Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мотив искушения часто встречается как в русской, так и в зарубежной литературе. Это универсальный мотив, которым писатели и поэты пытаются описать внутренние конфликты героев, их борьбу с искушениями и их развитие как личностей.
Актуальность темы заключается в том, что искушение является неотъемлемой частью человеческой природы. Люди постоянно сталкиваются с разными искушениями, будь то плотские, материальные или моральные. Искушение может быть исходом слабости, неопытности или желания сразу получить удовольствие без последствий. Поэтому изучение этого мотива в литературе помогает нам лучше понять и анализировать наши собственные искушения и принимать осознанные решения.
Предметом исследования являются литературные произведения, в которых присутствует мотив искушения. Объектом исследования является искушение как феномен и его влияние на развитие и поведение литературных героев.
Целью исследования может быть выявление характеристик искушения, его влияния на героев, а также анализ различных способов преодоления искушения в разных литературных произведениях.
Задачами данной работы являются:
1. Определить понятие и сущность мотива искушения.
2. Выявить необходимость изучения мотива искушения в литературе.
3. Изучить особенности мотива искушения в русской литературе.
4. Изучить особенности мотива искушения в зарубежной литературе.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в области психологии, философии, социологии и других гуманитарных наук. Изучение и анализ искушения могут помочь читателям литературных произведений лучше понять себя, свои слабости и совершать осознанные выборы.
Методы исследования могут включать анализ литературоведческой литературы, сравнительный анализ литературных произведений, интервьюирование читателей и анализ литературных критик.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
ГЛАВА I. Теоретические основания мотива искушения в литературе
1.1. Определение и сущность мотива искушения
Мотив искушения - это психологический фактор, который вызывает желание или побуждение к совершению неправильных или незаконных действий, несмотря на их негативные последствия.
Корень слова показывает, что искушение – это испытание, отклик человека на которое показывает его истинный характер. Истории об искушении, таким образом, могут рассматриваться как отдельная категория внутри архитипической темы испытания. История искушения отличается определенными особенностями. В ней два основных действующих лица – искуситель (основная черта которого – хитрость) и жертва искушения (часто доверчивая или слабовольная). Действие состоит из трех основных мотивов: процесса манипуляции, в ходе которого искуситель уговаривает жертву совершить нечто запретное или неправильное; процесса реагирования жертвы на искушение (обычно вначале она сопротивляется, но потом постепенно уступает) и финала, когда жертва либо посрамляет искусителя, либо соглашается совершить запретное действие. Большинство историй об искушении заканчивается победой искусителя, но это не единственная возможность.
Если рассмотреть суть искушения и продажи души, не внедряясь в религиозные мотивы, то происходит все примерно так: герою предлагается нечто вожделенное — деньги, слава или любовь. В общем, то в чем он остро нуждается и пребывает в стремлении получить заветное любым путём. Этот путь часто подразумевает под собой запрещенный или наиболее легкий. Разворачивается всё, как правило, так, что герой получает желанное, понимает, что это на самом деле не то к чему стремился и остаётся глубоко несчастлив. Под удовольствием и искушением обычно понимается такое стечение обстоятельств, в котором есть близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий грех.
Мотив искушения – это тема или идея, которая пронизывает литературное произведение и влияет на поведение и развитие персонажей. Искушение может быть представлено как внутренним конфликтом героя, когда он сталкивается с соблазнами или собственными слабостями, так и внешними силами, которые пытаются соблазнить героя на неправильные поступки.
Мотив искушения является важным элементом в литературе, так как он позволяет автору исследовать моральные дилеммы, внутренние конфликты и этические вопросы. Он помогает создать напряжение и драматическую ситуацию, а также позволяет читателю лучше понять характеры героев и их принятие решений.
Мотив искушения может быть представлен различными способами в литературе, включая символы, диалоги, внутренние монологи героев и события, которые ставят героев перед выбором между правильным и неправильным.
Сущность мотива искушения заключается в том, что он воздействует на внутренние потребности и желания человека, стимулируя его к принятию неправильных решений и совершению деятельности, которая может причинить вред другим людям или нарушить установленные правила и нормы общества.
Мотив искушения может иметь различные формы и проявляться в различных ситуациях. Например, это может быть желание получить легкую прибыль или материальные блага путем мошенничества или воровства.
В основе мотива искушения лежит низший уровень моральных и этических ценностей, отсутствие сдерживающих факторов и личной ответственности перед другими людьми и обществом в целом.
Важно отметить, что мотив искушения не является неизбежным или непоколебимым. Человек имеет возможность сопротивляться и преодолевать искушение, осознавая его негативные последствия и придерживаясь высших моральных и этических принципов.
Мотив искушения является одним из наиболее распространенных и значимых мотивов в литературе. Он возникает в различных жанрах и эпохах и используется для выявления слабостей, желаний и сомнений героев, а также для исследования нравственных и этических проблем.
Искушение может представляться в различных формах и ситуациях. Оно может быть предложением незаконного или греховного деяния, соблазнительным предложением воплотить свои запретные желания или принять неправильное решение. Искушение также может быть связано с духовным, физическим или эмоциональным ростом героя, требуя от него сделать выбор или преодолеть собственные слабости.
