Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность политической социализации молодежи. Проблема социализации молодежи считается серьезной и актуальной практически в каждом обществе. Процесс формирования личности является важным фактором устойчивого социального развития. Существует множество планов социализации, исследований и концепций молодого поколения на территориях стран по всему миру. В целом формулируются теоретические и методологические структуры, направленные на обеспечение усвоения молодыми людьми социальных ценностей и социальных норм поведения.
Любой критический период национального развития обычно сопровождается разрушением традиционной системы ценностей, что является моральным кризисом. Однако сегодня позитивные изменения наблюдаются и в Ростовской области. Правительство приняло законы, направленные на защиту прав и свобод граждан, создание различных общественных организаций и обеспечение свободы СМИ. Однако существует опасность возврата к старой системе. Некоторые особенности национального менталитета и определенная мифичность исторического сознания Ростовской области указывают на культ личности и создают основу для возможного перехода от формирующейся демократии к автократическому режиму.
Особенностью сущности таких объединений служит претензия на участие в политических процессах в роли полноправных субъектов. Задача их заключена в вовлечении молодежи в политические процессы, а значит, в определенной степени они оказывают влияние на их политическую социализацию.
Итак, актуальность исследования заключена в социальной значимости молодежных движений, интересе научного сообщества к данной проблематике, а также в недостаточной ее изученности.
Объектом исследования выступают новые тенденции в процессе российской молодежи в современных условиях.
Предметом исследования является изучение специфических особенностей процесса посредством анализа деятельности движений и школьного обществоведческого образования как институтов данного процесса.
Цель работы – рассмотреть политическую социализацию молодежи Ростовской области.
Задачи исследования:
- рассмотреть политическую социализацию молодежи;
- охарактеризовать молодежные политические организации и движения в России;
- изучить государственную программу Ростовской области;
- определить государственную поддержку детских и молодежных объединений;
- рассмотреть поддержку социально значимых инициатив.
Методологическую базу исследования составили общенаучные и специальные методы исследования. Институциональный метод применялся для рассмотрения молодежных движений как политико-социальных институтов. Исторический метод был применен в целях изучения деятельности и значения молодежных движений, функционировавших в прошлом. Метод научной классификации был применен при упорядочении организаций по определенным свойствам и критериям.
Источниковую базу исследования составили нормативно-правовые акты, определяющие деятельность молодежных организаций; уставные и программные документы молодежных организаций на интернет-сайтах, где находятся сведения информационного характера, позволяющие провести объективный анализ идеологических платформ, мероприятий, акций, проводимых движениями, их связь с партиями.
Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы.
1. Теоретико-методологические аспекты молодёжного политического движения в современной России
1.1 Политическая социализация молодежи
Термин «политическая социализация» появился в научно-исследовательской практике с середины ХХ века и связан с изучением процесса развития и формирования личного политического сознания. Д.Истон и Г.Г. Хайман впервые использовал этот термин в своей работе по изучению концепции политической адаптации человека. Они интерпретировали политическую социализацию как процесс обучения индивида определенным социальным ролям и практикам, которые он должен выполнять в области политической деятельности и его взаимодействия с политической системой и ее институтами .
Таким образом, через политическую социализацию мы поймем процесс, посредством которого люди усваивают определенные политические знания, ценности и нормы и перенимают политический опыт и навыки предыдущего поколения. Это помогает индивиду сформировать политическую картину мира с конкретными социальными характеристиками, политическими идеями, опытом политической деятельности и формами общения, позволяет ему участвовать в политической жизни общества, дает ему возможность контролировать определенные политические процессы и анализировать их, а также позволяет ему делать сознательный выбор в политической поле. Политическая социализация не только помогает человеку усвоить господствующую политическую идеологию и реальность, но и формирует у человека мотивацию выражать свою собственную активность в политической деятельности, что может быть достигнуто с помощью различных политических мероприятий.
