Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Искусство граффити за недолгий промежуток времени успело пройти свой путь эволюции от граффити-тэггинга на стенах до взаимодействия с вы-ставочными пространствами. Уличное искусство (стрит-арт) находится сего-дня в постоянном непрерывающемся потоке изменений, которые связаны не только со сменой исторических периодов как таковых, но и с переменой в со-знании и восприятии самого зрителя .
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что стрит-арт яв-ляется одним из самых прогрессивных направлений в современном искус-стве, вследствие чего требует особого внимания. Уличное искусство неодно-кратно переживало процесс трансформации в связи с политическими, соци-альными и историческими изменениями, равно как и с техническим прогрес-сом. В связи с возросшей ролью городской среды данная художественная практика вызывает сегодня особенный интерес для изучения.
Объект исследования – искусство стрит-арта.
Предмет исследования – зарождение и трансформация искусства граф-фити в мировой культуре.
Цель исследования – изучить феномен уличного искусства на примере творчества крупных уличных художников, работающих в странах, где эта художественная форма стала показательной и достигла наибольшего разви-тия.
Задачи исследования:
1. Изучить этапы развития граффити и стрит-арта в США, европей-ских странах и в России;
2. Выделить основных художников и их работы в жанре граффити;
3. Охарактеризовать основные техники и направления граффити;
4. Определить влияние граффити и стрит-арта на современную го-родскую среду.
Методы исследования: методы теоретического исследования (анализ, синтез, описание, аргументирование), методы эмпирического исследования (анализ иллюстративных источников и сравнение).
Гипотеза исследования: предполагается, что искусство граффити в рам-ках развития жанра стрит-арт становится заметным объектом не только в об-ласти современного искусства, но и в рамках развития городской среды, в особенности общественных пространств.
Практическая значимость исследования заключается в рассмотрении основных техник и направлений искусства граффити с выделением характер-ных особенностей на пути его развития в разных странах и современного значения для городской среды.
Исследование состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключе-ния и списка использованных источников. В первой главе исследуются исто-ки зарождения искусства граффити и стрит-арта. Вторая глава посвящена анализу искусства граффити в современной культуре.
I. ИСТОКИ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА
1.1. Развитие стрит-арта в США
Одним из самых ранних проявлений стрит-арта в современном пони-мании считается граффити, появившиеся на вагонах поездов и стенах. Счита-ется, что это было своеобразной формой самовыражения, к которой обра-щались ньюйоркские уличные банды 20-30-ых годов XX века. Однако наиболее ощутимое развитие искусство стрит-арта в США получило в 1970-80-е годы с развитием культуры хип-хопа.
Основатель культуры хип-хопа и лидер нью-йоркской банды «Чёрные лопаты» («Black Spades») Африка Бамбата стал первым популяризатором граффити . Именно он начал привлекать граффити-художников в качестве декораторов для проводимых им тематических хип-хоп вечеринок, что пока-зывается непосредственное слияние двух творческих форм. Исторически они переживали расцвет в одно и то же время и в одном и том же месте, стили-стически были похожи по своей энергетике и импульсивности, в обеих при-сутствовали элементы «баттла», этнически обе культуры в основном состоя-ли из афро- и латиноамериканцев и наконец обе эти культуры возникли как способ самоутверждения для молодых ребят из неблагополучных районов и гетто. Позднее, на пике популярности хип-хопа, граффити стали его основ-ной формой визуальной репрезентации.
Среди первых художников стрит-арта следует выделить TAKI 183 , те-ги которого распространялись в 1970-х годах на улицах Нью-Йорка. Снача-ла тэг TAKI 183 (рис. 1) можно было увидеть на грузовиках с мороженым, позднее география тэгов сильно расширилась. Одна и та же надпись, цирку-лирующая по всему городу, заполонив стены домов и метро, стала привле-кать внимание прохожих, которых удивляла не столь техника выполнения и оригинальность, сколько количество – это была обычная именная надпись, начерченная чёрным маркером, без претензии на какой-либо уникальный фирменный стиль или собственный шрифт. TAKI 183 не был первым граф-фити-райтером, но безусловно получил гораздо большее внимание, чем кто-либо ещё.
*Рисунок 1 – Тэг TAKI 183*
Путешествия, расписанные вагоны поездов, фильмы, журналы, хип-хоп культура, а также интернет стали причиной того, что на протяжении 80-90-х годов ХХ века подписной стиль граффити сильно разросся по всему миру. В 1983 году прошла выставка «Пост-граффити», которая дала название ново-му явлению в мире уличного искусства для того, чтобы у исследователей ис-кусства была возможность вписать новые уличные формы творчества в рам-ки галерейной репрезентации и интеграции в арт-рынок .
