Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Создание эффективной системы образования является одной из важнейших задач государства и общества, решение которой позволило бы достичь высокого уровня конкурентоспособности и обеспечить дальнейший планомерный и устойчивый экономический рост. Поспособствовать формированию полноценного, четко функционирующего рынка образовательных услуг может образовательная туристская деятельность, которая является одним из важнейших условий повышения эффективности процесса обучения и воспитания на любой образовательной ступени. Границы в обучающем туре между туризмом и образованием настолько размыты, что по факту туристическая поездка существенно ничем не отличается от поездки учебной. Обучающий туризм расширяет рамки мировоззрения и мировосприятия человека, является фактором активизации интереса к культурному наследию и традициям. Это явление относительно новое. Однако в последнее время актуальность «полезного отдыха» существенно возросла. По данным Всемирной Молодежной Студенческой Туристической Конфедерации (WYSTC), за последние пять лет общее число студентов, готовых совместить приключения и отдых с пользой для собственного развития, возросло на 40%.
Внедрение в современную образовательную практику интерактивных методов обучения вновь сделало актуальным идею обучающего туризма. По мнению И.В. Зорина, туризм – это своеобразное образовательное пространство, обеспечивающее всестороннее развитие личности на основе общечеловеческих ценностей в русле региональных и национальных традиций в интересах личности, общества, государства.
В зарубежной литературе под образовательным туризмом (educational tourism) понимается «деятельность ночующих посетителей и экскурсантов, для которых образование и обучение -основная или второстепенная цель поездки» [3].
В практике некоторых туристских фирм часто используются программы, которые предлагают школьным и студенческим группам совершить поездку для изучения языка и культурного наследия отдельных стран и регионов, программы студенческих обменов, знакомства с укладом жизни, основными занятиями, производимыми продуктами и пр.
Так, объект исследования – обучающий туризм.
Предмет исследования – особенности обучающего туризма.
Цель исследования – рассмотреть особенности разработки, продвижения и реализации обучающих туров.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие обучающего тура;
- рассмотреть особенности разработки тура как основной задачи в рамках деятельности туристического агентства ;
-определить особенности организации молодежного обучающего тура;
-представить этапы проектирования тура на примере языкового обучающего тура в г. Оренбург.
Методы исследования: анализ и синтез научной и научно-публицистической литературы, соответствующей теме исследования.
Теоретическую основу исследования составили работы:
Научная новизна исследования заключается в попытке обобщить теоретические сведения, касающиеся особенностей разработки обучающих туров.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов исследования в рамках преподавания дисциплины «Технология и организация туроператорской деятельности» для студентов вузов по специальности «Туризм».
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧАЮЩЕГО ТУРИЗМА
1.1. Понятие обучающего тура
Образовательный туризм является популярным видом туризма, это связано с его спецификой – получением новых знаний и многообразием программ, обусловленных разнообразием видов обучающего туризма (от обучающих курсов до получения высшего образования). В научной среде нет четкого определения обучающего туризма. От других видов туризма образовательный отличается целью – получением образования и длительностью туров. Образовательный туризм представляет собой важное и перспективное направление в культурном обмене, способствует интеграции и глобализации стран в международном образовательном пространстве [26, с. 26].
Под образовательным туризмом понимаются туристские поездки, экскурсии с целью образования, удовлетворения любознательности и других познавательных интересов. Отличительной чертой обучающего туризма является то, что он способствует формированию образовательной мобильности, навыков самообразования. Сфера обучающего туризма охватывает все виды обучения и просвещения, которые осуществляются вне постоянного места жительства [6, с. 64].
К основным видам обучающего туризма относятся: учебные поездки с целью изучения иностранного языка или тех или иных общеобразовательных или специальных предметов; ознакомительные поездки в учреждения, организации и предприятия; научные и учебные стажировки в учреждениях, организациях и на предприятиях; участие в семинарах, конференциях, конгрессах, творческих мастерских и мастер-классах, цель которых обмен опытом и получение новой профессионально важной информации; экскурсионно-ознакомительные путешествия по различным городам, природным зонам и странам [6, с. 64].
Традиция образовательных путешествий в России зародилась еще в петровские времена и была продолжена в последующие десятилетий. Выпускники элитных государственных и частных образовательных заведений отправлялись за границу, чтобы дополнить свое образование личным знакомством с историей и современным состоянием других культур. Началом организованного обучающего туризма в России считается 1777 год – год издания в «Прибавлении» к «Московским новостям» «Плана предпринимаемого путешествия в чужие края, сочиненного по требованию некоторых особ содержателем благородного пансиона Вениамином Геншем». Распространенным видом обучающего туризма в России XIX – начала XX вв. были экскурсионно-образовательные путешествия, которые представляли собой туристские услуги, обеспечивающие удовлетворение духовных, эстетических, информационных потребностей туристов; тематические маршруты с целью посещения достопримечательных объектов и местностей [6, с. 64].
