Фрагмент для ознакомления
2
Важным аспектом экологической культуры является также экологическое образование. Оно направлено на формирование осознанных и ответственных граждан, которые могут принимать информированные решения и действовать в интересах сохранения окружающей среды. Педагогическая литература акцентирует внимание на развитии экологических компетенций у детей и подростков с помощью инновационных методов обучения.[1]
Работы известных ученых и педагогов, таких как Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и В.В. Сухомлинский, демонстрируют их осознание важности взаимодействия детей с природой для их целостного развития. Они рассматривали природу как неотъемлемый компонент образования и учились открывать для детей моральные и эстетические ценности, связанные с окружающим миром.
Философы подходят к определению экологической культуры социальными и личностными аспектами. Одни считают ее ключевой характеристикой общества в целом, другие – новым качеством общей культуры личности. Это свидетельствует о множественности подходов к изучению и пониманию экологической культуры.[30]
В современном обществе все больше людей осознают необходимость экологической культуры и заботы о природе для будущих поколений. Однако, данная тема все еще малоизучена. Познание и анализ научно-педагогической литературы помогут расширить понимание концепции экологической культуры и внести вклад в развитие эффективных методов экологического образования и воспитания. Экологическая культура должна быть признана важным компонентом интеллектуальной и духовной культуры личности, обеспечивающим устойчивое и ответственное взаимодействие с окружающей средой.
Экологическая культура – весьма нововведение и, как следствие, пока еще малоизученное явление. Тем не менее, в работах известных ученых можно найти некоторые заметки на эту тему.
В сочинениях Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо мы можем найти представление о природе как о духовной ценности.
К.Д. Ушинский, в своих трудах, подчеркивал необходимость воспитания и целостного развития ребенка через природную среду.
Такие взгляды разделяли Л.Н. Толстой и В.В. Сухомлинский, которые считали, что интенсивное общение с природой способствует развитию моральных качеств, способности к восприятию и пониманию красоты окружающего мира. Педагоги рассматривали природу как универсальный объект для обучения детей.[7]
Философия разделяет определения экологической культуры на две категории.
Представители первой категории считают, что экологическая культура - это социальное явление, одна из ключевых характеристик культуры общества и самого общества в целом. [28]
Представители второй категории считают, что экологическая культура - это новое качество общей культуры личности, ее поведения и сознания.
Известный русский философ Н.А. Бердяев заметил связь всех социальных изменений в истории человечества с отношением человека к природе и, соответственно, призывает изучать генезис экологической культуры на универсальном уровне.
Согласно Дж. Марковичу, экологическая культура является условием и результатом поиска механизмов всесторонней связи, которая распространяется на все человеческие отношения: отношения к себе, к другим людям, отношения общества к природе и миру. Таким образом, человечество, общество и каждый отдельный индивид включены в универсальный механизм взаимосвязи.
В культурологии экологическая культура – это составная часть культуры всего общества, включающая оценку методов, с помощью которых осуществляется прямое влияние человека на окружающую среду, и методов духовно-практического освоения природы (ценностные ориентации, культурные традиции и т. д.).[29]
В понимании В.А. Ясвина, экологическая культура означает способность людей применять свои экологические знания и умения в практической деятельности. Люди, у которых есть некоторые экологические знания, но не умеют применять их, считаются людьми с несформированной экологической культурой. Эта культура включает в себя экологическое сознание, которое является совокупностью представлений о природе, концепций охраны природы, позиций относительно окружающей среды, стратегий практической деятельности в отношении природных объектов, а также экологическое поведение личности, которое представляет собой конкретные действия человека, связанные с воздействием на природу и использованием ее ресурсов.
Взгляды В.А. Ясвина утверждают, что особенности экологического сознания и практические навыки в области природопользования определяют экологическое поведение человека.
Н.Е. Яценко определяет экологическую культуру как набор норм, взглядов и установок, которые отражают отношение общества, его социальных групп и отдельных индивидуумов к природе.
