Фрагмент для ознакомления
2
Речь человека является могучим фактором психологического развития. И тесно связана со всеми процессами его сознания. Именно от речевой деятельности происходит формирование полноценное формирование личности, развитие сознания и самопознания, взглядов и убеждений, моральные и эстетические чувства человека. Для детей, имеющих нарушение речи свойственно недостаточное проявление познавательных процессов, нарушение и замедление приема информации.
Речь, содержащая определенные дефекты, накладывает отрицательный след на процесс формирования у ребенка сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Тем самым дети с отклонениями в развитии познавательных процессов и с общим недоразвитием речи нуждаются в особом внимании и заботе.
Актуальность темы обоснована тем, что на сегодняшний день педагоги и психологи все чаще сталкиваются с проблемой речевого развития ребенка в раннем возрасте, наблюдается рост числа детей, имеющих низкий уровень речевого развития.
Изучением речевого развития детей занимаются многие ученые, на сегодняшний день в психолого-педагогической практике наибольшую популярность набирает применение подхода, при изучении детей первого года жизни с нарушениями речи, разработанный Е.О Смирновой, Л.Н., Галигузовой Т.В. Ермоловой, С.Ю Мещеряковой. Авторы считают, что с целью своевременного выявления и устранения патологий речи у ребенка психолого-педагогическое изучение необходимо проводить начиная с младенческого возраста, ведь именного в таком возрасте закладываются фундаментальные основы развития. В свою очередь психолого-педагогическое изучении младенцев необходимо начитать именно с общения со взрослым и его ведущей деятельности, так как это является наиболее важной сферой, которая определяет дальнейшее развитие ребенка.
Цель исследования: теоретическое обоснование психолого-педагогического изучения детей, имеющих речевые нарушения, в первый год их жизни.
Объект исследования: процесс речевого развития детей с нарушениями речи в младенческом возрасте.
Предмет исследования: условия психолого-педагогического изучения детей первого года жизни с нарушениями речи
Задачи исследования:
– Изучить речевые нарушения и факторы риска их возникновения у детей раннего возраста;
– Проанализировать особенности развития детей первого года жизни;
– Рассмотреть и раскрыть методики диагностики уровня развития общения ребенка первого года жизни;
– Определить рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей первого года жизни.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы по теме исследования; методы эмпирического исследования: метод педагогического наблюдения, опрос, анкетирование, контрольное тестирование.
Практическая значимость: практическая значимость исследования состоит в определении эффективных методик диагностики уровня речевого развития ребенка первого года жизни и в разработке рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей первого года жизни.
Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложениями.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Речевые нарушения и факторы риска их возникновения у детей раннего возраста
Дети, относящиеся к категории «группы риска» на сегодняшний день, выступают в качестве предмета исследования разнообразных отраслей научного знания, поэтому данная категория носит междисциплинарный характер изучения, так как является сложным и многогранным явлением. В отечественной литературе понятие дети группы риска употребляется все больше и больше, что позволяет считать данный термин общепринятым. К данной группе относятся индивиды, которые в силу своего возраста и определенных жизненных обстоятельств больше других подвержены негативному воздействию окружающей социальной среды и ее криминальных элементов, которые приводят к дезадаптации несовершеннолетних.
Поэтому можно сформировать следующее понятие детей группы риска – это дети, которые по состоянию здоровья, социального развития находятся как бы в пограничной зоне между полосами возрастной нормы и патологии. Данное понятие является многогранным, охватывающим проблемы в разных сферах жизни: трудности в обучении, психическом развитии, речевом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.
Негативное влияние, оказываемое нежелательными факторами, которые могут в какой-то момент отразиться или нет на организме, является главной особенностью детей, относящихся к данной группе. Поэтому детям группы риска необходимо особое внимание и комплексный подход, направленный на предупреждение или минимизацию влияния неблагоприятных факторов, а также создание условий для успешного развития ребенка.
Многие отечественные ученые сходятся во мнении, что нарушение речи является распространенным явлением среди детей. Термин нарушение речи является общим для определенной группы детей, объединенных в результате нарушения при формировании составляющих речевой системы, которые отнесены к ее звуковой и смысловой стороне (звукопроизношение, грамматический строй, словарь, связная речь) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Наличие таких нарушений и отсутствие своевременного их устранения в детском возрасте, будут оказывать неблагоприятное воздействие при общении с окружающими, что в дальнейшем может повлечь некоторые изменения при становлении человека как личности, приводя к закомплексованности, к ограничению развития и разрытию своих талантов и интеллектуальных возможностей.
Впервые термин «нарушение речи» был сформулирован в 50-60-х годах ХХ века, в своих работах советский психолог и педагог Р.Е. Левина говорит о том, что общее нарушение речи – это патология речи у детей, имеющих нормальный слух и сохраненный интеллект, но при этом нарушения охватывают формирование компонентов речевой системы, таких как лексика, грамматика, фонетика. В дальнейшем такое нарушение речи стало рассматриваться через призму нарушения развития, которое происходит по законам иерархического строения высших психических функций [17].
Нарушение речи является дефектом полиэтиологический, т.е. может проявляться в качестве самостоятельной патологии, так и в сопряжении с другими более сложными. Так, например, чистым или самостоятельным видом нарушения речи является отсутствие сформированного, в соответствии с возрастными особенностями, звукопроизношения и фонематического восприятия, а также словарного запаса и грамматического строя языка.
