Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. С наступлением эпохи цифровизации общество переживает глубинные изменения во всех своих структурах. Современное российское общество, сохраняя индустриальные черты, совершает переход к так называемому информационному обществу – обществу, в котором информация является главным ресурсом, а значительная часть трудящегося населения занята производством, переработкой, хранением и реализацией знаний. В условиях, когда способность обрабатывать, использовать и производить информационный продукт становится одной из главных составляющих социального статуса, значительно возрастает роль образования. Парадоксально, но при этом наблюдается тенденция к росту скептического отношения к институту высшего и среднего образования, снижению ценности знания как такового, если оно не способствует решению конкретных жизненных задач. Такая противоречивость на первый взгляд взаимоисключающих тенденций ставит перед социологической наукой следующие вопросы: каким образом трансформируется роль образования в современном обществе, и каков его актуальный потенциал в качестве канала социальной мобильности. Ответ на эти вопросы позволит ускорить адаптацию системы образования к происходящим в обществе изменениям и способствовать повышению эффективности образования как канала социальной мобильности в современных реалиях.
Степень научной разработанности темы. Проблема социальной роли образования достаточно широко представлена в отечественной и зарубежной научной литературе. Так в классических работах М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, Г. Спенсера и других, заложивших основы концепции социальных структур, образование неизменно отмечалось как ключевой элемент строения общества. Теоретико-методологической основой, на которой базируется значительная часть исследований социальной динамики, является концепция П.А. Сорокина, в было введено понятие социальной мобильности и социальных лифтов – каналов социальной мобильности, способствующих перемещению индивида вверх и вниз по социальной иерархии. В дальнейшем она разрабатывалась С. Липсетом, Д. Голдтропом, Р. Эриксеном, Э. Гидденсом и другими. Образование как один из факторов социальной мобильности формирующегося постиндустриального общества рассматривается в работах С. Липсета, У. Бека, Д. Белла. Из отечественных исследований следует отметить работы, посвященные роли и месту образования в структуре социальной мобильности за авторством Д.Л. Константиновского, В.В. Нурмахометовой, М.А. Абрамовой, В.В Фурсовой, С.А. Кугеля, Ф.Р. Филлипова и других. Кризисное состояние образования как канала социальной мобильности исследовалось в работах М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги, М.Г. Бурлуцкой и других. Трансформация образовательной социальной мобильности в условиях цифровизации исследовалась в работах Е.И. Кузьминой, С.А. Кравченко, А.А. Чижова и других.
Несмотря на наличие многочисленных исследований по данной теме, она остается актуальной, так как трансформационные процессы в современном обществе обладают большой динамичностью, и существующее научное знание сейчас требует постоянного обновления в большей степени, чем в предшествовавшие исторические периоды.
Объектом исследования является образование как социальный институт.
Предметом исследования является образование как канал социальной мобильности.
Цель исследования заключается в изучении образования как канала социальной мобильности в условиях трансформационных процессов в российском обществе.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
- изучить основные концепции социальной структуры и социальной мобильности;
- обосновать значимость образования как канала социальной мобильности;
- проанализировать особенности образовательной социальной мобильности в современном российском обществе;
- изучить влияние цифровизации на образовательную социальную мобильность.
Структура работы обусловлена ее темой, целью и задачами. Она состоит из введения, двух глав, каждая из которых раскрывается в двух параграфах, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
1.1. Теоретико-методологические подходы к изучению социальной мобильности
Теория социальной мобильности имеет длительную историю развития, начиная с первой половины XX века. Основоположником данной теории стал П.А. Сорокин, заложивший актуальные и в настоящее время теоретико-методологические основы изучения социальной мобильности.
Развивая идеи, заложенные в структуралистском подходе в общественных науках, П. А. Сорокин отмечает, что: «Социальная стратификация означает дифференциацию некой данной совокупности людей на иерархически соподчиненные классы. Она проявляется в наличии высших и низших слоев. Ее основа и сама сущность состоит в неравномерном распределении прав и привилегий, обязанностей и ответственности, социальных благ и лишений, социальной власти и влияния среди членов того или иного сообщества» [16, с. 9]. Согласно его точки зрения, существуют следующие основания стратификации:
- экономическое – по материальному благосостоянию;
- политическое – по наличию властных полномочий или влияния;
- профессиональное – по принадлежности к профессиональной группе, положению индивида внутри этой группы и положению группы в обществе.
