Фрагмент для ознакомления
2
Педагогическое общение - это многогранный процесс организации, налаживания и развития общения, взаимопонимания и взаимодействия между преподавателями и учащимися, обусловленный целями и содержанием их совместной деятельности (Сластенин А.).
Педагогическое общение обычно понимается как профессиональное общение между учителем и учениками в классе и за его пределами (в процессе обучения и педагогической работы), которое выполняет определенные педагогические функции и (если оно является полным и оптимальным) направлено на создание комфортного психологического климата, а также на другой тип взаимодействия [12].
Педагогическое общение можно рассматривать как «отчет», т.е. установление тесных межличностных отношений, основанных на высокой степени общности мыслей, интересов и чувств; создание дружественной, дружеской атмосферы между субъектом и объектом, способствующей повышению эффективности процесса обучения и воспитания, интеллектуального и психофизиологического развития субъекта.
Когда рассматривается педагогическое общение, Я.А. Коменский видит в нем школу радости для детей и преподавателей. А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Г. Шацкий (20-е годы) считали коллективное сотрудничество основой общения. А.С. Макаренко считал общение между учителями и учениками основой общения. Уважение и требовательность к другим. В.А. Сухомлинский представлял педагогическое общение как виртуозное владение словом, как сильнейший источник воздействия на ум и сердце ученика. Он придавал особое значение сохранению доверия детей и уважению слова учителя. Белорусский классик И. Купала рассматривал возможности поэтического общения как средство воздействия на чувства и сознание людей.
В 80-х и 90-х годах в педагогике был разработан личностный подход, то есть равенство позиций учителя и ученика в общении. Практика такого педагогического общения характерна для целой плеяды учителей-экспериментаторов (Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенков и др.), ученых, педагогов, психологов (А.А. Леонтьева, С.А. Амонашвили, И.И. Рыданов и др.).
Процессы демократизации, гуманизации образования и гуманизации школы и общества в целом привели к превращению ребенка в личность, способную к саморазвитию и самоорганизации достойной жизни. Педагогическое общение направлено на уважение личности ребенка как потенциального носителя разумного, духовного, творческого и на уровне детского восприятия и понимания, демократизации отношений и личности, ее саморегуляции и условий как объекта, так и субъекта собственного воспитания и развития, духовного совершенствования и возвышения [15].
Можно отметить исторически обусловленное изменение целей и задач педагогического общения как социально-педагогического процесса. Педагогическое общение имеет ряд функций, отражающих его содержание и возникающих в силу присущих ему закономерностей, его роли в педагогическом процессе, изменений в социально-экономической и политической сферах общества, школьной реформы.
Восприятие и понимание учителем (воспитательницей) личности ученика - это знания о его физическом состоянии и духовном мире, возрастных и индивидуальных, национальных, психических и других различиях, проявлениях чувствительности и психических новообразованиях. Концепции, сформированные учителем, помогают регулировать его поведение и действия по отношению к ученикам. На основе действия механизмов обратной связи он получает знания об объекте общения, ходе общения, что позволяет ему искать новые, более совершенные способы общения.
Пониманию детей способствует выбор видов и количества педагогических воздействий, количество которых уменьшается, а качество возрастает, повышается качество позитивных оценочных воздействий и уровень педагогической оценки личности учащегося, независимо от характера успеваемости. Понимание учителем личности ученика создает для него атмосферу заинтересованного отношения и доброжелательности, помогает определить перспективы развития личности и ее регуляции.
Функцию восприятия и понимания личности ученика учителем можно считать наиболее важной. Информационная функция обеспечивает реальный психологический контакт с учащимися, процесс познания, взаимопонимания, обмена материальными и духовными ценностями; формирует позитивную мотивацию к успеху в учебной деятельности и самообразовании, в формировании личности, в совместном поиске знаний, в общении, в развитии познавательной направленности личности; устраняет психологические недостатки -барьеры; способствует построению межличностных отношений в коллекции.
Информационная функция включает в себя организацию индивидуального, группового и коллективного общения. Организация индивидуального общения способствует более быстрому восприятию личности, влиянию на ее сознание, поступки и поступки, поведение, а также их изменению и коррекции.
