Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: Государственный механизм - это система упорядоченных государственных органов взаимодействующих с общественными структурами, осуществляющих свои внутренние и внешние функции и задачи. Следует отметить, что каждый государственный орган отличается объемом и характером специальной компетенции, формами и видами деятельности и имеет свое место в общей структуре государственного устройства.
Важнейшие сферы жизнедеятельности общества регулируются посредством деятельности органов исполнительной власти, которые, согласно принципу разделения властей в Российской Федерации, являются одним из главных направлений осуществления государственной власти в стране. От того, насколько эффективно будет организовано взаимодействие исполнительных органов власти между собой, по итогу будет зависеть уровень жизни населения страны, гарантия осуществления законных прав.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие связи с деятельностью органов государственной власти в субъектах Российской Федерации.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие правовой статус органов государственной власти в субъектах Российской Федерации.
Цель исследования – провести анализ конституционно-правовых основ организации государственной власти в субъектах Российской Федерации.
Для достижения этой цели предлагается решить следующие задачи:
1. Проанализировать характерные черты органа публичной власти.
2. Раскрыть проблему определения места органы государственной власти субъектов РФ в единой системе публичной власти.
3. Раскрыть конституционно-правовой статус законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
4. Привести общую характеристику правового статуса органов исполнительной власти субъектов РФ.
Методологическую основу методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально-логический метод, формально-юридический метод, историко-правового анализа, сравнительного правоведения, метод системного анализа и некоторые другие.
Теоретическую основу курсовой работы составляют такие ученые как Баглай М. В., Белоцеркович Д. В., Братановский С. Н., Власов В. А., Гильмуллин А. Р., Заверткина Е. В., Карпухин Д. В., Кислинская А. Д., Комкова Г. Н., Куракин А. В., Маторина Е. И., Ноздрачев А. Ф. и других авторов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Характерные черты органа публичной власти
Российская Федерации провозглашает себя государством демократическим и правовым, закрепляя нормами Основного закона, носителем суверенитета и единственным источником власти многонациональный народ, который реализует публичную власть посредством референдумов, выборов, проявляя народовластие в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Таким образом, рассматривая, представленные в Конституции РФ способы реализации публичной власти, можно констатировать о двух разновидностях ее осуществления - прямой демократии или через органы государственной власти, т.е. представительной .
Однако, по мнению правоведов, содержание понятия публичной власти законодателем не раскрыто полностью, несмотря на то, что организация публичной власти определяется в ведение РФ. В Конституции РФ довольно подробно обозначена система конституционных органов публичной власти, в которую входят органы публичной государственной власти, органы публичной муниципальной власти, органы публичной общественной власти и органы публичной международно-правовой власти, в свою очередь, подразделяющиеся на виды, в том числе, и в регулирующем их деятельность законодательстве.
Таким образом, имея в Основном Законе страны все атрибуты реализации народовластия посредством прямой и представительной демократии, проблемой является понимание правовой сущности определения органов публичной власти, регламентации их законодательством.
К органам публичной власти законодатель относит не только органы местного самоуправления и органы государственной власти, указывая в нормах законодательства, на существование в единой системе публичной власти, других институтов, причем, используя глагол «составляют», что подразумевает их конкретное образование, в самых разнообразных видах.
Конечно, характерным признаком органов публичной власти является непосредственное отношение к вопросам принуждения, реализации власти, вытекающее из природы данного явления. Но, при установлении демократической формы правления, важным, для определения органов публичной власти является их формирование и обозначение задач решаемых для достижения определенных целей.
Поэтому, орган публичной власти может быть представлен, как созданная на основе законодательства социальная организация, с полномочиями осуществления публичной власти, функционирование которой определено и отвечает запросам общества и направлено на защиту конституционных гарантий и ценностей.
Таким образом, рассматривая публичную власть, как единую систему, в которой не может быть обособленных органов ее реализующих, важно при определении органов публичной власти, обозначить общие характерные черты, им присущие, рассмотрев специфику осуществления публичной власти государственными, муниципальными, общественными органами.
Так, основными характерными чертами, присущими органам публичной власти, можно обозначить: законность реализации публичной власти, обусловленная необходимостью создания и регулирования деятельности органов ее осуществляющих, в зависимости от форм образования видов оказания воздействия на общество, преследующие единую цель защиты национальных интересов и потребностей граждан, направленных на обеспечение благосостояния. Таким образом, социальный характер публичной власти и осуществляющих ее органов, в соблюдении принципа народовластия, определяет предназначение ее, как средства реализации власти народа, что отмечено в трудах правоведа С.А. Авакьяна, и предполагает разделение органов публичной власти на категории в соответствии с назначением в принятии решений, взаимодействия по оформлению задач и их исполнением . Законность осуществления органами публичной власти обусловлена регламентации их создания и деятельности, определенной законодателем, на основе конституционных принципов.
Еще одним характерным признаком, является формирование организационной структуры, наделенной соответствующими полномочиями, что обеспечивается внутрисистемным правовым актом, на основании решения данного органа. Например, организационные моменты такого органа публичной власти, как Государственная Дума, регламентированы Положениями об Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного ее Председателем.