Однако наличие у индивида и социальной группы определенного статуса не означает невозможность изменения этого статуса. Анализируя революционные события в России, когда изменение иерархического статуса ряда социальных групп (обрушение статуса дворянства и духовенства, возвышение рабочего класса и партийной интеллигенции) привело к радикальному изменению социальной структуры в целом, П.А. Сорокин приходит к понятию социальной мобильности. Согласно П.А. Сорокину, социальная мобильность – это «любое перемещение индивидуального или социального объекта или ценности – всего, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, – из одного положения в другое»[16, c 119] Он выделяет два вида такой мобильности: горизонтальная (переход индивида из одной группы в другую на одном уровне социальной иерархии) и вертикальная (движение вверх или вниз по социальной иерархии). Также мобильность может иметь как восходящий, так и нисходящий характер. Социальная мобильность касается не только индивидов, но и целых социальных групп. Таким образом, анализируя социальный статус индивида, необходимо учитывать не только его положение внутри группы, но и положение его группы относительно других.
Параметрами измерения социальной мобильности являются интенсивность (разница между исходной и конечной социальными стратами) и охват (количество перемещающихся лиц). На интенсивность мобильности влияет проницаемость социальных страт, то есть степень доступности страты для вхождения в нее индивидов из других страт. Отмечается также, что не бывает обществ с абсолютно непроницаемыми стратами (любое ограничение возможно преодолеть при приложении усилий и удачном стечении обстоятельств), равно как не существует обществ, в которых переход из одной страты в другую никак не ограничивался бы (иначе нарушилась бы целостность социальной структуры). Происходит перемещение между стратами за счет каналов социальной мобильности (т.н. социальных лифтов). В связи с тем, что в мире существует большое многообразие общественных укладов, каналы социальной мобильности и степень их эффективности могут различаться, однако П.А. Сорокин выделяет несколько каналов, представленных практически во всех обществах. К ним относятся:
- армия;
- церковь;
- школа;
- политические партии и движения;
- профессиональные группы.
Внутри каждой такой группы осуществляется внутренняя селекция, преследующая две основные цели: тестирование способностей индивидов для вхождения в группу и распределение членов группы по позициям, которые наиболее соотносятся с их способностями. Таким образом, внутри каждой группы формируется система требований и ожиданий, которым должны соответствовать их члены, что влияет на общее положение группы в обществе, ее внутреннюю структуру, репутацию и, в конечном счете, соответствие исполняемой общественной функции.
Концепт социальной мобильности прочно вошел в инструментарий социологической науки. Его актуальность возрастала по мере развития индустриального общества, которое сопровождалось повышением уровня социальной мобильности. Как характерную черту индустриального общества ее характеризовали С. Липсет и Р. Бендикс. По их мнению, «в каждой индустриальной стране значительная часть населения вынуждена определять для себя профессии, отличные от профессий своих отцов или матерей [13, c.19]. В их исследованиях отмечается, что во всех индустриально развитых странах наблюдается изменение трудовой структуры населения: наблюдалась устойчивая тенденция к переходу трудоспособного населения к интеллектуальному труду от физического, что было обусловлено созданием большого количества рабочих мест, требующих высокой квалификации. Отмечались также и негативные стороны этого процесса: разобщенность новых социальных групп, тяжелые эмоциональные переживания, связанные с отчуждением от привычной социальной группы, повышение статуса только в ограниченной области (профессиональной, политической или экономической) без соответствующего повышения в других, возрастающую маргинальность индивидов и социальных групп.
В европейской социологии чаще, чем в американской, для анализа социальной динамики использовался классовый подход. В 1972 г. британский социолог Дж. Голдтроп выделил классы индустриального общества на основе
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ангел О. Ю. Высшее образование и карьера. Роль вуза в трудовой деятельности / О. Ю. Ангел // Педагогика современности. – 2022. – № 2(24). – С. 6-8.
2. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну [Текст] / Ульрих Бек; пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой. - Москва : Прогресс-традиция, 2000. – 381с.
