Фрагмент для ознакомления
2
Налоги являются основным источником финансирования государственных бюджетов на всех уровнях. Они играют решающую роль в создании необходимой финансовой базы для реализации социально-экономических и других задач государства.
Налоговая политика является неотъемлемой частью финансовой политики каждого государства и оказывает огромное влияние на экономику. Налоговые поступления обеспечивают финансирование социально-экономических программ и обеспечивают функционирование государственных структур, необходимых для существования государства.
С развитием политического института государства и установлением рыночных отношений появилась необходимость в стройной системе налогов. Формирование соответствующей налоговой системы является важной макроэкономической задачей. Важность и необходимость улучшения налогообложения, реформирования налоговой системы и формирования налоговой культуры населения в современных условиях развития отечественной экономики обуславливают актуальность данной темы.
Налоговая система является системой правовых отношений, урегулированных определенными принципами, связанными с взиманием налогов и сборов.
Нынешнее налоговое законодательство не содержит определения понятия налоговой системы, но в прошлом законе Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" оно было представлено.
Понятие налоговой системы, включающей пошлины, постоянно используется в теории и практике. Однако в соответствии со вступившими в силу главами Налогового кодекса России государственная пошлина отнесена к сборам. Таможенные пошлины, ранее рассматривавшиеся как часть налоговой системы и таможенного регулирования, постепенно были признаны принадлежащими исключительно к таможенному праву..
Цель курсовой работы исследовать налоги и их роль в формировании бюджетов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть понятие и сущность налогов;
-описать функции налогов;
-обозначить роль налогов в формировании финансов государства;
-определить особенности российской системы налогообложения;
-выполнить анализ структуры и динамики налоговых доходов на Федеральном уровне;
-выявить основные проблемы функционирования налоговой системы;
-предложить пути разрешения проблем налоговой системы.
Объект исследования – налоговая система РФ.
Предмет исследования –реформирование налоговой системы в РФ.
В данной работе используются следующие научные методы: сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, статистический анализ.
В качестве теоретической базы исследования использовалась учебная и специальная периодическая литература, интернет-источники, законодательные и нормативно-правовые акты.
Структура работы состоит из введения, основной части работы, разбитой на три главы, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты роли налогов в формировании бюджета
1.1 Понятие и сущность налогов
Налоги являются значимым элементом в экономической сфере, тесно связанным с появлением, функционированием и существованием государства. Величина и структура мобилизации финансовых ресурсов и их использования зависят от стадии развития общества, которое привело к формированию данного государства. Наименьший размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на выполнение его основных функций.
Юридическое определение налогов и сборов дано в Налоговом кодексе РФ: «Налог является обязательным, безвозмездным платежом, который взимается у физических лиц и организаций путем передачи в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление денежных средств в целях обеспечения финансовой деятельности государства и муниципальных образований» [19].
Согласно статье 8 Налогового кодекса РФ, сбор является обязательным платежом, который взимается у физических лиц и организаций и является одним из условий совершения юридически значимых действий таких, как предоставление определенных прав или выдача разрешений [1].
Если налоги поступают в бюджетный фонд, то сборы, как правило, направляются в целевые фонды и имеют целевой характер.
Первый существенный признак налогов – это их обязательность, которая предписывается государством налогоплательщикам и сопровождается применением соответствующих санкций в случае невыполнения обязательств.
Второй признак – изменение собственника. Через уплату налогов, часть частной собственности (в денежной форме) переходит в государственную или муниципальную собственность, составляя бюджетный фонд.
Третий признак налогов – это их безвозвратность (платежи не возвращаются конкретному плательщику) и безвозмездность (плательщик не получает материальных или иных прав за уплаченные налоги). В определенной степени этот признак отличает налоги и сборы от пошлин, плательщики которых получают определенные права для совершения хозяйственных операций (например, импорт или экспорт товаров через таможенную границу) [10].
Государственная пошлина взимается судами (за рассмотрение исков имущественного или неимущественного характера, за получение копий документов), арбитражными судами (за рассмотрение исков, апелляции и кассаций, заявления о банкротстве предпринимателей), нотариальными органами (за регистрацию граждан по месту жительства), органами регистрации и виз, ЗАГС и другими органами.
Для полного понимания каждого отдельного налога нужно рассмотреть его особенности. Наиболее важными составляющими налога являются: налогоплательщик, носитель налога, объект налогообложения, налоговая база, источник налога, единица обложения, ставка налога, сумма налога, налоговый период и налоговые льготы.
Налогоплательщик – это физическое или юридическое лицо, которое обязано уплатить налог. При соблюдении определенных условий налогоплательщик может передать оплату налога другому лицу, которое становится реальным носителем налога [15].
Носитель налога – это физическое или юридическое лицо, которое платит налог из своего собственного дохода. При этом налогоплательщику перечисляется налог, а не государству. Классическим примером является производитель или продавец товара, который является налогоплательщиком, а покупатель товара – носителем налога.
