Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Современные стратегии чтения в школе 6
1.1. Стратегия чтения: теоретический аспект 6
1.2. Применение современных стратегий чтения на уроках литературы в школе 9
Глава 2. Современные стратегии чтения на внеклассных уроках литературы в 11 классе 17
2.1. Прием «Ромашка Блума» при работе над рассказом Д. Быкова «Девочка со спичками дает прикурить» на внеклассном занятии по литературе в 11 классе 17
2.2. Технология «Стратегии смыслового чтения», приём предтекстовой антиципации по рассказу Е. Улицкой «Перловый суп» 23
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития цивилизации в нашем обществе вопрос навыков смыслового чтения приобретает особую актуальность. Наблюдается переизбыток количества доступной информации в самой разнообразной форме, несмотря на то, что ее качество не всегда отвечает потребностям общества в целом и отдельной личности в частности. Существует тенденция бездумно усваивать любую информацию, попадающую в поле зрения человека. В таких условиях система образования имеет целью подготовить и воспитать граждан, духовно развитых и способных адаптироваться к быстрым изменениям окружающего мира. Для достижения этой цели людям необходимо уметь в полной мере воспринимать, извлекать и осмысливать информацию, содержащуюся в различных источниках, от статей в ежедневных газетах до фундаментальной художественной литературы.
Эту проблему изучают как отечественные, так и зарубежные педагоги и психологи. По данным исследований, проведенных в рамках Международной программы оценки учебных достижений учащихся и Международного исследования качества чтения и понимания текста, современные школьники испытывают трудности с пониманием прочитанного. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит задачи обучения и развития школьников, согласно которым педагогам необходимо формировать универсальные образовательные действия среди учащихся. Важным результатом освоения основной образовательной программы является овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.
В России также разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения» на период до 2021 года, в основу которой легла идея популяризации чтения и необходимость развития читательской компетентности в условиях растущей потребности страны в повышении уровня грамотности. интеллектуальный потенциал нации.
Все больше ученых заявляют об особой важности работы над навыками смыслового чтения на уроках литературы. Осмысленное восприятие текстов способствует развитию личности читателя, его духовному и интеллектуальному росту, более глубокому пониманию всех процессов, происходящих вокруг него.
Сама литература для своего развития нуждается в эстетически грамотных, талантливых читателях. Оно может расти только при наличии любящих, образованных читателей.
Актуальность темы определяется тем, что внедрение технологии смыслового чтения в учебный процесс должно способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, стимулировать их познавательную мотивацию, активизировать творческие способности, формировать критическое мышление.
Объект исследования: процесс формирования навыков чтения во внеурочной деятельности по литературе.
Предмет исследования: методы и приемы формирования навыков чтения у младших школьников на внеклассных занятиях по литературе.
Цель работы: обосновать эффективность использования технологии смыслового чтения на внеклассных занятиях по литературе в 11 классе.
Для достижения этой цели необходимо решить несколько задач:
1. Изучить теоретические аспект стратегии чтения.
2. Рассмотреть виды стратегий чтения на уроках литературы.
3. Разработать комплекс внеклассных занятий по литературе, эффективно влияющих на формирование навыков чтения у школьников через технологию развития критического мышления.
Теоретико-методологической основой работы послужили труды: Ушинского К.Д., Выготского Л.С., Леонтьева А.А., Мосунова Л.А., Асмолова А.Г., Богдановой О.Ю., Голубкова В.В., Молдавской Н.Д., Бочарова Г.К., Реза З.Я., Элеонской. А.С. и др.
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы и педагогических фактов и явлений, моделирование педагогических ситуаций, изучение педагогической документации и результатов деятельности.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Современные стратегии чтения в школе
1.1. Стратегия чтения: теоретический аспект
В современном мире знание иностранного языка считается одним из важных преимуществ в ведении социальной жизни. В этой связи существует множество методик по обучению школьников иностранным языкам. Ключевое место в таком обучении иностранному языку занимает чтение. Цель данной работы — раскрыть особенности обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности. В современной научной литературе чтение понимается как рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста [2].