В.А. Ситаров рассматривает экологическую культуру как неотъемлемую часть общей культуры, которая охватывает мышление и деятельность человека, связанные с природной средой. Он считает, что культура общества определяется не только его духовным развитием, но и степенью внедрения экологических принципов в деятельность людей по сохранению и воспроизводству природных ресурсов.
О.Н. Яницкий представляет экологическую культуру как ценностное отношение социального субъекта к окружающей среде, которое формируется в процессе освоения мира и проявляется в действиях.
В работе В.В. Лещинской экологическая культура рассматривается как новый способ взаимодействия между человеком, природой и обществом. Она должна включать определенный уровень знаний, экологическое сознание и поведение в природе, а также умения и навыки в области охраны природы.
А.Н. Захлебный считает, что экологическая культура отражается в психологической готовности и практической способности к самоограничению. Она относится к стереотипам поведения человека в социо-природной среде, его поступкам, образу жизни и принятию решений в профессиональной деятельности.
По мнению Л.П. Симоновой, экологическая культура – это качество личности, которое включает интерес к природе и ее охране, знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития, нравственные и этические чувства в отношении природы, экологически грамотную деятельность в природной среде и мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.
Таким образом, понятие экологической культуры представляет собой разносторонний и комплексный подход к природоохранительной деятельности. [27]
Это сочетание знаний, ценностей, навыков и умений, которые помогают нам вести устойчивый образ жизни и сохранять природные богатства планеты для будущих поколений.
Анализ научно-педагогической литературы позволяет лучше понять сущность данного понятия и определить пути его эффективного распространения и применения в современном обществе.
1.2 Средства воспитания экологической культуры детей младшего дошкольного возраста
Воспитание экологической культуры детей младшего дошкольного возраста включает ряд средств, которые помогают формировать у малышей ответственное отношение к окружающей природе и понимание важности охраны окружающей среды.
Осознание экологической культуры среди дошкольников начинается в детском саду с момента вступления детей во вторую младшую группу.
Многие эксперты и педагоги дошкольного образования подчеркивают, что лучшим условием для формирования познавательной деятельности в дошкольном возрасте является специальная организация наблюдений и руководство, предоставляемое педагогом.[31]
Тем не менее, несмотря на наглядно-образный характер мышления дошкольников, необходимо знакомить их не только с видимыми и ощутимыми связями и отношениями в природе, но и с скрытыми причинами природных явлений. Важно не только вызвать у ребенка радостное удивление натуралиста, но и побудить его к любознательному анализу природы. В экологическом воспитании дошкольников используются различные методы: наглядные (наблюдение, демонстрация); практические (игра, труд); словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы); и экспериментальные (опыт). В методике экологического воспитания дошкольников все методы классифицируются на две группы: непосредственное знакомство с природой через взаимодействие с реальными объектами природы, и косвенное знакомство опосредованным путем (через картину и т. д.). К первой группе методов относятся наблюдения, простые опыты, работа на природе и игры с естественными материалами. К методам косвенного знакомства с природой относятся рассказы, чтение художественных произведений и беседы. Наблюдение является основным методом знакомства дошкольников с природой. Суть наблюдения заключается в целенаправленном, систематическом восприятии детьми процессов, явлений и объектов окружающего мира с помощью органов чувств. Наблюдение играет особую роль в познании природы детьми, так как оно основывается на чувственном восприятии и позволяет детям познакомиться с реальными объектами природы и связями между ними. Во время наблюдения активно используются восприятие, мышление и речь, дети выделяют главные признаки предметов и явлений, устанавливают причинно-следственные связи и зависимости.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аголарова, П. И. Игры-соревнования в экологическом образовании школьников [Текст] / П. И. Агаларова // Начальная школа. – 2007. – № 12. – С. 68-70
2. Барабанова Н.А. Экологическое воспитание младших дошкольников: содержание и методические приемы. - М.: Детство-пресс, 2003.
3. Базулина, И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом [Текст] / И. В. Базулина // Начальная школа. – 2005. – № 12. – С. 33-35.
4. Беневольская, Н. А. Экологическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства [Текст] / Н. А. Беневольская // Начальная школа. – 2009. – № 2. – С. 51-54.
5. Васильева, И.И. Экологическое воспитание в современной школе. Москва: Просвещение, 2015.