Понимание социального участия и самоидентификация индивидов как участников политической жизни страны, сформированные путем ассимиляции и принятия социально-политической реальности, обеспечивают стабильное существование и развитие политической системы, а также позитивное отношение к институтам политической власти и политическим процессам. То, как и при каких условиях будет происходить процесс политической социализации, напрямую зависит от его факторов. Среди этих факторов выделяются следующие категории: крупномасштабные факторы - включая мировую систему политических отношений, процесс глобализации, международные отношения и взаимодействие в политической сфере, непосредственно влияют на политическую ситуацию каждой страны, тем самым влияя на ее жителей; крупномасштабные факторы - страна, этнические сообщества, государство и гражданское общество и взаимоотношения между ними, они оказывают большое влияние на процесс политической социализации; средний фактор - общество принадлежит населению и профессиональным сообществам больших социальных групп, возрастных групп, средств массовой информации, влияют на усвоение личной политической культуры страны; микро-фактор – семейные отношения человека, друзья и компаньоны, неформальная общественная .
Политическая социализация молодежи играет жизненно важную роль в обеспечении непрерывного функционирования и развития власти и политических институтов, и она постоянно меняется от поколения к поколению – это также одна из ее основных функций. В то же время процесс политической социализации молодежи не только отвечает за усвоение подрастающим поколением социально-политических основ и ценностей, но и предоставляет возможность гражданам формировать гармоничные отношения. Эти отношения проявляются в их сплоченности, патриотизме и чувстве единства. Следовательно, воспроизводство социально-политических и культурных систем напрямую зависит от эффективности процесса политической социализации, который помогает обеспечить полную интеграцию индивидов в социальные отношения и взаимодействия. Изучая формирование личности в социально-политической сфере, А.И. Щербинин выделяется в процессе политической социализации, политического воспитания и политпросвещения. Он считает, что функция политической социализации заключается в воспроизведении устоявшихся стереотипов восприятия и поведения в политической сфере у каждого нового поколения индивидов. Политическое образование отвечает за адаптацию молодого поколения к текущему политическому миру и условиям, характеризующимся определенным периодом времени, поэтому баланс политической системы также поддерживается. Политическое образование, в свою очередь, помимо очевидных функций, предоставляет возможности для развития интеллектуальных и критических навыков подрастающего поколения, которые они используют в процессе понимания окружающей политической реальности, и возможность внедрения любых инновационных мероприятий в политическую жизнь страны.
Многие ученые изучали процесс политической социализации с разных сторон и через призму разных аспектов. Следовательно, Т.Лукман и в своих работах П.В. Бергер выделил две стадии политической социализации личного опыта – первичную и вторичную. Первичный этап понимается как процесс усвоения набора глубоко укоренившихся традиций, ценностей и норм в социально-политической сфере на основе влияния старшего поколения на молодое поколение. Этот сдвиг в политической ценностной ориентации происходит во время социального взаимодействия индивидов с определенными социально значимыми темами в их жизни, такими как семья, школа и т.д. Являясь основным институтом социализации человека, она влияет на процесс приобщения индивидов к устоявшейся социальной и культурной системе .
По мнению ученых, второй этап означает, что человек приобретает новые знания и навыки в политической сфере, а также определенный опыт, приобретенный на основе его применения. Это связано с участием человека в политической деятельности страны и воздействием определенных политических факторов. В то же время индивид начал ассоциировать себя не только с теми темами жизни, которые были ему знакомы, но и в принципе рассматривал все общество как некое единство. Эти два этапа неразрывно связаны друг с другом, и при их эффективном взаимодействии политическая система общества может стабильно функционировать и развиваться.