Объект налогообложения – это доход или имущество, которые служат основанием для их обложения налогом. Это могут быть заработная плата, прибыль, дивиденды, рента, недвижимое имущество, ценные бумаги, потребительские товары и т.д.
Налоговая база представляет собой денежную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Источником налога является доход субъекта налогообложения, из которого взимается налог. Важно отметить, что налог всегда составляет только часть дохода и, следовательно, его величина всегда меньше дохода. В некоторых случаях источник налога может совпадать с объектом налогообложения, например, в случае налога на прибыль организаций [17].
Единица налогообложения является частью объекта, принимаемой за основу при расчете налога. Например, для подоходного налога (в Российской Федерации это налог на доходы физических лиц) единицей налогообложения является рубль дохода, а для земельного налога - гектар или сотка.
Ставка налога определяет размер налога на единицу налогообложения. Ставка может быть установлена как в абсолютной сумме (твердая ставка), так и в процентах. Выделяют несколько типов ставок: маржинальные (непосредственно указываются в нормативном акте о налоге), фактические (определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе) и экономические (исчисляются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу) [4].
Оклад налога - это сумма налога, рассчитанная на весь объект налогообложения за определенный период и передаваемая в бюджетный фонд.
Налоговый период - это временной интервал, в течение которого рассчитывается оклад налога и вносится в бюджетный фонд.
Налоговая льгота представляет собой снижение размера налога. Существует несколько видов льгот, таких как установление необлагаемого минимума (частичное освобождение от налога), снижение ставок налога, уменьшение оклада налога, предоставление налогового кредита (отсрочка платежа налога) и другие.
Также важно понимать следующие понятия в контексте налоговых отношений.
Налоговое право - это совокупность юридических норм, регулирующих виды налогов в определенной стране, их сбор, связанный с возникновением, функционированием, изменением и прекращением налоговых отношений. В налоговом праве содержатся специальные нормы, определяющие элементы для каждого налога, регламентирующие порядок расчета, взимания и отмены налога, сроки уплаты, льготы, ответственность плательщиков, порядок обжалования действий налоговых органов [6].
Налогообложение представляет собой совокупность экономических и организационно-правовых отношений, выражающих принудительное безвозмездное изъятие части доходов юридических и физических лиц в пользу государства и местных органов власти.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) 31 июля 1998 года N 146-ФЗ
2.Алиев Б.Х. Приоритетные направления развития налогового потенциала территорий в условиях циклического развития экономики // Региональная экономика: теория и практика. – 2021. – № 12. – С. 2.
3.Алиев Б.Х. Стратегические ориентиры совершенствования налоговой системы России // Финансы и кредит. – 2023. – № 4. – С. 47.
4.Антипина, Д.П. Основные направления для совершенствования налогового контроля в Российской Федерации // Вестник евразийской науки. — 2022 — Т. 14 — № 1 — С. 33-39
5.Аслаханова, С. А. Налоговая политика России и основные направления ее развития // Молодой ученый. – 2023 – №23. – С. 462-465.
6.Булочник, Ю.В. Инструменты бюджетно-налоговой политики и эффективность их применения в современной экономике России – М.: Наука, 2020 – 514 с.
7.Глушко, Т. Я. Налоговая политика как часть налогового планирования и способ оптимизации налоговых обязательств // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 338-340.
8.Гужавина В.А. Фискальная политика государства // Социальное и экономическое развитие АТР. – 2022 – № 1 – С. 34-37.
9. Качур О.В. Налоги и налогообложение. - М.: КноРус, 2019. - 432 с.
10.Колмогорова Ю.В. Фискальная политика как способ государственного регулирования экономики // Научное и образовательное пространство: перспективы развития. – 2021. – С. 242.
11. Крохина Ю.А. Налоги и налогообложение. - М.: Юрайт, 2020. - 300 с.
12. Кругляк З.И. Налоговый учет. - Ростов на/Д: Феникс, 2020. - 384 с.
13. Купина В.А. Налоговая политика России в условиях санкций. Повышение эффективности функционирования налоговой политики // Научное сообщество студентов : материалы XI Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 1 авг. 2020 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. – С. 154.
14. Лыкова Л.Н. Налоговая политика России в условиях кризиса // НЭА. – 2020. – № 1. – С. 186.
15. Степанова Я.А. Проблемы и перспективы развития приоритетных направлений налоговой политики Российской Федерации // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 4–3. – С. 364.
16. Ханипов Э.Ф. Налогообложение: эффекты и влияния // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 6. - С. 1124 - 1126.
17.Хасанова С.С. Налоговые проверки в системе налогового контроля // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019 - № 12–3. - С. 118–120.
18.Челышева Э.А. Проблемы и перспективы совершенствования налогового регулирования // Научный вестник ЮИМ. – 2021. – № 1. – С. 36.
19.Шамис М.И. Проблемы развития и совершенствования налоговой политики РФ // Материалы ІІ Междунар. научн. интернет-конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Состояние и перспективы развития бухгалтерского учета и контроля в современных концепциях управления»: 26 мая 2020 г. – Донецк, 2020. – С. 321.
20. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации - https://www.budget.gov.ru