Фрагмент для ознакомления
2
Невозможно представить жизнь ребенка в детском саду без веселых занятий и развлечений, шумных вечеринок и конкурсов, интересных игр и увлекательных аттракционов. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем.
Физкультурно-оздоровительный досуг направлен не на совершенствование техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокой двигательной активности детей, свободного и непринужденного взаимопонимания.
Физический досуг - одна из самых эффективных форм активного отдыха. Повышает интерес к занятиям, благотворно влияет на организм ребенка, закрепляет двигательные навыки и умения, развивает двигательные качества (скорость, ловкость), воспитывает чувство коллективизма, дружелюбия, развивает выносливость, внимательность, смелость, упорство, организованность.
Здесь не требуется специального обучения, оно основано на знакомом детям материале и проводится с несколькими группами, близкими по возрасту (старшая и подготовительная группы). Это мероприятие можно проводить 1-2 раза в месяц продолжительностью 30-50 минут.
В свободное время необходимо участие педагога. Он дает команды, подводит итоги, является судьей на соревнованиях.
Важную роль в создании положительного эмоционального настроя детей играет музыка, которая благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет способность ритмично двигаться, согласовывая свои движения с музыкальным сопровождением.
Физический досуг может быть разным по содержанию и организации.
Первый вариант.
Физический досуг основан на играх и упражнениях, знакомых детям. Изначально предлагаются игры с низкой и средней подвижностью, такие как" Море волнуется"," Сделай это"," Плоский круг"," Ручей", "Светофор". В этих играх у детей есть возможность проявить свою фантазию. Затем дети участвуют в различных аттракционах, в игровой форме выполняют двигательные задачи. Содержание игр должно подбираться с учетом уровня двигательной активности детей.
Поэтому детям с высокой двигательной активностью предлагаются игры - упражнения на равновесие. "Проходи, не падай", внимание" Помни свое имя", "Собирай предметы парами", "Будь осторожен". Детям с низкой двигательной активностью предлагаются такие игры-упражнения, как "Возьми себя в руки", "Удочка", "Отсев", "Поймай меня".
Сначала одна подгруппа выполняет задание, другая наблюдает, выступая в роли группы поддержки. После выполнения двигательных задач подгруппы меняются местами.
После короткого перерыва (3-5 минут) у детей проходят игры соревновательного характера: "Кто быстрее построит пирамиду" (соберите по форме, цвету), "Кто быстрее прыгнет с мячом между ног", "Найди пару", "Бег на мешках", "Веревка", "Перетягивание каната".
В конце с детьми проводятся игры низкой интенсивности, такие как "Узнай по голосу", "Ручей", "Карусель", "Найди, где он спрятан", различные популярные игры.
Второй вариант.
Физкультурный досуг может состоять из спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городов. Использование этого варианта возможно только в этом случае, если все дети хорошо овладеют элементами спортивной игры. Также необходим индивидуальный и дифференцированный подход.
Поэтому детям с высоким и средним уровнем двигательной активности и хорошей физической подготовкой предлагаются более сложные элементы спортивных игр с довольно высокой физической нагрузкой. У этих детей более строгие требования к качеству домашних заданий.
Детям с низким уровнем двигательной активности и задержкой развития двигательных навыков рекомендуется давать более простые задания с постепенным увеличением физической активности.
Третий вариант.
Физический досуг может быть построен на упражнениях в основных видах движений и спортивных упражнениях. Это может быть бег, прыжки, метание, лазание, ползание на четвереньках, езда на скутере, велосипеде, прыжки через короткую скакалку. Организация также должна основываться на принципе индивидуальной дифференциации.
Первая подгруппа детей (с высокой двигательной активностью) выполняет упражнения, направленные на развитие внимания, точности выполнения движений, такие как езда на велосипеде по прямой, с поворотами, по кругу, "змейкой", по узкой дорожке с изменением темпа езды.
Вторая подгруппа детей (с низкой двигательной активностью) выполняет задания, направленные на развитие скорости, быстроты реакции, такие как езда на велосипеде по прямой с разной скоростью.
Четвертый вариант.
Физкультурно-оздоровительный досуг "Веселое начало" в основном основан на эстафетных играх, хорошо знакомых детям. Каждая подгруппа участвует в разных эстафетах с разным содержанием и объемом физической активности.
Для первой подгруппы (с высокой двигательной активностью) предлагаются сложные эстафеты, требующие внимания и точности выполнения. Например, эстафетная игра "Построй эстафету".
Вторая подгруппа (с низкой двигательной активностью) предлагает более простую эстафету: "Кто быстрее покатит мяч". Эстафетные игры можно повторять не более 3-4 раз, между ними необходимо делать небольшой перерыв (5-7 минут). В это время вы можете предложить детям вспомнить сказочки, загадки, пословицы.
Пятый вариант.
Физический досуг может быть с музыкальным сопровождением, что развивает у детей творческую инициативу, воображение и музыкальный слух. Сначала дети выполняют произвольные движения под музыку с помощью различных физических средств (беговые дорожки, скакалки, обручи). Учитель напоминает детям разные движения, показывает их. Вы даже можете создать целую танцевальную команду.
Через 10-15 минут занятий звучит музыкальный сигнал, дети кладут все учебники на свои места и встают в большой круг. В центре круга стоит учитель (ведущий) с мячом, называет кого-либо из детей по имени и бросает ему мяч. Если ребенок ловит мяч, он помещается в центр круга и становится лидером. После игры мастер предлагает послушать мелодичную музыку. Дети сидят или лежат на полу и слушают музыку. Прослушав (через 2-3 минуты), педагог предлагает детям придумать композицию, разные произвольные движения под музыку. Вы можете предложить детям фрагмент музыкально-ритмического комплекса, разученного на занятиях ("петушиный танец", "пингвины", "медведи").
Успех этого варианта физического досуга зависит от ежедневной творческой работы в области музыки и физического воспитания.
Методика проведения физической активности в разных возрастных группах дошкольных учреждений
Первая Младшая группа
Занятия физкультурой проводятся 1-2 раза в месяц, обычно во второй половине дня. Детей привлекают совместные действия в подвижных играх, выполнение физических упражнений с предметами, эмоциональная реакция на яркие впечатления. Вместе со старшими детьми они участвуют в народных гуляниях, занимаются двигательной активностью в играх со взрослыми. В то же время следует поощрять всех детей демонстрировать свои способности. Важно, чтобы совместная деятельность способствовала удовлетворению потребности ребенка в движении, доставляла ему радость, удовольствие.
Показать больше