Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В разнообразной и постоянно развивающей правовой сфере общества правотворчеству отводится основное место. Это, несомненно, можно объяс-нить тем, что именно правотворчество предоставляет жизнь праву, порожда-ет и формирует его. Правотворчество является первоначальной стадией жиз-ни права и включает в свой состав некие импульсы, которые воздействуют на движение права, как в общем, так и на отдельные разновидности. По этой причине довольно очевиден колоссальный интерес общества к процессу правотворчества, предоставляющему формировать акты, как выражение по-литического направления в государственной и правовой политике.
На данный период времени проблема правотворчества является крайне актуальной. В настоящее время наше государство несет на собственных пле-чах сложное бремя изменений и реформ. Изучая эту проблему в условиях современности, нельзя не сказать и об историческом развитии идеи форми-рования правового государства в РФ и попытках ее практического приме-нения. Именно на основании исторического опыта представляется возмож-ным описать базовые закономерности процесса правотворчества.
Одна эпоха сменяла другую, на смену одним государствам приходили другие, но изменения не коснулись основной цели: обеспечение правопоряд-ка, развитие различных общественных процессов и норм права. Гарантией процветания общества выступает его стабильность, следовательно, ее обес-печение является главной целью государства.
Процесс создания законов – самое важное направление деятельности каждого государства. Это интеллектуальная деятельность требует наличие особых умений и знаний, которые связаны с осуществлением имеющихся в стране норм права. По итогам работы законодателей, по созданным норма-тивно - правовым актам, судят о государстве в целом, уровне его демокра-тии, культуре, экономической составляющей. Тема законодательного про-цесса, на данный момент, как никогда актуальна, так как каждое государство ставит перед собой цель укрепить его правовую систему.
Для поддержания правопорядка в современном государстве использу-ются, прежде всего, законы, занимающие отдельное место в системе норма-тивноправовых актов. Во-первых, законы принимаются в целях регулирова-ния важнейших общественных отношений и по важным вопросам обще-ственной и государственной жизни. Во-вторых, законы имеют более слож-ный процесс их принятия в отличие от остальных нормативно-правых актов, так как для их принятия, изменения и дополнения имеется четкий строго ре-гламентированный порядок. Российская Федерация является федеративным правовым государством, что позволяет субъектам РФ принимать собствен-ные законы в пределах предметов совместного (ст. 72 Конституции РФ) или остаточного (ст. 73 Конституции РФ) ведения.
Конституция РФ, устанавливая единую систему публичной власти, за-крепляет фундаментальные положения, регулирующие процессуальные тре-бования, предъявляемые к законотворческому процессу, как на федераль-ном, так и на региональном уровне. Закон и производные от него понятия (законность, законопроекты, законно, законодательный, законодательство и др.) используются в тексте Конституции РФ более чем 60 раз. Однако опре-деление законотворческого процесса и его структуры в настоящее время остается дискуссионным, что подчеркивает актуальность исследования науч-ных позиций по заявленной проблеме.
Цель исследования – изучить и проанализировать современные про-блемы законодательного процесса в субъектах Российской Федерации.
Задачи исследования:
1) изучить понятие федерального законодательного процесса;
2) раскрыть участие субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе;
3) рассмотреть особенности законодательного процесса в субъектах РФ;
4) проанализировать актуальные проблемы законодательного процес-са в субъектах РФ.
Объект исследования ‒ общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением законодательного процесса как системной и упорядочен-ной процедуры принятия, изменения либо прекращения действия законов компетентными органами государственной власти.
Предмет исследования - конституционные нормы, закрепляющие зако-нодательный процесс в Российской Федерации.
Методологическую основу работы составляют современные методы познания, включая как общенаучные (диалектический, системно-структурный), так и специальные (нормативно-логический, формально-юридический).