Одним из важнейших признаков, характеризующих деятельность органов публичной власти является легитимность, то есть осуществление публичной власти на основе доверия, сформировавших орган публичной власти, граждан, с поддержкой принимаемых им властных решений. Примером может быть, формирование Государственной Думы, посредством выборов ее депутатов народом, реализующим принцип народовластия своим решением отдать голос в поддержку того претендента, которому выражается доверие, что гарантировано в Основном законе страны и обеспечивается правовыми нормами законодательства.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Официальные документы, нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации: Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Российская газета от 27 декабря 2021 г.
3. О структуре федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 (ред. от 20.10.2022) // Собрание законо-дательства РФ. — 2020. — № 4. — Ст. 346.
Научная и учебная литература, материалы периодической печати, интернет-источники
4. Авакьян, С. А. Структура публичной власти в России: проблемы формирования и развития / С.А. Авакьян // Вестник Сибирского юридиче-ского института МВД России. – 2018. – № 4 (33). – С. 7—13.
5. Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности Юриспруденция / В. Я. Кикоть. Н. В. Ру-мянцев, П. И. Кононов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2017. – 562 с.
6. Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право Рос-сии. Общая часть: учебник для вузов / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий. – М.: Зерцало–М, 2018. – 561 с
7. Баранов, П.П. Публичная власть и ее конституционная легитим-ность в современной России: доктрина и практика / П.П. Баранов // Админи-стратор суда. – 2017. – № 4. – С. 8–13.
8. Безруков, А.В. Формирование и функционирование конституци-онно–правового механизма обеспечения правопорядка органами публичной власти России: монография / А.В. Безруков. – М.: Юстицинформ, 2016. – 288 с.
9. Бельский, К. С. О функциях исполнительной власти / К.С. Бель-ский // Государство и право. – 1997. – № 3. – С.15.
10. Гильмуллин, А. Р. О правовой доктрине в исполнительной ветви власти / А. Р. Гильмуллин // Правовое государство. –2017. – № 1. – С. 79.
11. Звягинцева, Д. В. Понятие и правовая природа исполнительной власти / Д.В. Звягинцева, И.В. Кудряков // SCIENCETIME. – 2016. – № 5 (29). – С. 198.
12. Исаханов А.Р. Концепция разделения властей Джона Локка / А.Р. Исаханов // Молодой ученый. – 2021. – № 22 (364). – С. 309–310.
13. Колмакова И.Д. Особенности реализации региональной политики в Российской Федерации /И.Д. Колмакова, Е.М. Колмакова, А.С. Микрюко-ва. Управление, экономика и общество – 2020: проблемы и пути развития. Сборник статей участников Международной научно–практической конфе-ренции. – Челябинск, 2020. – С. 63–66.
14. Колмакова И.Д. Парламентский контроль в Российской Федера-ции / А.С. Злобина, И.Д. Колмакова // Общество, экономика, управление. – 2021. – Т. 6. – № 2. – С. 5–9.
15. Конституционное право РФ: учебник для бакалавров / И.А. Ум-нова, И.А. Алешкова; Российская академия правосудия. 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 554 с.
16. Лебедев, В. А. Народовластие и публичная власть / В.А. Лебедев // Конституционное и муниципальное право. – 2021.– № 3. – С. 3–6.
17. Лебедев, В. А. Публичная власть в субъектах РФ: понятие, прин-ципы, система / В.А. / В.А. Лебедев // Конституционное и муниципальное право. – 2022. – № 6. – C. 31–36.
18. Лебедев, В. А. Система органов законодательной и исполнитель-ной власти в субъектах Российской Федерации: становление и развитие / В.А. / В.А. Лебедев // LexRussica (Русский закон). – 2016. – № 3. – C.82–90.
19. Наумкина, В.В. К вопросу о статусе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации / В.В. Наумкина // Современное право. – 2019. – № 11. – С. 11 –14.
20. Ноздрачев, А. Ф. К 25–летию Конституции Российской Федера-ции. Гражданин и исполнительная власть: конституционные основы взаимо-отношений / А. Ф. Ноздрачев // Административное право и процесс. –2018. – № 12. – С. 21.
21. Спиридонов, А.А. Государственный, муниципальный и обще-ственный контроль: содержание и соотношение понятий с позиций конститу-ционного права / А.А. Спиридонов // Актуальные проблемы российского права. – 2022. – Т. 17. – № 5. – С. 33–45.
22. Станкин, А.Н. О некоторых особенностях принципа разделения властей в России / А.Н. Станкин // Вектор науки Тольяттинского государ-ственного университета. Серия: Юридические науки. – 2018. – № 4 (35). – С. 33–37.
23. Супонина, Е.А. К вопросу о соотношении понятий «государ-ственное управление» и «исполнительная власть» / Е.А. Супонина // Полити-ка, государство и право. – 2016. – № 4. – С. 75.
24. Чертков, А.Н. «Симфония властей» как доктринальная основа триумвирата подсистем публичной власти / А.Н. Чертков // Публичная власть. – 2022. – С. 41–46.