Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы формирования профессиональной компетенции специалистов в сфере культуры
1.1. Анализ понятия профессиональная компетенция
Формирование профессиональной компетентности специалиста любой отрасли является сегодня одной из приоритетных целей общества и социума. Многогранные исследования в области современного профессионального становления специалиста позволяют характеризовать профессиональную компетентность специалиста как интегративное качество его личности, характеризующееся готовностью к решению профессиональных проблем и задач.
Проблемами профессиональной компетентности занимались учёные И.А. Зимняя, А.В. Кирьякова, Дж. Равен, А.В. Хуторской и др. ведущие признаки профессиональной деятельности определены в работах Э.Ф. Зеера, ЕА. Климова, П.Ф. Кубрушко, В.Д. Шадрикова и др. При всём этом, понимание профессиональной компетентности специалиста в области деятельности культуры наполнено специфическим содержанием.
Под профессиональной компетентностью понимают способность сотрудника выполнять обязанности на необходимом работодателю уровне. Для каждой должности существуют требования профессионального стандарта и должностной инструкции. Профессиональная компетенция понятие более узкое, чем понятие компетентность, но при практическом подходе к этим категориям не существует принципиальной содержательной разницы, поскольку речь всегда идёт о наличии у специалиста соответствующих профессиональных знаний, умений и навыков, а также о так называемых, общих компетенциях специалиста, которые являются аспектами именно той, или иной профессиональной компетенции специалиста.
Профессиональная компетенция специалиста основана на устойчивой способности человека к профессиональной деятельности со знанием дела, которая складывается из глубокого понимания существа решаемых профессиональных задач и проблем, опыта деятельности, умения выбирать средства и способы профессиональных действий. Под общими компетенциями понимают умения, основанные на знаниях, опыте, ценностях, которые получают во всех типах образовательной практики. Их ещё можно назвать базовыми или ключевыми.
Профессиональные компетенции — это связанные с областью деятельности навыки, соответствующие методы и технические приемы, свойственные для различных профессиональных областей. При этом речь может идти о самых различных группах компетенций, научной, коммуникативной, социальной, информационной, учебно-познавательной, индивидуальной, личностной. Компетенция – это круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен. Таким образом, для того, чтобы стать компетентным специалистом, необходимо овладеть совокупностью компетенций, среди которых можно выделить общие компетенции и профессиональные. Профессиональные компетенции всегда проверяют у кандидатов на собеседованиях и во время тестовых заданий.
Как было отмечено, для специалиста в сфере культуры профессиональной компетенцией может быть рассмотрена компетенция коммуникативная. Она является обязательной составной частью профессиональной компетентности работника культуры любого уровня.
Наиболее полная и глубокая характеристика исследуемого понятия была дана Соколовым А.В. Он считал, что коммуникативная компетентность «является готовностью и умением планировать и осуществлять эффективные коммуникативные действия с использованием имеющихся внутренних и внешних ресурсов» [23, с. 27].
Теоретический анализ работ исследователей в данной области позволяет определить коммуникативную компетентность работника как интегративное качество личности, которое характеризуется готовностью к выполнению коммуникативно-ориентированных задач различного уровня сложности. Проявляется это в профессиональной эмпатии работника, который способен, в то же время быть достаточно стрессоустойчивым. Специалистами отмечено, что на уровне теоретического рассмотрения данной проблемы существует достаточно много источников информации, которые используются с периода обучения будущего работника культуры. При этом практических техник и методик для овладения коммуникативной компетенцией не так много. Специалисты, исследующие данную область, признают, что проблемы общения рассматриваются, преимущественно, на теоретическом уровне.
В рамках периодического повышения квалификации работников культуры недостаточно осуществляется межпредметная связь и преемственность содержания, касающегося данной проблемы. Это подтверждается многочисленным дублированием тем в учебных программах, в частности:
-пути разрешения конфликтов;
-особенности общения с представителями различных возрастных групп и др., и преимущественно в теории.