Под чтением принято понимать осуществление сложного речевого навыка для получения новой информации из письменного материала посредством зрения. Рассмотрим непосредственно процесс чтения. Важно понимать, что чтение на иностранном языке в значении навыка речевой деятельности многогранно и комплексно.
Ссылаясь на работы Г. В. Роговой, можно выделить четыре аспекта процесса чтения:
1. Соотнесение графем с морфемами.
2. Становление целостных приемов узнавания графических знаков.
3. Формирование внутреннего речевого слуха.
4. Перевод вовнутрь внешнего проговаривания и установление непосредственной связи между семантическим и графическим комплексами, что находит свое выражение в чтении вслух и про себя, медленно и быстро, с полным пониманием или общим охватом [4].
В данном контексте следует отметить, что в чтение как в процесс обучения входит овладение навыком чтения про себя и чтения вслух [1].
Исходя из актуального понимания процесса обучения чтению, методисты выделяют три ведущих вида чтения, развитие которых считается целью в средних учебных заведениях: изучающее, ознакомительное и поисковое. С. К. Фоломкина в своих трудах детально описывает данные виды чтения.
Ознакомительное чтение. Для ознакомительного текста полнота понимания в 70–75 % считается достаточной. Большинство специалистов солидарны в подборе текстов для данного вида чтения: тексты для ознакомительного вида чтения должны быть большого объема, но при этом просты для понимания. Помимо этого, тексты для данного вида чтения не должны быть нагружены излишней информацией [7].
Поисковое чтение. Целью данного вида чтения является поиск необходимой информации в тексте. Эта информация должна быть конкретна и при этом важна для полного, глубокого понимания прочитанного. Информация, которую необходимо найти, может представлять собой фактические сведения, описания, заключения, выводы и т. д. При реализации поискового чтения часто применяется частичное прочтение текста, что в свою очередь уместно, когда читающий уже ознакомлен с текстом и ориентируется в нем [6].
Изучающее чтение. Для данного вида чтения необходимо стопроцентное понимание прочитанного материала. Помимо этого, изучающее чтение характеризуется особым вниманием к деталям. Для изучающего текста выделяется большое количество времени, так как данный вид чтения предполагает перевод и запоминание значительного объема информации, и для этого зачастую необходимо повторное прочтение текста или его отдельных частей, а также письменная фиксация деталей текстового материала. Тексты для изучающего чтения должны быть достаточно сложны в плане языка, а также насыщены познавательной информацией [6].
Классификация чтения по выполняемым функциям включает в себя следующие виды:
Познавательное — цель данного вида чтения заключается в получении необходимой информации, ее осознания, сохранения для последующего краткого выражения своего мнения по ключевым моментам.
Ценностно-ориентационное — целью данного вида чтения является прочтение, понимание прочитанного, осмысление основной мысли текста, оценка содержания, возможность его пересказа и дальнейшее использование прочитанного в других видах речевой деятельности, влияние чтения на морально-нравственные ценности читателя.
Регулятивное — чтение с дальнейшими предметными элементами деятельности, сочетающимися или не сочетающимися с упомянутыми в тексте [5].
Несколько менее распространенной, но также достаточно известной является классификация, описанная О. В. Коробовой, в соответствии с которой понятие «виды чтения» отождествляется с термином «стратегия читательской деятельности». Ознакомление с новыми понятиями, повторение и закрепление полученных знаний, введение новых терминов и ключевых слов являются основными целями предтекстовых стратегий. Немаловажно грамотно поставить цели и задачи последующего чтения.
Помимо этого, учащиеся должны сами определить и истолковать новую для них тему из области, которая до этого была им неизвестна. Во время исполнительной фазы главной целью считается само развитие навыков чтения и понимания текстового материала. Принципиальным аспектом данной фазы является остановка чтения, во время которой учащиеся анализируют свою читательскую деятельность, размышляют над прочитанным, выдвигают свои предположения о содержании текста и о дальнейшем развитии сюжета.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Активные формы преподавания литературы / Р.И. Альбеткова, С.Г. Герке, Л.П. Гладкая и др.; Сост. Р.И. Альбеткова. - М.: Просвещение, 1991. - 175 с.
