Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема общения младших школьников достаточно актуальна, поскольку общение - важная часть жизни школьника. Известно, что их отношение к окружающему миру, к взрослым и сверстникам постоянно меняется. В настоящее время педагоги, социологи и психологи выделяют негативную тенденцию с появлением и расширением коммуникационного пространства через компьютерную сеть, ухудшается отношение детей к непосредственному общению.
Формирование личности происходит именно в младшем школьном возрасте. От того, насколько легко ребенок сможет общаться и контактировать с окружающими его людьми, зависит его дальнейший успех в учебе, работе и в какой-то степени определяется в жизни. И именно в этот период формируется способность брать на себя ответственность за свой язык и правильно его организовывать, выстраивать отношения с окружающими людьми.
Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность. Понимать ценность сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности. Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым он будет следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств. А характер речи и экспрессивного общения будет определять меру самостоятельности и степени свободы ребенка среди окружающих на протяжении всей его жизни. Поэтому необходимо знать причины затрудненного общения у младших школьников, чтобы своевременно проводить с ребенком коррекционную работу.
Возникновение ситуаций с трудностями в общении обусловлено формированием человеческого сообщества, особенностями развития личности в определенной социальной среде, социально-психологической природой общения, механизмами рефлексии и взаимодействия. Проблема трудного общения интенсивно разрабатывалась в социальной психологии в течение последних 20 лет. Внимание ученых и практиков к этой области объясняется сложностью феномена комплексной коммуникации, многогранностью его форм и сфер проявления.
Наиболее активными являются исследования педагогического общества. Нарушения и барьеры, возникающие в процессе педагогического общения, влияют на характер взаимоотношений учителя и ученика, особенности личностного развития ученика. Эта проблема рассматривалась в работах таких ученых, как Г. Лассвелл, Д. Кати, Л. Ли, В.Ф. Ломов, М. Андерсен, А.А. Климов. Основная проблема заключается в изучении психологических особенностей общения младших школьников. Существует противоречие между ролью, которую общение играет в жизни ребенка, и недостаточным вниманием учителя начальной школы к развитию этой деятельности. Учитель начальной школы ставит перед собой цели, связанные со знаниями, навыками и способностями. Основным видом деятельности начальной школы является учеба.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, психологов, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить особенности мышления младших школьников, испытывающих трудности в общении.
Объектом исследования является процесс изучения особенностей мышления младших школьников, испытывающих трудности в общении.
Предметом исследования являются основы и принципы особенностей мышления младших школьников, испытывающих трудности в общении.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление благоприятных условий для изучения особенностей мышления младших школьников, испытывающих трудности в общении.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть общение младших школьников в трудах отечественных и зарубежных психологов;
- изучить особенности общения младших школьников и трудности, возникающие в процессе межличностного общения;
- детально проанализировать нарушение самооценки, как одну из причин коммуникативных проблем младших школьников;
- проанализировать актуальность, цели и задачи коррекционной программы;
- разработать тематический план коррекционной работы;
- изучить рекомендации по улучшению мышления младших школьников при межличностном общении.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по психологии и преподаванию, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1 Исследования общения у младших школьников в трудах отечественных и зарубежных психологов
Ученик неполной средней школы - это человек, который активно овладевает коммуникативными навыками. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей - одна из важнейших задач развития на этом возрастном этапе.
Этим вопросом занимались многие психологи и педагоги, которые на основании результатов специальных исследований выяснили, что отношение к друзьям и понимание дружбы в младшем школьном возрасте имеют определенную динамику, которая заключается в следующем. В период адаптации к школе общение с одноклассниками у первоклассников отходит на второй план. Дети настолько поглощены своим новым статусом и обязанностями, что почти не замечают своих одноклассников. Наблюдения показали, что поначалу дети, кажется, избегают даже прямого контакта друг с другом, каждый из них по-прежнему сам по себе. И дети вступают в контакт друг с другом через учителя. Но постепенно дети начинают интересоваться делами класса, что выражается только в стремлении к обществу сверстников, в желании делать вместе все, что делают другие. Однако до сих пор нет ярко выраженной избирательности в выборе друга. Выбор определяется внешними причинами: с кем он играет, сидит за одной партой, видит себя чаще других. В этом возрасте больше внимания уделяется поведению, чем личностным качествам. В этот период дружеские отношения возникают легко и быстро формируются [12].
В возрасте от восьми до девяти лет дети считают друзьями тех, кто помогает им, отвечает на их запросы и разделяет их интересы. Постепенно, по мере того как ребенок осваивает реалии школы, у него формируется система личных взаимоотношений в классе. Данные социометрических исследований показывают, что положение студента в системе сложившихся межличностных отношений определяется рядом факторов, общих для разных возрастных групп.
Дети, получающие наибольшее количество вариантов выбора от одноклассников («звезд»), отличаются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, обладают хорошими способностями, отличаются инициативностью и фантазией, девочки отличаются привлекательной внешностью.
Группа учеников, занимающая невыгодное положение в системе личных отношений в классе, также имеет некоторые сходные характеристики: дети испытывают трудности в общении со сверстниками, не ладят, что проявляется в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости и замкнутости.
Навыки межличностного общения у младших школьников развиты недостаточно, поэтому есть дети со сниженной социальной активностью, склонные к одиночеству. А некоторые дети используют неудачные социальные стратегии в отношениях со своими сверстниками. Этому вопросу уделялось внимание в трудах В.П. Вахтерова, он выделил четыре типа такого поведения: подхалим, клоун, псевдо-взрослый и хулиган. Подхалим пытается купить дружбу лестью и прямым подкупом. Клоун становится любимцем учителя, потому что учитель - единственный человек, к чьему сердцу он находит ключ. Хулиган ищет компанию слабых детей, которых он может терроризировать и угнетать, потому что он не может иметь дело с равными. Так второклассники оценивают своих сверстников по внешним качествам, а также по тем, на которые учитель чаще всего обращает внимание [17].