Одним из пионеров «пост-граффити» является Жан-Мишель Баския, который начинал свой творческий путь именно как уличный художник. Ис-пользуя искусство сначала в качестве способа добычи денег для существова-ния, он продавал открытки и футболки с собственными принтами, но уже к концу 1970-ых годов его творческие способности проявились в форме граф-фити. Основная специфика раннего уличного творчества, а также лейтмоти-вом работ Баския стало обращение к сарказму, создание саркастических за-меток, впоследствии комбинируемых с рисунками .
В 1978 году под авторством Жана-Мишеля Баскии появилось несколь-ко граффити в деловой части Манхеттена – это были различные надписи с тегом SAMO ©. «SAMO © как форма неоискусства» (рис. 2), «SAMO © как условие отрицаниия» и многие другие фразы как и непонятность точной расшифровки самого тэга приковывали взгляды прохожих своей загадочно-стью. В дальнейшем Жан-Мишель Баския участвует в ряде крупных выста-вок, где позиционируется как художник «пост-граффити», и знакомится со своим будущим покровителем Энди Уорхолом, начиная карьеру в мире со-временного искусства.
*Рисунок 2 – Жан-Мишель Баския «SAMO © мёртв»*
Не менее значимой фигурой «пост-граффити» является Кит Харинг, примерно в то же время переехавший в Нью-Йорк. Художник практиковал стиль примитивизма, поскольку на него большое влияние оказало искусство аборигенов и искусство стран Африки. Однако работы Кита Харинга отли-чаются собственным стилем и уникальным художественным языком, а боль-шинство из них затрагивает серьезные темы политики и общества, войны и религии, в значительной степени становясь реакцией на нью-йоркскую улич-ную культуру .
Известность Киту Харингу принесла серия работ, выполненных мелом (рис. 3). Художник создал около сотни изображений на различных станциях метрополитена, разместив их в неиспользованных, но специально отведён-ных под рекламу местах. Эта идея пришла в голову Харингу, когда он уви-дел пустующую чёрную панель на одной из станций, и такого рода «хобби» к 1985 году переросло в масштабный проект.
*Рисунок 3 – Кит Харинг «Без названия»*
В октябре 1986 года творчество Кита Харинга распространяется за пределы США: по просьбе одного из музеев художник посетил Берлин, где создал одну из своих самых известных настенных росписей – работу протя-жённостью в 300 метров, нанесённую на часть Берлинской стены (рис. 4). В этом произведение снова можно увидеть узнаваемый почерк Харинга: харак-терные работам художника людские фигурки держатся за руки и смыкаются друг с другом ступнями, образуя длинную цепь как символ единства людей, выступающих против существования Берлинской стены. Однако произведе-ние не было оценёно по достоинству, и уже через пару часов другой худож-ник пытался закрасить работу Харинга, ссылаясь на его чрезмерную худо-жественность. К 1991 году произведение Кита Харинга было полностью уничтожено.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Елизавета Грабеньчук, Павел Микитенко. От улиц до мировых площадок: граффити как искусство: [Электронный ресурс] // Школа дизайна НИУ ВШЭ. URL: https://hsedesign.ru/project/e1d54f1388644165abc32bc1f372949d (Дата обращения: 03.11.2023).
2. История развития граффити: [Электронный ресурс] // GRAFFITI MARKET. URL: https://graffitimarket.ru/article/20326/ (Дата обращения: 03.11.2023).
3. Краткая история граффити: от вандализма к искусству: [Электронный ресурс] // DFT MAGAZINE. URL: https://donttakefake.com/kratkaya-istoriya-graffiti-ot-vandalizma-k-iskusstvu/ (Дата обращения: 03.11.2023).
4. Мусинова Н.Е. Граффити: искусство или вандализм? // Культура и искусство в современном образовательном пространстве: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Кострома, 24 марта 2022 года. Кострома: Костромской государственный университет, 2022. С. 157-162.
5. Приказчикова Н.П., Кожанов А.П. Влияние граффити и стрит-арт на современную городскую среду // Потенциал интеллектуально одарённой молодежи – развитию науки и образования: материалы IX Международного научного форума молодых ученых, инноваторов, студентов и школьников, Астрахань, 28-29 апреля 2020 года / Под общей редакцией Т.В. Золиной. Астрахань: Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, 2020. С. 203-207.
6. Раппапорт А. Граффити // Проект Байкал. 2018, Т. 15, № 56. С. 96-99.
7. Соловьев В.М. Культурология: учебник. 2-е изд., испр. и доп. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. 616 с.
8. Современное искусство: для тех, кто хочет все успеть. Москва: Эксмо, 2018. 128 с.
9. Сулимов С.И. Культурология: учебник / С.И. Сулимов, И.В. Черниговских, В.Д. Черных. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2020. 364 с.
10. Тихонова Ю.С., Семенова Е.П. Граффити – современное монументальное искусство. Тенденции и перспективы развития // Актуальные проблемы монументального искусства: Сборник научных трудов международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 11-12 марта 2022 года / Под редакцией Д.О. Антипиной, Р.А. Бахтиярова, С.Н. Крылова. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2022. С. 253-261.