Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретические вопросы
1.1. Основные понятия и классификация бюджетов
Финансовый бюджет рассматривается как план, отражающий источник средств для реализации плана и направление его использования. Это определение более четко раскрывает В.Е.Хруцкого, служащего содержанием основного бюджета. Финансовый бюджет включает в себя: бюджет капитальных затрат, бюджет прибылей и убытков, отчет об ожидаемом финансовом положении или ожидаемый балансовый отчет.
Кассовый бюджет составляется вне рамок финансового бюджета на том основании, что в рамках подготовки общего бюджета кассовый бюджет составляется после завершения всех регулярных бюджетов и отчетов о прибылях и убытках [5].
Е.С.Стоянова рассматривает общий (базовый) бюджет, включая оперативный бюджет (текущий, регулярный, оперативный и финансовый). Объяснение общего бюджета близко А.Д.Шеремету: «Согласованный план работы всех подразделений и функций компании в целом, который объединяет единый бюджетный блок и характеризует процесс принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования». Информационный поток относится к взаимосвязи между бюджетами.
Е.С.Стоянов в вышеприведенное определение также включил отчеты о производственных затратах и доходах в операционный бюджет. Если автор считает, что логично отнести предполагаемые затраты к операционному бюджету, то бюджет прибылей и убытков следует рассматривать как финансовый бюджет, поскольку он отражает прогнозируемые финансовые результаты деятельности компании.
Структура финансового бюджета выражается бюджетом капитальных вложений, бюджетом движения денежных средств и бюджетным балансом.
К.В. Щиборщ отметил следующее: «Операционный бюджет фокусируется на моделировании будущих расходов и текущих операционных доходов; инвестиционный - учитывает обновление и выбытие основных средств (основные средства и инвестиции, долгосрочные финансовые вложения)». Соответственно, целью финансового бюджета является планирование баланса денежных поступлений и расходов.
Операционный бюджет включает в себя: бюджет продаж, бюджет запасов готовой продукции, производственный бюджет, бюджет прямых материальных затрат, бюджет прямых трудовых затрат, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет производственных затрат, бюджет закупок, бюджет продаж.
Финансовый бюджет включает в себя бюджет движения денежных средств, ожидаемый (динамический) баланс и отчет об изменениях в финансовой отчетности [11].
В отличие от предыдущего определения комплексного бюджета, комплексный бюджет определяет сумму показателей всего предприятия, отдельных бизнесов, функций и отделов.
В зарубежной литературе по бюджетированию основной бюджет называется консолидированным бюджетом и состоит из следующих бюджетов: продажи, затраты, производство, закупки, основные материалы, основная работа, косвенные расходы, общие и административные расходы, маркетинговые расходы.
Автор считает, что разница между названием бюджета и предыдущей версией может быть объяснена переводом или буквальными неточностями. В целом бюджетный перечень соответствует рассмотренному выше.
Дж К.Шим писал, что операционный бюджет - это бюджет, используемый для расчета стоимости предоставляемого продукта или услуги, а также финансовый бюджет, предназначенный для анализа взаимосвязи между активами и обязательствами, денежным потоком, оборотным капиталом и прибыльностью.
Американские эксперты привели более широкий список бюджетов, введя понятия дополнительного, инкрементального и иных видов бюджетов. Дополнительный бюджет предусматривает финансирование проектов, которые не включены в основной бюджет; дополнительный бюджет формируется только путем индексации предыдущего бюджета без пересмотра его основных показателей [9].
Базовый бюджет понимается как план, в котором затраты прогнозируются на более высоком и более низком уровнях по сравнению с базовым показателем, в то время как пересмотренный бюджет представляет собой оптимистичный прогноз с высоким уровнем продаж.
Анализ различных методов бюджетной классификации отечественными и зарубежными экспертами позволяет сделать следующие выводы:
- существующие классификации различаются по наименованию бюджетов;
- подчиненный статус группы еще не установлен, в противном случае нарушается иерархическая структура бюджета;
- существуют разные объяснения содержания одного и того же бюджета;
- понятие типа и разновидности бюджета не определено;
- не существует принципа распределения бюджетных средств на конкретные виды и разновидности.