Мотив искушения позволяет авторам исследовать внутренний мир своих героев, их нравственные убеждения, личные ценности и влияние окружающей среды на их поведение. Он помогает размышлять о морали, этике и последствиях принятых решений. Иногда искушение служит каталитической ролью в развитии сюжета, ставит героя перед выбором и создает напряжение в произведении.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля дается следующая дефиниция синонима слова искушение: «Соблазн, что соблазняет, повод ко греху, прелесть, искушение, предмет вожделения», и далее «Соблазнять – склонять к чему-либо (б. ч. к худому) приманкой, смущать, вовлекать, подущать, заманивать; подать повод или случай ко греховному падению, возбуждать поползновение или вожделение, совращать [12,с.359].
Учитель литературы достаточно часто сталкивается с проблемами сопоставительного анализа, хотя в школьную программу многие любопытные факты мировой литературы не входят за неимением времени. Сопоставление художественных произведений позволяет оценить не только логику мирового литературного процесса, но и обнаружить особенное, свойственное только нашей культуре.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бальзак, О. Шагреневая кожа / О. Бальзак // Бальзак О. Шагреневая кожа. – Роман. – Ижевск: Удмуртия, 1979. – 232 с.
2. Бердникова О. А. Мотивы искушения в творчестве И. А. Бунина в аспекте христианской антропологии // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. №85. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivy-iskusheniya-v-tvorchestve-i-a-bunina-v-aspekte-hristianskoy-antropologii
3. Васильева О. А. Романтизм в романе О. де Бальзака «шагреневая кожа»:отражение творческого метода писателя в языке контрастных противопоставлений // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/romantizm-v-romane-o-de-balzaka-shagrenevaya-kozha-otrazhenie-tvorcheskogo-metoda-pisatelya-v-yazyke-kontrastnyh-protivopostavleniy
4. Волоконская Т. А. Мотив странных превращений в «Портрете» Н. В. Гоголя: на материале двух редакций повести // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. №3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motiv-strannyh-prevrascheniy-v-portrete-n-v-gogolya-na-materiale-dvuh-redaktsiy-povesti
5. Долгушин Д. В. Еще раз о святоотеческих мотивах в «Шинели» Н. В. Гоголя // Сибирский филологический журнал. 2007. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esche-raz-o-svyatootecheskih-motivah-v-shineli-n-v-gogolya
6. Гоголь, Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений в 14 т.т - М.: Л.: Издательство Академии наук СССР, 1937 – 1952. Том 3. Повести. – С. 79 – 137.
7. Евдокимова А.А. Художественный спор И. С. Тургенева с О. Де Бальзаком: романы "Дворянское гнездо" и "лилия долины" // Вестник МГОУ. Серия: Русская филология. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-spor-i-s-turgeneva-s-o-de-balzakom-romany-dvoryanskoe-gnezdo-i-liliya-doliny
8. Жаравина Л. В. В. Шаламов и Н. Гоголь (на материале рассказа «Посылка») // Вестник ВолГУ. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2006. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-shalamov-i-n-gogol-na-materiale-rasskaza-posylka
9. Жаравина Л. В. Гоголевские образы в художественной перспективе // Вестник ВолГУ. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2009. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gogolevskie-obrazy-v-hudozhestvennoy-perspektive
10. Задорина А. О. Мотив искушения в романистике Л. М. Леонова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motiv-iskusheniya-v-romanistike-l-m-leonova
11. Ибатуллина Г. М. Две инициации: о символическом смысле одного эпизода в сюжете романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Сибирский филологический журнал. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dve-initsiatsii-o-simvolicheskom-smysle-odnogo-epizoda-v-syuzhete-romana-b-pasternaka-doktor-zhivago
12. Коноваленко Ю.В. Концепт «искушение» в русской языковой картине мира( на материале анализа номинанта концепта в христианской и секулярной этике) // МНКО. 2022. №5 (96). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-iskushenie-v-russkoy-yazykovoy-kartine-mira-na-materiale-analiza-nominanta-kontsepta-v-hristianskoy-i-sekulyarnoy-etike
13. Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев // Москва: Искусство, 1995. - 319 с.
14. Пиянзина Е.П. Мотив искушения в повести Н.В. Гоголя «Портрет» / Е.П. Пиянзина // Наука и современное общество: взаимодействие и развитие. 2016. № 1 (3). С. 176 – 177.
15. Соловьева, Н.А. История зарубежной литературы ХIХ века / Н.А. Соловьева // Глава 34. О. де Бальзак. // М.: Высшая школа, 1991. 637 с. //http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/izl-hih-soloveva/index.htm (дата обращения: 20.03.2023).
16. Садовникова Н. С. Фантастическое и «Научное» Путешествие О. Де Бальзака из Парижа на остров Ява // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2007. №3-II. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fantasticheskoe-i-nauchnoe-puteshestvie-o-de-balzaka-iz-parizha-na-ostrov-yava (дата обращения: 18.11.2023).
17. Фетисова Т. А. Чувственное искушение слов // Вестник культурологии. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chuvstvennoe-iskushenie-slov
18. Федорова И. В. Мотив искушения в древнерусском апокрифе «хождение зосимы к рахманам» // Проблемы исторической поэтики. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motiv-iskusheniya-v-drevnerusskom-apokrife-hozhdenie-zosimy-k-rahmanam
19. Шипов, Я.А. Православный энциклопедический словарь. – URL: https://rus-pravoslavniy-dict.slovaronline.com/?ysclid=lg0gjuedco997209462(дата обращения: 18.03.2023).
20. Щербаков Е. В. Соблазн разума как категория философии истории и культуры // Психология в экономике и управлении. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soblazn-razuma-kak-kategoriya-filosofii-istorii-i-kultury