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: СУЩНОСТЬ И ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1.1 Понятие законодательного процесса в Российской Федерации
Законодательный процесс выступает одним из ключевых направлений деятельности государства, в ходе которого решаются задачи, обладающие ценным значением для государства, общества и личности. От качества зако-нодательного процесса, полноты его правового регулирования, состояния и результативности напрямую зависит достижение глобальной цели государ-ства - формирование правового государства и гражданского общества.
Существующие в юридической доктрине взгляды на содержание зако-нодательного процесса позволяют выделить два основных подхода.
Сторонники первого подхода характеризуют законодательный процесс лишь в ракурсе деятельности законодательного органа. Так, в рамках дан-ного подхода законодательный процесс представляет собой комплекс урегу-лированных законом процессуальных действий высшего законодательного органа государственной власти и законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, направленных на принятие законов и включающих в себя ряд последовательных, логически завершенных ста-дий, начиная от внесения законопроекта на рассмотрение и заканчивая при-нятием закона . Другая группа ученых, в том числе С.А. Авакьян, понимают законодательный процесс в виде упорядоченной совокупности процедур и действий, в результате которых происходит принятие и вступление в силу закона государства . При этом, в отличие от сторонников первого подхода, С.А. Авакьян отмечает, что непозволительно ограничивать законодательный процесс деятельностью только одного субъекта - законодательного органа . Иные субъекты также являются активными участниками законодательного процесса.
По нашему мнению, достоинство второго подхода к пониманию зако-нодательного процесса состоит в том, что в нем отражено участие в законо-дательном процессе не только непосредственно законодательного органа, но и деятельность иных субъектов. Кроме того, сторонники данного подхода включают в законодательный процесс такие дополнительные этапы, как все-народное обсуждение или публичные слушания, общественная экспертиза и др.
Анализируя содержание стадий законодательного процесса в совре-менной России, выделим следующие проблемы:
1. Говоря о стадии законодательной инициативы, следует отметить, что существуют дискуссии по вопросу расширения состава субъектов законода-тельной инициативы. Первая группа ученых считает целесообразным рас-ширить данный состав. Так, Ю.Г. Арзамасов отмечает, что правом законо-дательной инициативы следует наделить уполномоченных по правам челове-ка по аналогии с субъектами Федерации, где региональным уполномочен-ным по правам человека предоставлено это право .
С точки зрения М.Б. Румянцева, «предоставление права законодатель-ной инициативы столь широкому кругу субъектов свидетельствует о демо-кратичности конституционных предписаний, но это одновременно порожда-ет и серьезные трудности, связанные с невозможностью качественной реали-зации указанного права» .
Другая группа ученых считает, что количество субъектов законода-тельного процесса следует сократить. Так, по мнению А.А. Ищенко, большое число субъектов законодательной инициативы обуславливает принятие низ-кокачественных законов .
По мнению А.С. Борисова, взамен индивидуального права законода-тельной инициативы для депутатов Государственной Думы правильнее предусмотреть коллективное право .
2. Что касается проблемы исполнения законодательных актов, необ-ходимо отметить, что в действующем законодательстве нет никакого меха-низма, который смог бы обеспечить надлежащее исполнение указаний при-нятого акта. В настоящее время в России существует ситуация, когда благо-получно принятые законодательные акты после вступления в законную силу фактически не исполняются.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Рос. газ. – 2020. – 04 июля.
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполни-тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета от 19 октября 1999 г. № 206.
3. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации: федер. закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ / Официаль-ный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru
4. Конституция Чувашской Республики: принята Госсоветом Чуваш-ской Республики 30.11.2000 // Собр. законодательства Чувашской Республи-ки. 2000. № 11-12, ст. 442.
5. Уставный закон Калининградской области от 22.04.2010 № 439 «О Калининградской областной Думе» (ред. от 29.12.2021) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/895255753 (дата обращения 07.11.2023).
6. Закон Калининградской области от 11.03.2011 № 3 «О порядке подготовки, принятия, обнародования и вступления в силу законов Калинин-градской области» (ред. от 27.10.2021) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/453101636 (дата обращения 07.11.2023).
