Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Роль финансовых органов в организации бюджетного процесса 5
1.1 Бюджетный процесс и роль финансовых органов на его реализации 5
1.2 Методы, принципы в деятельности финансовых органов в реализации бюджетного процесса 8
1.3 Роль финансовых органов в зарубежных странах 13
1.4 Роль финансовых органов в бюджетном процессе: зарубежный опыт 15
Глава 2 Организационно-институциональный аспект функциональной роли финансовых органов в бюджетном процессе в Российской Федерации 19
2.1 Общая характеристика деятельности финансовых органов в бюджетном процессе 19
2.2 Критерии оценки деятельности финансовых органов в реализации бюджетного процесса 21
2.3 Проблемы и пути совершенствования деятельности финансовых органов в реализации бюджетного процесса 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Роль финансовых органов в организации бюджетного процесса
1.1 Бюджетный процесс и роль финансовых органов на его реализации
Бюджетный процесс – это последовательность этапов (стадий) формирования и исполнения бюджета, которая начинается с подготовки проекта и заканчивается утверждением отчета о его выполнении, подчиненная цели создания централизованных фондов (Государственного, городского бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов). используется для финансового обеспечения функций и задач государственных и местных автономных органов. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации (ст. 6) бюджетный процесс - подготовка и рассмотрение проекта бюджета, утверждение и исполнение бюджета, контроль за его выполнением, осуществление бюджетного учета, составление, внешний аудит, рассмотрение и утверждение бюджетных отчетов о деятельности органов государственной власти, местные автономные органы и другие участники, деятельность которых регулируется законодательством Российской Федерации.
Каждый этап бюджетного процесса имеет свои собственные цели, и все они должны последовательно выполняться в сроки, установленные законом. Бюджетный процесс от начала составления бюджета до утверждения отчета о его выполнении может длиться более 3 лет. Этот период называется бюджетным циклом. Также практикуется концепция бюджетного года, означающая время исполнения конкретного бюджета. Здесь, теоретически, возможны сроки от 1 дня до нескольких лет. Известны месячные, квартальные, полугодовые, 9-месячные, годовые, 3-летние и 5-летние бюджеты .
Бюджетный процесс является неотъемлемой частью бюджетного планирования и представляет собой регулируемую законодательством деятельность государственных органов по подготовке, рассмотрению, утверждению и выполнению региональных и местных бюджетов. Содержание бюджетного планирования определяется государством и бюджетной структурой, налоговым законодательством и бюджетными правами органов власти и юридических лиц.
Бюджетное законодательство Российской Федерации-это совокупность финансово-правовых норм, определяющих структуру бюджета Российской Федерации и устройство бюджетной системы, порядок формирования доходов бюджета и перечень расходов, регулирующих бюджетный процесс, а также определяющих порядок формирования и использования бюджетных средств. государственный бюджет и внебюджетные фонды направлены на финансовое обеспечение социально-экономического развития страны и укрепление обороноспособности страны.
Закон Российской Федерации «О бюджете» является основным документом, регулирующим бюджетную деятельность и определяющим следующие этапы бюджетного процесса:
1. Составление бюджета
2. Рассмотрение и утверждение бюджета
3. Выполнение бюджета
4. Подготовка отчета о выполнении бюджета и его утверждение
Каждый этап имеет свою собственную цель, и все они должны быть соблюдены и завершены в сроки, установленные законом. Финансовые органы выделяют бюджетные ассигнования только после утверждения соответствующего бюджета, который закладывает основу для исполнения бюджета. На всех этапах бюджетного процесса осуществляется финансовый контроль, аудит и оценка эффективности использования бюджетных средств.
В дополнение к различным этапам бюджетного процесса Закон Российской Федерации о бюджете также устанавливает процедуры государственного и муниципального контроля за выполнением бюджета, а также предусматривает меры ответственности и процедуры за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Бюджетный процесс означает, что субъекты, вовлеченные в эти отношения, имеют определенный порядок вступления в бюджетные отношения в соответствии с их функциональными целями, задачами и предоставленными им бюджетными полномочиями. Институциональная система, наделенная бюджетными полномочиями, включает финансовые учреждения, органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного (муниципального) финансового контроля. Органом денежно-кредитного надзора является Банк России.
Бюджетный кодекс Российской Федерации является доминирующим законодательным документом в области финансирования. Соответственно, сторонами бюджетного процесса будут:
Президент РФ;
система законодательной и исполнительной власти;
учреждения, предлагающие финансовый и кредитный менеджмент;
финансовая структура;
государственные фонды, предусматривающие внебюджетные ассигнования;
администраторы и распорядители;
другие государственные учреждения, необходимые для финансовой, налоговой и других сфер поддержки.
Органами государственного или муниципального финансового контроля являются: Счетная палата Российской Федерации, орган контроля и финансового администрирования, контрольный орган главного законодательного (представительного) органа Российской Федерации и представительный орган местного самоуправления.