3. Бурлуцкая, М.Г. Высшее образование как лифт социальной мобильности: ожидания выпускников и реалии современного общества [Текст] / М.Г. Бурлуцкая // Социология образования. – 2012. – № 9. – С. 87–96.
4. Горшков, М.К. Молодежь России: социологический портрет [Текст] / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М. : ЦСПиМ, 2010. – 592 с.
5. Воронцовский А. В. Цифровизация экономики и ее влияние на экономическое развитие и общественное благосостояние. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. Т. 36. Вып. 2. 2020. С. 189–216.
6. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2003. – 248 с.
7. Константиновский, Д. Л. Молодежь в системе образования: динамика неравенства / Д. Л. Константиновский // Социологический журнал. – 1997. – № 3. – С. 92-123
8. Кузьмина, Е. И. Образовательная мобильность в условиях цифровизации обучения: теоретические подходы и исследовательские практики : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.01 / Кузьмина Елена Игоревна; [Место защиты: ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации»]. - Москва, 2022. - 170 с. : ил.
9. Кравченко С. А. Социология цифровизации: учебник для вузов / С. А. Кравченко. —Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 236 с
10. Латова Наталия Валерьевна Досуговые предпочтения российских специалистов как фактор наращивания человеческого потенциала // Социологический журнал. 2022. №1.
11. Ларионова В. А. Проблемы инфляции оценок и симптомы академического мошенничества на МООК: о чем говорит учебная аналитика / В. А. Ларионова, Н. В. Гончарова, Л. В. Дайнеко // Университетское управление: практика и анализ. — 2022. — Том 26. — № 4. — С. 5-21.
12. Моисеенко, В. В. Влияние института высшего образования на социальную мобильность населения в условиях современной России / В. В. Моисеенко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2015. – № 2(158). – С. 182-187.
13. Никишин Е. А. История и перспектива исследований социальной мобильности после мобильного поворота // ЖССА. 2019. №2., с. 96
14. Нурмухаметова В. В. Социально-философское обоснование роли образования в обеспечении социальной мобильности человека в современном обществе // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. №76-1. – С. 270
15. Свадьбина T. B., Немова О. А Высшее образование как «Социальный лифт»: оценка эффективности // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. №2 (53).
16. Сорокин П.А. Социальная мобильность. М.: Academia, 2005 (Sorokin P.A. Social mobility. N.Y.; L.: Harper & Brothers, 1927)
17. Стэндинг, Г. Прекариат: новый опасный класс [Текст] / Г. Стэндинг. – М. : Ад Маргинем Пресс, 2014. – 328 с.
18. Урри Дж. Мобильности/ пер. с англ. А.В. Лазарева, вступ. статья Н.А. Харламова. – М.: Праксис, 2012. 576 с
19. Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. № 10. С. 46-63.
20. Clark G. (2014) The son also rises: Surnames and the history of social mobility. Princeton: Princeton University Press.,
21. Goldthorpe J.H. (1982) On the Service Class, its Formation and Future. In Giddens A., Mackenzie G. (eds.) Social Class and the Division of Labour. Cambridge: Cambridge University Press: 162–185.
22. Goldthorpe J.H. (2016) Social class mobility in modern Britain: Changing structure, constant process. Journal of the British Academy, 4: 89–111.
23. Van Dijk J. The digital divide. URL: https://www.utwente.nl/en/bms/vandijk/publications/digital_divide_impact_access.pdf
24. Высшее образование: социальный лифт или потерянное время? // ВЦИОМ [сайт] URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vysshee-obrazovanie-soczialnyj-lift-ili-poteryannoe-vremya
25. В Вышке обсуждают проблему инфляции оценок – что это значит для студентов? // Оф. сайт НИУ ВШЭ [Сайт] URL: https://www.hse.ru/our/news/474584274.html
26. Индикаторы образования: 2010. стат. сб. М.: Государственный Университет-Высшая Школа Экономики, 2010. // Оф. сайт НИУ ВШЭ [Сайт] URL: https://www.hse.ru/primarydata/io2010
27 Национальный проект «Образование» // Министерство просвещения Российской Федерации [Сайт]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/
28. Princeton achieves marked progress in curbing grade inflation // Princeton University [Сайт] URL: https://www.princeton.edu/news/2009/09/21/princeton-achieves-marked-progress-curbing-grade-inflation