При этом гораздо важнее освещать профессионально-значимые проблемы общения на практике, а значит чаще использовать ситуационные практические задачи и отрабатывать конкретные ситуации, которые могут возникнуть в реальной практике. Специальная работа по практическому овладению работниками необходимыми коммуникативными умениями и навыками, в частности, такими как эмпатическое слушание, кодирование и декодирование невербальных сигналов, взаимодействие с партнёрами и др., должна проводиться постоянно и системно, а не спонтанно и эпизодически. Каждый работник культуры должен понимать значимость важности общения в своей профессии. В связи с этим, в рамках профессиональной деятельности работника должна быть рассмотрена и учтена специфика формирования его коммуникативной компетенции. Она в себя включает:
- личностные особенности, свойства и качества специалиста;
- психологические характеристики;
- жизненные приоритеты и ценности;
-профессионально-личностное самосовершенствование;
-усиление практической стороны профессиональной деятельности при формировании специфических коммуникативных умений.
Эти процессы должны быть направлены, прежде всего, на реализацию принципов культурного сообщества, таких как:
-уважительное и доброжелательное отношение участников общения друг к другу;
-использование потенциала взаимодействия участников коммуникации;
-тактика разделенной ответственности;
-активная позиция работника в процессах коммуникации с клиентами, заказчиками и др.
Необходимо отметить, что коммуникативная компетенция субъекта – это основа практической деятельности в любой сфере жизни. Компетенцию в широком смысле можно рассматривать как основу деятельности работника культуры, которая имеет следующие этапы [8]:
-осознание потребности;
-формирование мотива;
-выбор способа осуществления деятельности;
-планирование деятельности;
-перечень действий;
-выполнение действий.
По мнению Л.А. Петровской, коммуникативная компетенция – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения. Признаками коммуникативной компетенции при этом будут являться:
-точная ориентировка специалиста при взаимодействии;
-стремление понять собеседника в контексте конкретной ситуации;
-уверенность в себе, своей правоте и включенность в процесс общения;
-владение ситуацией;
-умение эффективно общаться в различных ролевых позициях.
Коммуникативная компетенция работника культуры включает в себя следующие аспекты:
-языковой компонент;
-речевой компонент;
-логическое построение высказывания;
-умение аргументировать свою точку зрения и вести дискуссию;
-устанавливать контакт и задавать вопросы;
-умение работать с информацией;
-умение слушать партнера и принимать его позицию;
-общекультурный компонент.
Коммуникативная компетенция субъекта включает в себя:
-коммуникативные знания;
-коммуникативные умения и навыки;
-коммуникативные способности;
-готовность к продуктивному и позитивному общению.
Коммуникативные способности специалисту в сфере культуры необходимо развивать и совершенствовать. При этом обязательными элементами любой компетенции являются положительная мотивация субъекта и его ценностно-смысловые представления.
Уровни развития профессиональной культуры личности можно рассматривать по различным основаниям:
-по уровням сформированности профессиональных знаний, навыков и сформированности операционных, тактических, стратегических профессиональных умений;
-по уровням овладения базисными квалификациями (умения овладения компьютером, иностранными языками, профессиональное общение, умениям маркетинга, рекламы и сбыта продукции и др.);
-по уровням овладения эстетическими, этическими, экономическими, экологическими, правовыми компонентами профессиональной культуры.
Всё это в совокупности можно рассматривать как профессиональную компетентность и профессиональную компетенцию работника в сфере культуры. Это есть различные аспекты профессионализма специалистов, поскольку категория профессионализм чрезвычайно многогранна. Рассмотренные варианты целесообразно использовать для анализа процесса профессионального обучения и переобучения, построения его содержания и организации. В то же время для определения официальных требований к уровням квалификации специалистов используются обобщенные, интегративные оценки в виде профессионально-квалификационных характеристик, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике (для рабочих профессий) и Единой номенклатуре должностей служащих (для специалистов). Эти требования предъявляются для всех бех исключения профессий и специальностей. Профессиональные требования к специалисту культуры выглядят следующим образом:
1. Уровень 1. Профессиональная подготовка. Компетенция в узком диапазоне стабильных трудовых функций. Степень интеллектуализации труда низкая.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анисимов, Н.В. Стресс-факторы в социокультурном пространстве современного мегаполиса [Текст] / Н.В. Анисимов. - Молодой ученый. — 2018. — No11. — С. 1840-1842.
2. Ариарский, М.А. Культура досуга как предмет педагогики и
прикладной культурологи. – СПб.: Изд-во «ЭГО» [Электронный ресурс]. URL: http://dedovkgu.narod.ru/bib/ariarskij.htm (дата обращения 23.02.2024).