Прежде чем четко разграничивать бюджет по типам, следует установить цели бюджетирования:
- установление и значение группирующих признаков, а также принадлежность признаков;
- точное формулирование характеристики каждого вида и разновидности бюджета;
- учет существующих отечественных и зарубежных методов бюджетной классификации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 01.01.2016).
2.Алексеева Е.С., Андреев О.А. Тенденции бюджетного процесса в Российской Федерации // Вопросы современной юриспруденции. - 2019. - № 56. - С. 77-84.
3.Арсаханова З.А. Источники формирования доходной части консолидированного бюджета: налоговые и неналоговые доходы // Вестник Чеченского государственного университета. - 2019. - С. 65-68.
4.Афанасьев М.П. Финансовое право: учебник / М. П. Афанасьев. - М.: Юрайт, 2019. - 254 с.
5. Афанасьев М. П., Шаш Н. Н. Российские бюджетные реформы: от программ социально-экономического развития до государственных программ Российской Федерации // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2019. - С. 48-64.
6. Афанасьев М.П., Алехин Б.И., Кравченко А.И., Крадинов П.Г. Оценка экономических санкций // Финансовый журнал. - 2017. - № 3. - С. 6-12.
7. Букина И.С., Бюджетирование, ориентированное на результат, и новое правовое положение государственных (муниципальных) предприятий // ЭТАП: Экономическая теория, Анализ, Практика. - 2022. - №1. - С. 25-43.
8. Галухин А. В. Устойчивость как базовый принцип ответственной бюджетной политики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2019. - № 2 (32). - C. 225-238.
9. Гордеев С. С. Устойчивое развитие региона в изменчивой внешней среде // Социум и власть. - 2019. - № 2 (52). - С. 48-55
10. Завалько Н.А. Региональная экономика, как фактор определяющий темпы экономического роста страны // Вестник академии. - 2019. - № 3. – С. 44-59.
11. Иванова Н.Г. Актуальные проблемы финансов. Раздел 1. Государственные и муниципальные финансы : учебное пособие / Н. Г. Иванова. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2020. – 267 с.
12. Кешнер М.В. Легитимность санкций в отношении Российской Федерации: международно-правовой анализ // Журнал российского права. – 2019. - № 7. – С. 55-59.
13. Кудрин А. Л. Новая модель роста для российской экономики // Вопросы экономики. - 2019. - № 12. - С. 4-36.
14. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: кчебник / И.Н. Мысляева. – М.: Инфра-М, 2019. – 297 с.
15. Никулина Е.В., Федюшина И.Г. Характеристика бюджетных рисков: экономическая сущность и мероприятия по их минимизации // Молодой ученый. - 2022. - № 1(60). - С. 411-413.
16. Пономаренко Е.В. Экономика и финансы общественного сектора: учебник / Е.В. Пономаренко. - М.: ИНФРА-М, 2019. – 292 с.
17. Пупшис Т.Ф. Бюджетная система России в контексте финансовой и налоговой безопасности : учебник / Т.Ф. Пупшис. – СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2022. – 218 с.
18. Смольнякова М.В. Взаимосвязь элементов трёхуровневой бюджетной системы Российской Федерации // Деловой вестник предпринимателя. – 2020. – № 2 (2). – С. 11-113.
19. Танцова Т.В. Особенности формирования структуры доходов и расходов муниципального бюджета в современных условиях // Интеллектуальный потенциал образовательной организации и социально-экономическое развитие региона. – Ярославль, 2020. – С. 341-345.
20. Филиппова Е.А. Расходы бюджета: понятие, признаки, особенности / Е.А. Филиппова, А.Ю. Волков // Интеллектуальный потенциал образовательной организации и социально-экономическое развитие региона. – Ярославль, 2020. – С. 368-371.