Фрагмент для ознакомления
2
озрастные особенности развития студенческой молодежи можно увидеть в работах таких ученых, как: Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, Р.В. Овчарова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Г.А. Цукерман и др. Несколько периодизаций психического развития детей составили такие учёные, как З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др. Жан Пиаже организовал цикл интеллектуального развития (табл. 1). Согласно Пиаже, интеллект, форма когнитивного аспекта поведения, структурирует отношения между личностью (организмом) и окружающей средой [2, с. 18].
Таблица 1 – Периоды интеллектуального развития по Ж. Пиаже
Периоды Подпериоды Возраст
I. Сенсомоторный интеллект До 2 лет
II. Репрезентативный интеллект и конкретные операции. Дооперационные представления
Конкретные операции 2 года – 7 лет
7 – 11 лет
III. Формальные операции 11 – 15 лет
Эрик Эриксон разработал концепцию эпигенетической возрастной периодизации, учитывающую все этапы жизни человека.
Он выделил восемь этапов жизни человека, между которыми формируется личность.
• Ранний детский возраст (от рождения до полутора лет);
• Молодой возраст (1,5-3 года);
• Детский/дошкольный возраст (3-6 лет);
• Школьный возраст (6-11 лет);
• Подростковый возраст (11-20 лет);
• Молодежь (21-25 лет);
• Зрелость (25-60 лет);
• Старость (старше 60 лет) [2, с. 10-11].
Согласно периодизации, границы младшего школьного возраста примерно соответствуют периоду начального обучения, установленному в настоящее время от 6/7 до 10/11 лет.
Младший школьник – это дети, которые активно осваивают коммуникативные навыки. Когда дети поступают в школу, их система взаимоотношений со сверстниками меняется и делится на два типа: дружеские (игровые) и с сотрудничество (образование). Социальный контекст детско-взрослого развития также меняется и делится на два типа. «ребенок-родитель» (близкий взрослый); «Дети – Учителя» (социальные взрослые) [3, с. 181].
Основной деятельностью в этом возрасте является учебная деятельность, усвоение обобщенных способов действия в системе научных понятий. По мнению Эльконина, образовательная деятельность «трижды» социальна: по содержанию (ассимиляция социального и культурного опыта); по смыслу (социально значимое, социально оцениваемое) и по форме (регулируемое социальными нормами, правилами) [3, с. 182].
Включение детей в учебную деятельность создает условия для изменения психических процессов, развития социально-психологических особенностей личности и необходимых сфер мотивации [6, с. 233]. Одной из характерных особенностей учебной деятельности является то, что ребенок приобретает способность подчинять свою работу на различных занятиях массе правил, обязательных для каждого как социально развитой системы. Соблюдение правил дает детям возможность регулировать произвольное поведение и управлять им [3, с. 182].
Еще одной характеристикой младших школьников является общее отсутствие воли [1, с. 267]. В младшем школьном возрасте развитие воли и эмоций происходит посредством постоянного взаимодействия. В одних случаях эмоции препятствуют развитию воли, в других способствуют ее развитию. Главным нововведением у младших школьников является абстрактное словесно-логическое мышление и умозаключительное мышление, появление которых существенно перестраивает другие познавательные процессы. Метапознание развивается постепенно. Другими словами, это сложный интеллектуальный процесс, позволяющий детям сохранять постоянный контроль над своим мышлением, памятью, знаниями, целями и поведением [3, с. 184].
Еще одним важным нововведением этого возраста является способность детей добровольно регулировать и управлять своим поведением, что становится важной чертой личности.
Важными психологическими механизмами, влияющими на поведение школьников, являются подражание, внушение и заражение. Рассмотрим эти механизмы на примере средств массовой информации. Заражение – это процесс передачи эмоциональных состояний от одного человека к другому [9].
Фильмы помогают погрузить детей в особые эмоциональные состояния. В этом состоянии ребенок вступает в эмоциональный контакт с героями мультфильмов и бессознательно заражается их эмоциональными состояниями и моделями поведения. Внушение – это процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный с понижением сознания и значимости для восприятия и реализации предлагаемого содержания. Отсутствие активного понимания предмета приводит к детальному логическому анализу и оценке прошлого опыта и данных состояний субъекта [8].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Антипова, А. В. Гаджеты в жизни детей: влияние современных электронных средств на развитие детей дошкольного возраста и учащихся начальной школы / А. В. Антипова // Социальные отношения. – 2021. – № 1(36). – С. 59-68.
2.Бакулина, Т. Мультфильмы для дошкольников Круглый стол для родителей / Т. Бакулина // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 11. – С. 51-53.
3.Бобров, В. А. Телевизионный след: проблемы негативных последствий информационного воздействия на детей / В. А. Бобров, С. И. Саидова // ЧЕЛОВЕК. Культура. Общество : материалы XII Международной научно-практической конференции в рамках Всемирной конференции по межрелигиозному и межкультурному диалогу, Пенза, 18–19 апреля 2022 года. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2022. – С. 149-154.