3. Андреева, А.А. Особенности организации досуговой деятельности
подростков [Текст] / А.А. Андреева. - Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2019 г.). — Пермь: Меркурий, 2019. — С. 1-3.
4. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга [Текст] А.Ф. Воловик. – М.: Просвещение, 2020. – 430 с.
5. Гимазетдинова, О.В. Научно-педагогические основы организации досуга детей и подростков [Текст] / О.В. Гимазетдинова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 569 с.
6. Головина, Г.В. Культура досуга как условие адекватного
развития личности / Г.В. Головина. [Электронный ресурс]. URL:
http://analiculturolog.ru (дата обращения 23.02.2024).
7. Детские и подростковые клубы по месту жительства в новых социально-экономических условиях [Текст] /Под ред. Д.М. Комского. – М.: Наука, 2019. - 488 с.
8. Дробинская, Е.И. Свободное время и развитие личности [Текст] / Е.И. Дробинская. - СПб.: Феникс, 2018. - 374 с.
9. Еремина, Ю.С. Досуговая деятельность как направление
культурно-воспитательной деятельности с подростками // Научно-
методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – Т. 15. – С. 2416–2420.
[Электронный ресурс] – URL: http://e-koncept.ru/2016/96404.htm. (дата обращения 23.02.2024).
10. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность как самостоятельная отрасль педагогической науки / А. Д. Жарков // Образование и общество [Электронный ресурс]. URL: http://www.education.rekom.ru/2_2007/98.html (дата обращения 23.02.2024).
11. Клубная деятельность как фактор развития гражданского общества [Электронный ресурс]. URL: http://www.student-site.ru (дата обращения 23.02.2024).
12. Литвинова, С. Н. Организация досуга детей и подростков: метод.
пособие для педагогов системы дополнительного образования и для родителей [Электронный ресурс] / URL: http://dopedu.ru (дата обращения 23.02.2024).
13. Махов, Ф.С. Подросток и свободное время [Текст] / Ф.С. Махов. - СПб.: Питер - 2018. – 304 с.
14. Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И. Д. Егорычевой. Диагностика школьников старших и средних классов. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://psycabi.net/testy/457- metodika-opredeleniya-dominiruyushchej-lichnostnoj-napravlennosti-podrostka-i-d-egorychevoj-diagnostika-shkolnikov-starshikh-i-srednikh-klassov/ (дата обращения 23.02.2024).
15. Основные технологии культурно - досуговой деятельности [Текст] / Р.З. Богоудинова, Ю.Н. Дрешер, Г.Х. Калимуллина. - науч. ред. Р.З. Богоудинова, Ю.Н. Дрешер, Д.В. Шамсутдинова; сост. Д.В. Шамсутдинова. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2018 – 268 с.
16. Патриотическое воспитание дошкольников в семье неотъемлемая
часть общей культуры государства», общее родительское собрание «История
России для детей» [Электронный ресурс] /122.87kb. URL: http://dopedu.ru (дата обращения 23.02.2024).
17. Попова, А.С. Сфера досуга молодежи в современном мире //
Молодой ученый [Текст] / А.С. Попова. — 2019. — No11. — С. 220-223.
18. Проблемы развития платных услуг предоставляемых населению и
современные формы организации массовых мероприятий» (методические
рекомендации) [Электронный ресурс] / http://www.tambovcentr.ru (дата обращения 23.02.2024).
19. Социоклубная деятельность [Электронный ресурс]. URL: http://referat.ru/referats/view/23900 (дата обращения 23.02.2024).
20. Соколов, Р.В. Привлечение населения к организации досуга детей и подростков по месту жительства [Текст] / Р.В. Соколов. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 731 с.
21. Соколов, Э.В. Свободное время и культура досуга [Текст] / Э.В. Соколов. - СПб.: Феникс, 2018. - 305 с.
22. Система культурно-досуговой деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://o-dosuge.ru (дата обращения 23.02.2024).
23. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга [Текст] / Ю.А. Стрельцов. - СПб.: Питер, 20120. – 743 с.
24. Фомин, Р.О. Педагогика досуга [Текст] / Р.О. Фомин. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 558 с.
25. Холостова, Е.И. Технология социальной работы: учеб. для
бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. - М.: Издательско-
торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 478 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394020117.html (дата обращения 23.02.2024).