Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мировую литературу невозможно представить без присутствия образов женщин. Даже не являясь центральными героинями произведений, они придают особую окраску повествованию. Истории древнегреческих мифов знакомы нам через таких прекрасных героинь, как Афродита, Афина, Гера. Русские писатели всегда отводили женщине особое место в своих произведениях.
Женский образ всегда был обернут условностями, загадками и часто стереотипами. Образ женщины в литературе представляет собой сложный комплекс параметров – социально-этических, этнографических, культурно-исторических и психологических – связанных с общественными представлениями и требованиями к женщине.
Русская литература богата традицией изображения женщин. Произведения таких великих писателей, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой, открыли миру целую галерею русских женских типов.
Внимание в данной работе будет обращено на творчество А.П. Чехова, а именно на его рассказы, в которых присутствуют женские образы. Великий писатель придавал большое значение присутствию женщин в своих произведениях. Еще на раннем этапе своего творчества Чехов выразил представление о необходимости деромантизации образов женщин в литературе и их приближении к реалиям повседневной жизни, в которой разворачиваются бытовые, семейные, любовные и социальные отношения, основным элементом которых является женщина.
Актуальность данного исследования определена ролью и местом творчества А.П. Чехова в литературном процессе конца XIX - начала XX веков. Анализ социальных, этических и психологических взглядов писателя на женщину, которые нашли свое отображение в художественных образах его произведений, позволяет понять особенности его собственного мировосприятия и процессы, происходившие в общественном сознании.
Целью данной работы является исследование приемов раскрытия женских образов в творчестве Антона Павловича Чехова.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1. Рассмотреть влияние семьи на творчество А.П. Чехова.
2. Определить какое место семья, дом и любовь занимает в произведениях А.П. Чехова.
3. Проанализировать образ женщины у Чехова.
4. Сравнить образ женщин в произведениях А.П. Чехова «Попрыгунья», «Душечка», «Жена», «Супруга»
Объектом исследования являются рассказы Чехова «Попрыгунья» (1891 г.), «Жена» (1892 г.), «Жена» (1892 г.), «Супруга» (1895 г.).
Предметом исследования выступают женские образы, как специфические объекты в их эволюции в творчестве А.П. Чехова.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные в процессе исследования материалы могут быть использованы педагогами для организации занятий, направленных на формирование у учащихся корректного понимания понятия «образ» и особенностей именно женского образа.
Наиболее подходящим для решения поставленных задач является историко-культурный, сравнительно-типологический метод исследования.
Глава 1 Антон Павлович Чехов. Жизненный и творческий путь писателя
1.1 Влияние семьи на творчество А.П. Чехова
Антон Павлович Чехов – это неповторимая страница нашей культуры, утонченная и изысканная, на которую мы справедливо гордимся как наследием русского духа и творчества. В его произведениях прекрасно раскрывается значение семейных ценностей как для общества, так и для каждой личности. Семья, будучи социальным институтом, всегда остается феноменом личной и индивидуальной жизни.
Антон Павлович Чехов родился 29 января (10 февраля) 1860 года в городе Таганрог в мещанской семье. Его отец Павел Егорович, сын крепостного крестьянина, служил в приказчиках, потом стал владельцем бакалейной лавки, но торговле уделял мало времени, разорившись, бежал от кредиторов в Москву. В этом человеке сочетались артистичность (он играл на скрипке, пел, руководил церковным хором, рисовал красками) и ревностная религиозность [7, с. 108].
Дети Павла Егоровича – пять сыновей и одна дочь, унаследовали от отца его художественные способности, а от матери, Евгении Яковлевны, – нежную, добрую душу. В начальной школе Антон Павлович учился вместе с детьми ремесленников, матросов и портовых грузчиков. В 1868 году он поступил в приготовительный класс Таганрогской гимназии, где после уроков помогал отцу и учился «приучаться к торговле». Чехов был живым и остроумным мальчиком, увлекался чтением, любил театр и сам разыгрывал перед братьями и друзьями целые сцены. Особенно его радовали забавные рассказы, которые он мастерски читал. В 1876 году семья Чеховых разорилась, продала лавку и переехала в Москву. Антон Павлович остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Отец не мог помочь ему финансово, так как сам работал конторщиком. Чехову пришлось самому зарабатывать деньги на уроках. Так прошли три года, и после окончания гимназии Антон Павлович переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета [11, с. 82].
С первых дней переезда в Москву Антону Павловичу и его братьям Николаю и Михаилу пришлось работать, чтобы содержать семью. Молодой Чехов начал писать маленькие юмористические рассказы для журналов. В 1890 году он прервал свою успешную литературную деятельность и отправился в длительное путешествие через Сибирь на остров Сахалин для изучения быта каторжников и ссыльных.
В своих рассказах этого времени Антон Чехов обращает внимание на душу современного человека, который испытывает влияние различных социальных, научных и философских идей. Он рассматривает пессимизм («Огни», 1888), социальный дарвинизм («Дуэль», 1891), радикальное народничество («Рассказ неизвестного человека», 1893) и решает вопросы семейных отношений («Три года», «Супруга», «Ариадна», все 1895), аномальных психических явлений («Черный монах», 1894) и др. Сюжеты становятся основаны не на конфликтах человека социальной среды, а на внутренних противоречиях его духовного мира. Чеховские герои - «хмурые», скучные и живущие «в сумерках» люди, которые оказываются жизненно несостоятельными из-за своей неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей. Их несчастья не являются предопределенностью судьбой и не обусловлены историческими факторами - они страдают из-за своих собственных ошибок, негативных поступков, моральной и интеллектуальной апатии. В то же время Антон Чехов продолжает работать и в драматическом жанре [17, с. 74].