В конце начального школьного возраста, в возрасте от девяти до десяти лет, критерии применимости несколько меняются. В этом возрасте также становятся важными определенные личностные качества: независимость, уверенность в себе, честность. Примечательно, что показатели, связанные с обучением, менее актуальны для третьеклассников и отходят на второй план.
Следует отметить, что, как правило, с возрастом у детей повышается полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Но к концу этого возрастного периода, то есть у третьеклассников, адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается, даже по сравнению с дошкольниками. Эта теория была подтверждена в исследованиях А.Н. Монтьева, в которых говорилось, что дети, занимающие безопасную позицию в классе, склонны ее недооценивать и, наоборот, считают свою позицию вполне приемлемой при неудовлетворительных показателях. Это говорит о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своего рода качественная перестройка как самих межличностных отношений, так и их сознания.
Общение становится более свободным, отношения вне школы становятся более определенными, чувство симпатии становится достаточно устойчивым. Младший школьник защищает свою личность еще и тем, что «хочет сохранить престиж своей гендерной идентичности; дети предвзяты в группах мальчиков и девочек - ребенок выстраивает для себя «идеальную» модель поведения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аристова И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля. - Владивосток: Издательство ДВГУ, 2003. - 105 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2002. - 416 с.
3. Байгазова Р.В., Каримова Л.М. Взаимосвязь социометрического статуса и эмоционального состояния младших школьников //Наука в школе и вузе: Материалы республиканской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Часть II. - Бирск: Бирск. гос. соц. - пед. акад., 2012. - С.289 .
4. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком само-го себя // Вопросы психологии. - 1990. - № 8.
5. Блонский П.П. Психология младшего школьника: Избран.психолог. труды / Под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской.- М.; Воронеж: МПСИ: НПО»МОДЭК», 2006.- 631 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1995. - 352 с.
7. Вербина Г.Г. Психология эмоций. - Чувашия: Издательство Чувашский государственный университет, 2008. - 308 с.
8. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 180 c.
9. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2001. - 368 с.
10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2-х частях. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. - 343 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.В.В. Давыдова. М.: 1999.- 560с
12. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов.- М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
13. Гинецинский В.И. Пропедевтический курс общей психологии: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб. университета, 1997. - 190 с.
14. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М., Просвещение, 1972.
15. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1999. - 464 с.
16. Запорожец А.В. Эмоции и их роль в регуляции деятельности: Тезисы докладов к V Всес. Съезду психологов СССР. - М.: Просвещение, 1977. - 230 с.
17. Изард К.Е. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000. - 250 с.
18. Изард К.Е. Эмоции человека. - М.: издательство МГУ, 1980. - 230 с.
19. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. - СПб: Речь, 2005. - 400с.
20. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. -Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 442 с.
21. Ковалец И.В. Азбука эмоций. - М.: Владос, 2004. - 136 с.
22. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-методическое пособие для педагогов и психологов. - Минск: ООО «ФУА информ», 2003. - 312 с.
23. Крайг Г. Психология развития/ Пер.с англ. Н. Мальгина и др. .-7-е международ. изд-е. - СПб.: Питер, 2002. - 988 с.
24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособ. для студ. высш. спец. учеб. завед. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2008. - 464 с.
25. Кэррол Э.И., Изард К.Е. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999. - 460 с.
26. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. - 2-е изд. - Т.3. - М.: Просвещение, 1982. - 360 с.
27. Матюхина М.В. Психология младшего школьника. Учеб. пособ. для студ. заочников факультетов подготовки учителей начальных классов. - изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1976. - 207 с.
28. Младший школьник, его развитие и воспитание /Под общ. ред. П.Ю. Сироткина, А.Н. Хузиахметова. - Казань: изд-во Дом печати, 1998. - 211 с.
29. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студентов вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
30. Немов Р.С. Психология. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - Т.1. - 688 с.
31. Никольская И.М. Психологическая диагностика, коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний у младших школьников: Автореф. дис. ...канд. наук. - СПб., 2001. - 30 с.
32. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. - СПб.: Питер, 2004. - 268 с.
33. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. по дисц. «Возрастная психология» для студ. вузов / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт: МГППУ, 2010. - 460 с.
34. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций. - Спб.: Издательство «РЕЧЬ», 2008. - 174 с.
35. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Учеб.пособие. - М.: «Академия», 2002.- 272 с.
36. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1999. - 464 с.
37. Психология детства: учебник / Под ред. А.А.Реана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 350 с.
38. Психология мотиваций и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006. - 704 с.
39. Психология развития. Учебник для студентов высших педагогических и психологических учебных заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 352 с.
40. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. - СПб: Питер, 2002. - 544 с.
41. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. - 651 с.
42. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 288 с.
43. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Просвещение, 1987. - 325 с.
44. Реан А.А., Коломинский, Я.Л. Социально-педагогическая психология. - СПб.: Питер, 1999. - 400 с.
45. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности: Учеб.-метод. пособие. - Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999. - 257 с.
46. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие. - М.: Аспект пресс, 2001. - 460 с.
47. Флейк-Хобсон, К., Робинсон, Б., Скин, П. Развитие ребенка и его отношении с окружающими. - М., 1993. - 464 с.
48. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2005. - 353 с.