Функция организации деятельности способствует развитию организационных качеств личности, коммуникативных, гностических
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бобырева, Е. В. Формирование коммуникативной компетенции и психологические барьеры в педагогическом общении / Е. В. Бобырева, О. Ф. Худобина // Альманах-2020-2 : Международная академия авторов научных открытий и изобретений, волгоградское отделение, российская академия естественных наук, европейская академия естественных наук. – Волгоград : Волгоградский государственный университет, 2020. – С. 179-185.
2.Жучкова, В. Д. Пути решения проблемы трудностей педагогического общения: их классификация и особенности проявления / В. Д. Жучкова // За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества : Сборник научных статей 2-й Всероссийской молодежной научной конференции. В 4-х томах, Курск, 04 июня 2021 года / Отв. редактор А.А. Горохов. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 92-95.
3.Казачкова, А. П. Барьеры педагогического общения / А. П. Казачкова, Л. А. Яковлева, О. М. Дорошенко // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2019. – № 2. – С. 66-68.
4.Кожина, М.Н. О функциональных семантико-стилистических категориях текста / М. Н. Кожина // Филологические науки. – 1987. – № 2. – С. 35-41.
5.Кузнецова, А. А. Коммуникативные барьеры, или Барьеры в общении // Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник / под ред. А. П. Сковородникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Красноярск, 2018. – С. 226-227.
6.Кузнецова, А. А. Коммуникативные барьеры, или барьеры общения / А. А. Кузнецова // Эффективное речевое общение (базовые компетенции) : Словарь-справочник. Электронное издание / Сибирский федеральный университет ; Под редакцией А.П. Сковородникова. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2019. – С. 226-227.
7.Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 48 с.
8.Николаева, Е. К. Барьеры педагогического общения / Е. К. Николаева // Наука и образование в XXI веке : материалы II Международной научно-практической конференции, Томск, 23–24 июля 2019 года. – Томск: ИП Шелистов Денис Александрович (Издательский центр «Quantum»), 2019. – С. 12-16.
9.Петренко, А. Н. Причины возникновения коммуникативных барьеров в педагогическом процессе / А. Н. Петренко // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 4-1. – С. 210-211.
10.Проблема общения в деятельности учителя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.org/2-1691.html (Дата обращения: 02.11.2023).
11.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999 г.
12.Слюсарева, Е. С. Психологические барьеры взаимодействия субъектов инклюзивной образовательной среды / Е. С. Слюсарева // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2019. – Т. 25. – № 3. – С. 62-65. – DOI 10.34216/2073-1426-2019-25-3-62-65.
13.Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. М.; Воронеж, 2000 г.
14.Тодорогло, А. К. Проблема взаимодействия педагога с обучающимися в психолого-педагогической литературе / А. К. Тодорогло // Вопросы педагогики. – 2020. – № 1-2. – С. 256-260.
15.Федоренко, А. А. Преодоление коммуникативных барьеров начинающими преподавателями как фактор повышения качества военного образования / А. А. Федоренко, В. В. Шуринова // Гуманитарный вестник Военной академии ракетных войск стратегического назначения. – 2018. – № 4-1(12). – С. 70-73.
16.Феноменология общения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.org/2-1690.html/ (Дата обращения: 02.11.2023).
17.Цицерон Марк Туллий, Три трактата об ораторском искусстве. Под редакцией М. Л. Гаспарова. М.: Наука, 1972. / перевод Ф. А. Петровского, коммент. М.Л. Гаспарова. [Электронный ресурс]: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1423777001#020
18.Чиговская-Назарова, Я. А. Текстообразующие категории проспекции и ретроспекции в научном тексте (сравнительно с художественным) / Я. А. Чиговская-Назарова // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2019. – Вып. 6. – С. 31-34.
19.Шкуратова, А. А. Барьеры педагогического общения: причины, способы преодоления / А. А. Шкуратова, В. Н. Диденко // Учитель и время. – 2018. – № 13. – С. 316-326.
20.Шувалова, И. Н. Барьеры в педагогическом общении преподавателей и коммуникативный потенциал студентов с ограниченными возможностями / И. Н. Шувалова // Проблемы современной науки и образования. – 2016. – № 2(44). – С. 155-159. – материал взят с сайта Студворк https://studwork.ru/shop/297028-barery-pedagogicheskogo-obshcheniya-2.