4.Бурова, Н. А. Роль мультфильмов в жизни современных детей / Н. А. Бурова, Е. Г. Пишкун // Преемственность в образовании. – 2018. – № 17(04). – С. 148-152.
5.Веровская, Е. А. Влияние современных мультфильмов на поведение ребенка / Е. А. Веровская, Л. Б. Хакимова // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум : сборник статей по материалам IХ студенческой международной научно-практической конференции. Том № 9 (9) : Общество с ограниченной ответственностью «Международный центр науки и образования», 2018. – С. 32-37.
6.Газиева, Я. З. Влияние мультфильмов на развитие детей преддошкольного возраста / Я. З. Газиева, М. А. Межидова // Шаг в науку : Сборник материалов III Международной научно-практической конференции с участием студентов, Грозный, 10 октября 2020 года. – Махачкала: Чеченский государственный педагогический университет, 2020. – С. 78-81.
7.Гордеева, В. В. Использование мультфильмов в образовательном процессе дошкольной образовательной организации / В. В. Гордеева, В. Д. Черенкова // Цифровизация и её влияние на жизнь современного общества. – Петрозаводск : Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2020. – С. 5-22.
8.Дохова, З. Р. Современные мультипликационные фильмы как средство воздействия на детское сознание / З. Р. Дохова, М. Х. Соблирова // Язык: история и современность. – 2022. – № 1. – С. 83-91.
9.Казначеева, Е. О. Методические рекомендации использования мультфильмов для формирования личности младшего школьника / Е. О. Казначеева // Конкурс ЛУЧШИХ СТУДЕНЧЕСКИХ работ : сборник статей II Всероссийского научно-исследовательского конкурса: в 2 ч., Пенза, 05 июня 2020 года. Том Часть 1. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 158-161.
10.Капустина, А. С. Детское телевидение как средство развития нравственных качеств у детей дошкольного возраста на базе детской библиотеки / А. С. Капустина // ТРАДИЦИИ и ИННОВАЦИИ в СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКЕ : сборник статей Международной научно-практической конференции, Казань, 15 мая 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2021. – С. 41-45.
11.Кочегарова, Е. С. Влияние мультипликационных фильмов на нравственность детей дошкольного возраста / Е. С. Кочегарова // Нравственные императивы в праве, образовании, науке и культуре : Сборник материалов VII Международного молодежного форума / Ответственный редактор Е.В. Сафронова. Том Часть 1 : Издательский Дом «Белгород» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», 2019. – С. 339-346.
12.Клюкина, Е. Д. Влияние современных мультфильмов на сознание детей / Е. Д. Клюкина // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 49-3. – С. 86-90.
13.Путимцева, К. Р. Использование гаджетов в дошкольном детстве: риски цифровой деменции / К. Р. Путимцева // Общество: социология, психология, педагогика. – 2023. – № 5(109). – С. 31-35.
14.Ройбу, Е. А. Критерии выбора современных мультфильмов для детей дошкольного возраста / Е. А. Ройбу, Ю. В. Кобазова // Студенческий вестник. – 2019. – № 41-1(91). – С. 41-43.
15.Рысакова, В. А. Влияние современного мультфильма на поведение дошкольника / В. А. Рысакова, Е. В. Галингер, Е. А. Абрамович // ВКЛАД ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКИ в СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА : сборник статей Международной научно-практической конференции, Казань, 15 января 2018 года. Том Часть 2. – Казань: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2018. – С. 41-46.
16.Самсыгин, С. И. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений / С. И. Самсыгин, Л. Д. Столяренко, В. А. Буряк и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2022. – 316 с.
17.Сердюкова, М. А. особенности воздействия содержания мультфильмов на психоэмоциональное состояние младших школьников / М. А. Сердюкова // Психологическое благополучие современного человека : Материалы Международной заочной научно-практической конференции, Екатеринбург, 20 марта 2019 года. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, Российское психологическое общество, 2019. – С. 532-536.
18.Столбовских, А. С. Влияние современных мультфильмов на эмоциональную сферу и личность ребенка-дошкольника / А. С. Столбовских // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : Материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях, Новосибирск, 04–06 декабря 2019 года / Под редакцией А.В. Осинцевой. Том Часть 1. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. – С. 112-113.
19.Филь, М. А. Электронные гаджеты и развитие детей дошкольного возраста / М. А. Филь // Молодой исследователь: вопросы науки и практики : Сборник трудов III Региональной научно-практической конференции, Славянск-на-Кубани, 07 февраля 2020 года. Том Выпуск 3. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020. – С. 95-102.
20.Химшиашвили, Р. Т. Влияние мультфильмов на процесс социализации детей младшего школьного возраста / Р. Т. Химшиашвили // Молодой исследователь: вопросы науки и практики : Сборник трудов II Региональной научно-практической конференции, Славянск-на-Кубани, 08 февраля 2019 года. Том Выпуск 2. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2019. – С. 240-247.