Диагностирование перечисленных видов речевых нарушений обычно происходит после трех лет. Объясняется такая позиция тем, что до указанного возраста речь может нормализоваться, ведь каждый ребенок индивидуален и у некоторых речевые нормы могут развиться позже. Вместе с тем, принято считать, что к трем годам жизни у ребенка уже должны бать сформированы определенные компоненты речи, но если они отсутствуют, то ставится один из выделенных выше диагнозов нарушений.
К причинам возникновения и развития признаков нарушения речи можно отнести две группы факторов – биологические (внутренние) или социальные (внешние). Так же учеными выделяются и другие группы факторов – органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные, социально-психологические и психоневрологические причины [12]. В большинстве случаев данный дефект может являться следствием наличия сразу нескольких факторов одновременно, например, наследственной предрасположенности, неблагоприятного социального окружения.
Понятие факторы риска можно охарактеризовать как некоторые условия внешней среды или индивидуальной реакции организма, которые способствуют в разной степени развитию патологий. Впервые определение данного понятия появилось в научной литературе в середине 20 века. Рассмотри более подробно, что же относится к той или иной группе факторов риска.
К биологическим факторам риска относятся различные патогенные нарушения, появляющиеся в период внутриутробного развития или родов, различные инфекции или интоксикации в период беременности, при отрицательном резус-факторе или групповой принадлежности, постнатальные
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] М.,2017 Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ: Астрель, 2017. - 331 с.
2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми трех лет жизни. [Текст] Монография. М.: МГОПУ им. Шолохова РИЦ, 2020.
3. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства [Текст]: учебное пособие для вузов/ Белкина В.Н.- М.: Академический Проект, 2018.- 256 c.
4. Бобкова, Н.В. Программа коррекционно - развивающих занятий в группе кратковременного пребывания для детей раннего возраста /Н.В.Бобкова, Е.А.Кузнецова, Т.В.Орлина, Н.А.Панова //«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». - 2021. - №3.
5. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка: Актуальные проблемы дефектологии. [Текст] – М., 1992.
6. Волосовец Т.В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям в России [Текст] / Т.В.Волосовец// Ранняя психолого-медикопедагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: Материалы конференции. М., 2022
7. Гирилюк, Т.Н. Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии: монография [Текст]/ Т.Н. Гирилюк. – Пермь: ПГПУ, 2020.
8. Гирилюк, Т.Н. Логопедическая работа с детьми младенческого и раннего возраста электронное учебно-методическое пособие к курсу «Технология ранней коррекционной помощи [Текст]/ Т.Н. Гирилюк. – Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018.
9. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов – М.: АСТ Астрель, 2019
10. Гомзяк А.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий и периода обучения в старшей логогруппе [Текст] / А.С. Гомзяк. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2019.-128с.
11. Громова, О.Е. Методика формирования начального детского лексикона [Текст]/ О.Е.Громова - М.: ТЦ Сфера, 2019.
12. Довбня, С.В. Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьями [Текст]/ C.В. Довбня, Е.В. Кожевникова - Материалы конференции. 2021.
13. Дунайкин М.Л. Методические подходы к оценке нервно- психического развития детей первого года жизни [Текст]/М.Л. Дунайкин, И.Л. Брин // Дефектология.2022.
14. Журба, Л.Т. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни [Текст]/ Л.Т. Журба, Е. М. Мастюкова. – М.: Медицина, 1981.
15. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст]: Учеб.- метод.пособие.-М.: Соц.- полит, журн., 2002.-96с.
16. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРТ ЛДТ, 2022
17. Исенина, Е.И. Дословесный период развития речи у детей [Текст] / Е. И. Исенина. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2015.
18. Кожевникова Д. В. Домашний логопед. Практическое пособие [Текст]/ Кожевников П.В. Издательство: Наука и техника, 2019 г. 256 стр.
19. Лаврова Г.Н. Психолого-педагогическая диагностика детей от 0 до 3 лет [Текст]: Учебное пособие. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2004 – 129 с.
20. Логопедия. Семейное воспитание детей с нарушениями в развитии. Книга для педагогов и родителей [Текст] / Давидович Л.Р. Резниченко Т.С.- МПСУ. 2014.
21. Логопсихология [Текст]/ Авт.- сост. С.В. Лауткина.- Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2020.- 150с.
22. Мастюкова Е.М.Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] М.: Владос, 2013.
23. Назарова, Н.М. Специальная педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» - 400 с., 2020
24. Нищева Н. В., Если ребенок плохо говорит... [Текст] СПб.: ООО «Изд., «Детство-Пресс», 2011.
25. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ [Текст]/ Под общ.ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2013.
26. Парамонова Т.В. Из опыта работы с не говорящими детьми [Текст]// Логопед. – 2006. – №3. – С. 60–63 Понятийно–Терминологический словарь логопеда. Под ред. Селиверстова В.И. - М., 1997.
27. Стребелева, Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития / Е.А. Стребелева. – М., 2012.
28. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: метод. Пособие [Текст]/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- Пятый изд.- М.: Айрис- пресс, 2018.-224с.
29. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» [Текст]/ Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.- М.: Просвещение, 2021.-223с.
30. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте [Текст]/ Н.Х. Швачкин // Известия АПН РСФСР. - 2020. - Вып. 13. - С. 101 – 132.