Одной из перспективных специализаций туристского кластера является образовательный туризм. Это направление получило развитие в современной России с 90-х гг. XX в., хотя в Европе отдельные направления обучающего туризма, прежде всего различные формы студенческого обучающего туризма, получили импульс для развития во второй половине XX в. В 2004 году Всемирная Туристская Организация (The World Tourism Organization) отметила необходимость развития индустрии обучающего туризма с использованием выгод широкого диапазона об- разования и применением доступных методов [6, с. 64].
Для определения термина «образовательный туризм» необходимо рассмотреть понятия «образование» и «туризм» в качестве отдельных процессов. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в РФ», образование — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [6, с. 65].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авагян А. А. Образовательный туризм в России: современное состояние и перспективы развития //Сервис plus. – 2019. – Т. 13. – №. 3. – С. 21-30.
2. Анисимова Д. А. Особенности и виды обучающего туризма //Трибуна ученого. – 2021. – №. 6. – С. 290-294.
3. Бардашевич А. Н. Туризм как образовательная технология //Проблемы современной экономики. – 2018. – №. 2 (66). – С. 237-241.
4. Гусейнова А. Г. Сущность понятия «образовательный туризм» и его основные принципы //Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2015. – №. 4. – С. 64-69.
5. Данилова Л. С. Оценка развития рынка обучающего туризма //Известия Байкальского государственного университета. – 2010. – №. 3.
6. Кириллова С. Л., Пучков Е. А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕГО ТУРИЗМА ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ //ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В XXI-м ВЕКЕ. – 2018. – С. 119-122.
7. Ковалёва А.Н. Педагогический потенциал обучающего туризма в системе непрерывного образования человека: автореф. дис. ...канд. пед. н.. В. Новгород, ФГБОУ ВПО Новгородский гос. ун-т имени Ярослава Мудрого, 2013. URL: http://www.dissercat.com/content/pedagogichesMi-potentsial-obrazovatelnogo-turizma-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya-chelo (дата обращения 02.11.2023)
8. Кузнецова, О.И Международный образовательный туризм как направление социокультурной деятельности [Текст] / О.И. Кузнецова, А.Ю. Фодоря // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2013. — № 32. — с. 9
9. Кузнецова О. И., Фодоря А. Ю. Международный образовательный туризм как направление социокультурной деятельности //Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2013. – №. 32. – С. 60-67.
10. Кущева Н. Б., Иванова М. А. Международный аспект обучающего туризма //Детско-юношеский туризм: образовательные технологии. – 2017. – С. 116-121.
11. Лебедев А.Р. Образовательный туризм как экономическая категория // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2012. №6. С.5.
12. Лунин Э.А. Совершенствование управления образовательным туризмом в РФ: автореф. дис... к.э.н.: 08.00.05. СПб.: Санкт-Петербург. гос. ун., 2009. 156 с.
13. Манеров А. Ш., Шигаев А. В. Технология разработки и продвижение нового туристского продукта //Science Time. – 2016. – №. 10. – С. 175-177.
14. Митрофанов С. В. РОЛЬ ОБУЧАЮЩЕГО ТУРИЗМА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ //Роль образования в формировании экономической, социальной и правовой культуры. – 2014. – С. 97.
15. Мураенко, Е. Д. Образовательный туризм: проблемы определения / Е. Д. Мураенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 992-995. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28446/ (дата обращения: 02.11.2023).
16. Пасынкова Е. В. Роль обучающего туризма в повышении эффективности языкового образования в России //Проблемы развития индустрии туризма. – 2020. – С. 327-331.
17. Погодина, В.Л. Современное состояние и перспективы развития обучающего туризма в России /В.Л. Погодина, В.П. Соломин / Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. №8 (30): Психолого-педагогические науки (педагогика, психология, теория и методика обучения): Научный журнал. – СПб., 2007. - 1,6 / авт. 0,8 п.л
18. Пономарева Т.В. Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты потребителей // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). С. 139—143. URL: http://www.moluch.ru/conf/econ/archive/132/7188/ (дата обращения 20.06.2015).
19. Пономарева, Т. В. Особенности организации молодежного обучающего тура. Проектирование программы тура / Т. В. Пономарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 393-397. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26582/ (дата обращения: 03.11.2023).
20. Пучков Е. А., Кириллова С. Л. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕГО туризма //Проблемы экологического образования в XXI веке. – 2019. – С. 157-162.
21. Разыграев А. А., Мирошина Е. А. Возможности обучающего туризма для молодёжи //Национальная ассоциация ученых. – 2020. – №. 53-2 (53). – С. 39-43.
22. Титов В. П. Современный образовательный туризм в России: проблемы, тенденции и перспективы развития //Дизайн, технологии и инновации в текстильной и легкой промышленности (ИННОВАЦИИ-2016). – 2016. – С. 287-292.
23. Чернышова В. В. Образовательный туризм как вид туризма, его сущность и основные направления //Актуальные исследования. – 2020. – №. 23-2. – С. 26.
24. Шкута А.А., Аракчеева З.В. Образовательный туризм как мощный фактор повышения эффективности образования в высших учебных заведениях // Материалы V Междунар. студ. науч. конф. «Студенческий научный форум». URL: https://tourlib.net/statti_tourism/shkuta.htm.