2. Балталон, Ц.П. Пособие для литературных бесед и письменных работ / Ц.П. Балталон. – Москва: АПН РСФСР, 2017. – 202 с.
3. Беленькая, Л.И. Ребенок и книга: о читателе / Л.И. Бельнькая. – Москва: ВЦХТ, 2005. – 144 с.
4. Беленький, Г.П. Комментированное чтение текста / Г.П. Беленький. – Москва: Либроком, 2016. – 54 с.
5. Бондаренко, Г.И. Развитие умений смыслового чтения в средней школе / Г.И. Бондаренко. – Москва: ВЦХТ, 2015. – 172 с.
6. Бунеева, Е.В. Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Баласс, 2008. - 65 с.
7. Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буслаев. – Москва: Либроком, 2010. - 360 с.
8. Власенко Т. Л. Литература как форма авторского сознания: Пособие для студентов филологических факультетов. М.: Издательская корпорация «Логос»,1995. - 200 с.
9. Власова Т.А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005, № 3.
10. Волкова, Т.В. Динамика психологической структуры смыслового чтения как деятельности у учащихся средней школы / Т.В. Волкова. – Москва: Либроком, 2010. - 360 с.
11. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – Москва: Лабиринт, 20019. - 352 с.
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – Москва: Либроком, 2014 - 476 с.
13. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – Москва: КомКнига, 2006. - 144 с.
14. Граник, Г.Г. Как учить работать с книгой / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – Москва: Мой учебник, 2007. – 256 с.
15. Граник, Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – Москва: Педагогика, 2018. – 192 с.
16. Григоренко, Е.Л. Влияние индивидуальных особенностей когнитивного развития на овладение навыками чтения и письма школьниками / Е.Л. Григоренко. – Москва: Педагогика, 2012. – 299 с.
17. Долженко Ю.А. "Методическое сопровождение личностно-ориентированного образования". Б., -2003.
18. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004.
19. Запорожец, А.В. Психология восприятия / А.В. Запорожец. – Москва: Школьное воспитание, 2013. – 34 с.
20. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. – 432 с.
21. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла: Книга для учителя / Под ред. А.Б. Малюшкина.-М.: ТЦ Сфера, 2004.-96 с.
22. Ланин, Б.А. Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия практикум: Для студентов высших педагогических учебных заведений / Б.А. Ланин. – Москва: Эксмо, 2007. – 512 с.
23. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леонтьев. – Москва: МПСИ, 2004. – 535 с.
24. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – Москва: Эксмо, 2011. – 584 с.
25. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. – Москва: Смысл, 2009. – 423 с.
26. Литература. 7-11 классы: уроки учительского мастерства / авт.-сост. И.Д. Бережная. - Волгоград: Учитель, 2008.- 133 с.
27. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман // Об искусстве. – Москва: УРАО, 2014. – 281 с.
28. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2002.
29. Молдавская, Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения / Н.Д. Молдавская. – Москва: «Педагогика», 2012. – 224 с.
30. Петрова Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. 8 класс. - М.: Московский Лицей, 2004.- 200 с.
31. Письменные работы по литературе. -11 кл. / Н.Л. Карнаух, И.ВЩербина. - 3-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2005. - 317 с.
32. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. 3е изд., испр. и доп. - М.: Изд. «Гном и Д», 2001. - 192 с.
33. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - Народное образование, 1998. - 256 с.
34. Цукерман, Г.А. Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-Толкая / Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева, М.И. Кузнецова. – Москва: Вопросы образования, 2015. – 300 с.
35. Школа молодого учителя - Вып.2 / сост. Л.В. Бударникова, В.В. Гордеева, Т.В. Хуртова. -Волгоград: Учитель, 2007. - 139 с.
36. Эльконин, Д.Б. Как научить детей читать / Д.Б. Эльконин. – Москва: Институт практической психологии, 2018. – 185 с.
37. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.