Главный орган Российской Федерации в целях реализации бюджетной политики создает финансовые учреждения и органы финансового контроля в соответствии со своим собственным законодательством. Для обслуживания местного бюджета и управления его средствами муниципальные образования учреждают муниципальных казначеев и/или другие финансовые учреждения (должности) в соответствии со своими уставами и законодательством Российской Федерации.
Рассмотрим роль финансовых органов РФ в бюджетном процессе:
1. Президент Российской Федерации – определяет основные направления финансовой политики РФ. Регламентирует деятельность финансовых органов, участник бюджетного процесса.
2. Парламент РФ (Государственная Дума, Совет Федерации) – осуществляют принятие федеральных законов, утверждение федерального бюджета и контроль над его исполнением.
3. Правительство Российской Федерации – разработка федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов.
4. Министерство финансов Российской Федерации – разработка и реализация единой государственной финансовой политики.
5. Федеральное казначейство РФ – обеспечивает исполнение федерального бюджета, кассовое обслуживание исполнения бюджетов, введение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бюджетной (бухгалтерской) отчетности
6. Федеральная налоговая служба – контролирует правильность исчисления и внесения в бюджет налогов.
7. Центральный Банк Российской Федерации – разрабатывает и реализует денежно кредитную политику государства.
8. Счетная палата Российской Федерации – контролирует расходование средств федерального бюджета согласно финансовому законодательству.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 22.10.2023) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823.
2. Болтинова О. В. Бюджетное право / О.В. Болтинова. — М.: Норма, Инфра-М, 2017. — 288 c.
3. Бюджетное право / Под редакцией М.В. Карасевой. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
4. Бюджетное право. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2016. — 312 c.
5. Бюджетное право. — Москва: Машиностроение, 2016. — 296 c.
6. Бюджетное право. Учебное пособие. — М.: Закон и право, Юнити-Дана, 2018. — 352 c.
7. Бюджетное право: Учеб. пособие./Под ред. Никитина А.М. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2018. — 235 с.
8. Бюджетное право: учебник / Н.Д. Вершило, Т.А. Вершило, О.Н. Горбунова и др.; под ред. И.А. Цинделиани. М.: Проспект, 2018. 400 с.
9. Годин А.М. Бюджетная система РФ: Учеб. пособие. – М.: Издательский Дом «Дашков и К˚», 2017. — 324 с.
10. Губернаторов, А. М., Финансовый менеджмент: продвинутый уровень : учебник / А. М. Губернаторов, И. В. Балынин, Л. А. Котегова. — Москва : КноРус, 2022. — 400 с.
11. Давыденко В.Н., Петров В.П. Финансы предприятий: учебник / В.Н. Давыденко, В.П. Петров. - Москва: КноРус, 2019. - 400 с.
12. Кистанов, В.В. Региональная экономика России [Текст]: Учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 584 с.
13. Козьева, И. Л. Экономическая география и регионалистика [Текст]: учебник / И.Л. Козьева, Э.Н. Кузъбожев. –М.: КНОРУС, 2018. – 346 с.
14. Крохина, Ю. А. Бюджетное право России. Учебник / Ю.А. Крохина. - Москва: Наука, 2021. - 496 c.
15. Кузьбожев, Э. Н. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил) [Текст]: учебное пособие/ Э. Н. Кузьбожев, И. А. Козьева, М. Г. Световцева. — М.: Высшее образование, 2018. – 540 с.
16. Курнышев, В. В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования [Текст]: учебник для вузов / В. В. Курнышев, В. Г. Глушкова. – М.: КноРус, 2018. – 254 с.
17. Махотина, А. Р. Актуальные вопросы государсвенного финансового контроля в Российской Федерации / А. Р. Махотина // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. – 2020. – № 1. – С. 331–337.
18. Мысляев И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник для студентов вузов по спец. «Государственное и муниципальное управление»/ И.Н. Мысляев. – 3-е изд. – Москва: Инфра – М, 2019. – 393с.
19. Парыгина, В. Бюджетное право и процесс. Учебник / В. Парыгина, А. Тедеев. - М.: Эксмо, 2019. - 384 c.
20. Пашнина, И. А. Современные проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации / И. А. Пашнина, И. С. Халикова // Молодой ученый. – 2022. – № 19 (414). – С. 311-312.
21. Региональная экономика [Текст] / Под ред. Г. Поляка. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 464 с.
22. Региональная экономика [Текст]: учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2017. – 472 с.
23. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы [Текст]: учебное пособие / Под ред. В. Глушковой, Ю. Симагина. – М.: КноРус, 2017. – 320 с.
24. Садыкова Г. А. Современное состояние финансовой системы Российской Федерации и проблемы ее развития / Г.А. Садыкова // Актуальные исследования. 2023. – №11 (141). – Ч.II. – С. 22-24.
25. Тедеев А. А. Бюджетное право Российской Федерации / А.А. Тедеев, В.А. Парыгина, С.И. Мельников. — М.: Приор-издат, 2018. — 192 c.
26. Фетисов В.Д. Бюджетная система РФ: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 345 с.