6. Вдовиченко М.И. Методика организации экологического образования в системе дошкольного учреждения. - М.: Просвещение, 2005.
7. Бобылева, Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников. // Начальная школа. - 2013. - № 5. 3.
8. Вайсбурд, М.Л. Толстиков С.Н. Учебное общение как этап подготовки к участию в международных экологических проектах / М.Л. Вайсбурд, С.Н. Толстиков // Народное образование. – 2012. – № 4. – С. 3-10.
9. Голов, В.В. Экологическое воспитание школьников на уроках биологии. Москва: БИ-Центр, 2010.
10. Гончарова И.В. Экологическая подготовка младших дошкольников. - М.: Просвещение, 2007.
11. Дворжак Ж.Р. Воспитание экологической культуры у младших дошкольников. - М.: Мнемозина, 2009.
12. Дежникова, Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2011. - 64 с.
13. Дрейк, О.К. Развивающийся мир и экологические проблемы. / О.К. Дрейк. - М., 2011.
14. Дмитриев, А.А. Экологическое воспитание школьников в условиях лицея. Санкт-Петербург: Лицей, 2014.
15. Ердаков, Л.Н. Экологическое образование (современный этап) / Л.Н. Ердаков, О.Н. Чернышова // Проблемы профессиональнопедагогической подготовки учителя. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010. - С. 152-164.
16. Емельянова Н.Е. Методика работы по воспитанию экологической культуры младших дошкольников. - М.: Школьная пресса, 2012.
17. Загорский А.Э. Формирование экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края. - М.: Педагогика, 2013.
18. Жукова, И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // Начальная школа. – 1998 г. - №6
19. Заславский, Ю.Н. Экологическое воспитание и здоровье детей. Москва: Педагогика, 2017.
20. Иванов, В.М. Экологическое воспитание школьников: проблемы и пути решения. Москва: Наука, 2012.
21. Ильина О.Е. Эколого-педагогическая деятельность воспитателя дошкольного учреждения. - М.: Академия, 2011.
22. Калугина Т.В. Педагогические технологии в просветительской работе по охране природы. - М.: Мысль, 2006.
23. Кузнецова, М.И. Организационные аспекты экологического воспитания в школе. Москва: Гуманитарная академия, 2011.
24. Ларина О.И. Эколого-педагогическая деятельность в дошкольном образовательном учреждении. - М.: Детство-пресс, 2008.
25. Лебедева, Н.О. Экологическое воспитание школьников в семье. Москва: Школьная пресса, 2016.
26. Макаренко Т.П. Развитие экологической культуры детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2010.
27. Макаренко, В.А. Методика экологического воспитания школьников. Москва: Педагогика, 2019.
28. Николаева, Т.С. Роль экологического воспитания в формировании экологической культуры школьников. Москва: Флинта, 2013
29. Николаева О.А. Организация экологического образования в системе дошкольного учреждения. - М.: Просвещение, 2014.
30. Орлова, Е.Г. Практика экологического воспитания в школе. Москва: Академия, 2018.
31. Онищенко С.Д. Методика экологического образования в младших классах. - М.: Педагогика, 2004.
32. Петров, С.В. Развитие экологической культуры школьников через внешкольную деятельность. Москва: Просвещение, 2016.
33. Смирнов, А.А. Экологическое воспитание школьников и его роль в формировании устойчивого развития общества. Москва: Экономика, 2018.
34. Степина М.И. Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста: методическое пособие. - М.: Витязь, 2016.
35. Тарасов, Е.С. Экологическое воспитание школьников: теория и практика. Москва: Владос, 2015.
36. Усова, Е.В. Экологическое воспитание в образовательной системе школы. Москва: Просвещение, 2017.
37. Устинова Е.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников через ознакомление с растениями и животными. - М.: Логос, 2002.
38. Хорошева, В.П. Экологическое воспитание школьников как фактор устойчивого развития общества. Москва: Педагогика, 2011.
39. Федорова Е.И. Педагогическое обеспечение формирования экологической культуры дошкольников.- М.: Просвещение, 2001.