: МИР, 2010
4. Гераськин Юрий Вениаминович, Михайловский Александр Юрьевич Проблема периодизации истории отношений советского государства и Русской православной Церкви // Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2010. №3
5. Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Б. м., 1992. С. 68.
6. Грудцына Л.Ю., Церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством в России//Адвокат, 2007., № 9.
7. Егоров В.С. Философия открытого мира. Воронеж, 2002. 318 с.
8. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. – М.: Юрист, 1994. – С. 165.
9. Николин А. свящ. Церковь и государство. История правовых отношений. М.: Изд. Сретенского монастыря, 1997. 430 с.
10. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. СПб., 2001. С. 77.
11. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учеб. для вузов. - М., Норма, Инфра-М, 1999.
12. Карташёв А.В Очерки по истории Русской Церкви. В 2-х т. / Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2020. / Том 1. – 571 с.
13. Конституция РФ. М., Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд. «ЭКМОС», 2001 г.
14. Логинов А.В. Власть и вера: государство и религиозные институты в истории и современности. М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. С. 426.
15. Миронов А.В., Бабинов Ю.А. Основы религиоведения. Государственно-церковные отношения // Социально-гуманитарные знания. 1999 № 3.
16. Морозова А.А. Государство и церковь - особенности взаимоотношений // Государство и право. Март 1995. - стр. 239.
17. Никольский Н.М. История русской церкви. Изд. 3-е. М., 1983 г.
18. Одинцов М.И. Государство и церковь (1917–1935 гг.). / М.И. Одинцов. – М., 1991.
19. Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России, СССР. /Д.В. Поспеловский. – М., 1996.
20. Победоносцев, Константин Петрович Государство и Церковь. В 2-х томах / Победоносцев Константин Петрович. - М.: Институт русской цивилизации, 2018. - 810 c.
21. Смыкалин А. С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.) : учебное пособие. – Москва : Проспект; Екатеринбург, Издательский дом Уральского государственного юридического университета, 2017. – 400 с.
22. Шпаков А, Я. Государство и церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве. Царствование Феодора Ивановича. Учреждение патриаршества в России. Приложения, часть 2 / А Я Шпаков. - М.: ЁЁ Медиа, 2018. - 629 c
23. Шаргунов А. Церковь и власть // Москва. №1 1996. - стр. 92.
24. Яблоков М.H. Основы теоретического религиоведения. - М., 1994. – С. 47.