В 1901 году Антон Павлович женился на актрисе Московского художественного театра Ольге Книппер, однако он не смог насладиться своим творческим успехом и семейным счастьем. Из-за обострения туберкулеза его здоровье резко ухудшилось. По рекомендации врачей он отправился на лечение в курортный немецкий городок Баденвейлер. Здесь, 15 июля 1904 года, Антон Павлович Чехов скончался.
Антон Павлович воспитывался в семье, где царили строгие правила воспитания. Отец, Павел Егорович, искренне верил, что для блага детей они должны быть наказаны, и сами дети не знали иного способа жить. Чехов всю жизнь помнил чувство обиды, унижения и беспомощности, которые он испытывал, когда его отец его наказывал. Однако с возрастом он понимал, что отец не мог поступать иначе, так как так воспитывали детей во многих семьях. Несмотря на очень ограниченные материальные возможности, отец обеспечил всем детям образование в гимназии, учил их музыке, а старшим даже иностранному языку.
Матери, нежной и заботливой Евгении Яковлевне, была особенно радостна маленькому Антону Чехову. Добрая, простая и скромная, она старалась смягчить нрав отца и принести в их жизнь больше ласки. Она объединила детей вокруг себя и оказала огромное влияние на формирование их характеров. Она воспитала в них отзывчивость, уважение и сострадание к слабым и угнетенным. Благодаря матери Чехов унаследовал свою душевную мягкость и отзывчивость. Впоследствии писатель говорил: «Талант у нас отца, а душа – от мамы» [3, с. 111]. Когда Чехов сам стал главой большой семьи, он с готовностью взял на себя заботу о родителях, младших братьях и сестрах. «Отец и мать – это для меня единственные люди на всей планете, для кого я сделаю все. Если я достигну высот, это их заслуга. Они замечательные люди, и их неограниченная любовь к детям ставит их выше всяких похвал» [3, с. 214].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авилова Л.А. А.П.Чехов в моей жизни // Чехов в воспоминаниях современников. Второе, доп. изд. М.: ГИХЛ, 1954. – С. 186-254.
2. Гитович Н.И. Летопись жизни и творчества А.П. Чехова. М., 1955. – 880 с.
3. Гоффманн С. Чехов и Фрейд: Психоаналитическая интерпретация мотива супружеской измены в рассказах Чехова // Чехов и Германия. / Под ред. проф. В.Б.Катаева, Р.-Д.Клуге. М., 1996. – 232 с.
4. Громов М.П. Портрет, образ, тип // В творческой лаборатории Чехова / Сборник статей под ред. Л.Д.Опульской, З.С.Паперного, С.Е.Шаталова. М.: Наука, 1974. – С. 142-161.
5. Земляная C.B. Концепция личности в прозе А.П.Чехова 1889 - 1890-х годов. АКД. Москва, 2004. – 208 с.
6. Измайлов A.A. Чехов: Биография. М.: Захаров, 2003. – 469 с.
7. Кубасов A.B. Проза А.П.Чехова: искусство стилизации. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 1998. – 102 с.
8. Лазарев-Грузинский A.C. А.П.Чехов // Чехов в воспоминаниях современников. Второе, доп. изд. М.: ГИХЛ, 1954. – С. 112-136.
9. Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова:/ В. Я. Линков – М: Издательство Московского университета, 1982. – 128 с.
10. Маркович В.М. Пушкин, Чехов и судьба «лелеющей душу гуманности» // Чеховиана: Чехов и Пушкин. М.: Наука, 1998. С. 19 - 34.
11. Миронов. Различные фазисы в развитии женщин в произведениях Чехова // Покровский В.И. Антон Павлович Чехов: Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей. М., 1907. С. 409 - 420.
12. Полоцкая Э.А. А.П.Чехов: Движение художественной мысли. М.: Советский писатель, 1979. – 154 с.
13. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. Письма: В 12 т. М.: Наука, 1974 - 1983.
14. Чехов и мировая литература: в 3кн. — М.: Наука, 2005.
15. Чеховские типы ученых женщин. Женский вестник 1905 г. № 11 // Покровский В.И. Антон Павлович Чехов. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей. М., 1907.
16. Чудаков А.П. Антон Павлович Чехов:/ А.П. Чудаков – М: Просвещение, 1987. – 176 с.
17. Шейнина, Е.Я. Энциклопедия символов [Текст] / Е.Я. Шейнина. – М. АСТ, 2001. – 591 с.
18. Шубин Б.М. Доктор А.П.Чехов. М., 1979. – 160 с.
19. Щеглов Ю.К. Молодой человек в дряхлеющем мире: (Чехов: «Ионыч») // Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Мир автора и структура текста. Tenafly, N.J.: Hermitage, 1986.
20. Южин-Сумбатов, А.И. Воспоминания, записи, статьи, письма [Текст] / А.И. Южин-Сумбатов. – М.-Л.: Искусство, 1941. – 158 с.