Научная литература
7. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. М.: Норма; ИНФРА-М, 2021. Т. 2. 936 с.
8. Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. М.: Юстицинформ, 2017. 640 с.
9. Арзамасов Ю.Г. Теория и практика ведомственного нормотвор-чества в России: монография. М.: Юрлитинформ, 2017. 480 с.
10. Артамонов Н. А. Законодательный процесс в Российской Феде-рации (теоретические аспекты): монография. Ростов н/Д.: РЮИ РПА Миню-ста России, 2014. 97 с.
11. Борисов А.С., Меркулов П.А. Некоторые проблемы современно-го правотворчества в России // Социум и власть. 2015. № 3 (53). С. 65-70.
12. Золотухина Т.А. О структуре законотворческого процесса в Рос-сии: стадии и этапы // Общество: политика, экономика, право. 2019. № 2. С.49-50.
13. Ильин В.В. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации // Столыпинский вестник. 2021. Т. 3. № 3. C. 25-32.
14. Ищенко А.А. Законодательный процесс как формирование общей государственной воли // Гражданин. Выборы. Власть. 2019. № 1 (11). С. 154-165.
15. Керимов Д.А. Законодательная техника: Научно-практическое пособие / под ред. Ю.А. Тихомирова. - М.: РГБ, 2006. С.78.
16. Кочетков А.В. Стадии законодательного процесса как формы проявления правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2017. № 4. С.153.
17. Кравцова Е.А. Планирование законодательного процесса как часть законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации // Конституционное и муници-пальное право. 2018. № 1. С.48.
18. Кулешова Н.Н. Механизмы и формы осуществления законода-тельного процесса // Школа Науки, 2018. № 5 (5). С. 32-34.
19. Морозова А.С. Некоторые аспекты реализации права законода-тельной инициативы в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 1. С.50.
20. Нимарицына О.Ф. Понятие законодательного процесса в субъек-тах Российской Федерации // Меридиан: научный электронный журнал. 2019. № 15 (33). С. 465-467.
21. Плотникова П. П. Институт народной законодательной инициа-тивы: необходимы ли поправки в конституцию РФ? // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 5 (130). С. 30-36.
22. Правотворческий процесс: некоторые аспекты понятийно-категориального аппарата / Ф.Х. Даова [и др.] // Вопросы экономики и пра-ва. 2018. № 125. С. 24-28.
23. Румянцев М.Б. Правотворчество в Российской Федерации: моно-графия. Чебоксары: ИД «Среда», 2019. 324 с.
24. Савченко М. С. Правовые основы и особенности реализации населением муниципальных образований форм непосредственной демокра-тии // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 4(34). С. 196-202
25. Сизых Г.В. Проблемы законодательного процесса в Российской Федерации // МНСК-2019. Государство и право: материалы 57-й Междунар. науч. студ. конф. Новосибирск: Новосибирский нац. исследовательский гос. ун-т, 2019. С. 206-207.
26. Филатов С.В. Правотворческий процесс: понятие, стадии, прин-ципы // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 8.С.38.
27. Югов А.А. Структура законотворческого процесса как целостной системы // Российское право: образование, практика, наука. 2018. № 6. С.14.
Интернет-ресурсы
28. Проект федерального закона №460730-7 (в архиве) // Режим до-ступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/460730-7.
29. Проект федерального закона №20220-5 (в архиве) // Режим до-ступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/20220-5.
30. Проект федерального закона №278436-4 (в архиве) // Режим до-ступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/278436-4
31. Законодательное Собрание Кировской области : официальный сайт. - URL: http://www.zsko.ru/ (дата обращения: 28.11.2022). - Текст : элек-тронный.
32. Курганская областная Дума : официальный сайт. - URL: http://www.kurganoblduma.ru/ (дата обращения: 06.11.2023) - Текст : элек-тронный
33. Законодательное Собрание Свердловской области : официальный сайт. - URL: http://zsso.ru/(dama обращения: 06.11.2023). - Текст : электрон-ный.