Следует отметить, что возрастная группа, в которой живет молодое поколение, имеет большое значение как часть процесса политической социализации. Иногда политическое становление и развитие индивида в условиях той или иной возрастной группы существенно отличается от степени развития его сверстников.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) (с изменениями на 14 марта 2020 года) // Собрание законодательства РФ. – 1993. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. – № 32. – ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №5. – Ст. 410.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 1. – ст. 16.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023, с изм. от 24.10.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
6. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
7. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О политических партиях»// Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 29. – Ст. 2950.
8. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 24.07.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.
9. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 25. – Ст. 2485.
10. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 10.07.2023) «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. – 1992. – №170.
11. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/
12. Указом Президента от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития до 2030 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.budgetnik.ru/art/103821-474-21-07-2020-ukaz-prezidenta
Печатные издания:
13. Антанович, Н. А. Политология. Конспект лекций / Н.А. Антанович. - М.: ТетраСистемс, 2018. - 160 c.
14. Беляева, Л. А. Российская молодежь в эпоху перемен: структурные изменения и новые вызовы политической социализации / Л. А. Беляева // Вопросы философии. – 2020. – № 10. – С. 17-27.
15. Беляева, Л. А. Российская молодежь в эпоху перемен: структурные изменения и новые вызовы политической социализации / Л. А. Беляева // Вопросы философии. – 2020. – № 10. – С. 17-27.
16. Бозаджиев, В. Л. Политическая социализация личности. / В.Л. Бозаджиев. - Челябинск: Печатный двор, 2018. - 211 с.
17. Бурда, М. А. Современные особенности становления новых агентов политической социализации молодежи / М. А. Бурда, А. Р. Горчакова, Н. С. Стригина // Среднерусский вестник общественных наук. – 2020. – Т. 15, № 2. – С. 99-109.
18. Бушная, Н. В. Молодежь и ее участие в выборах: формы и методы повышения электоральной активности молодежи / Н. В. Бушная, Н. П. Вишникина // Право и образование. – 2019. – № 10. – С. 87-94.
19. Камнев, Д. Политическая социализация молодежи в современной молодежи / Д. Камнев. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. - 200 c.
20. Ключникова, Т. Н. Факторы трансформации политической культуры российской студенческой молодежи / Т. Н. Ключникова, Е. Ю. Исаева // Гуманитарий Юга России. – 2021. – Т. 10, № 4. – С. 72-81.
21. Коротец, И. Д. Политология. Экспресс-справочник / И.Д. Коротец. - М.: ИКЦ "МарТ", Издательский центр "МарТ", 2019. - 256 c.
22. Маслюк, Д. С. Роль средств массовой информации в политической социализации российской молодёжи / Д. С. Маслюк // Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности : Материалы ХVII всероссийской научной конференции с международным участием, Москва, 27 октября 2022 года. – Москва: Автономная некоммерческая организация высшего образования "Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского", 2023. – С. 423-438.
23. Ноздрина, Н. А. Инструменты вовлечения молодежи в протестную деятельность: обобщение международного опыта / Н. А. Ноздрина, Д. Н. Слабкая, А. В. Новиков // Теории и проблемы политических исследований. – 2023. – Т. 12, № 5-6A. – С. 101-108.
24. Магауова, А.С. Социализация молодежи и современные молодежные политические организации: учебное пособие. / А.С. Магауова. – Алматы: Казак универсiтетi, 2018.- 160 с.
25. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений. Учебное пособие / И.Ф. Мачин. - Москва: РГГУ, 2019. - 464 c.
26. Милорава, А. Р. Процесс политической социализации молодежи в современном российском обществе / А. Р. Милорава. // Молодой ученый. – 2017. – № 13 (147). – С. 505-507.
27. Мухаев, Р. Т. Политология / Р.Т. Мухаев. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2018. - 432 c.
28. Омельченко, Е.Л. Молодежь как барометр будущего? Молодежная повестка в современной России сквозь мнения экспертов по молодежной политике / Е.Л. Омельченко // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2. – С. 66-92.
29. Решетняк, В.Д. Вовлечение молодёжи в политическую деятельность (на примере партийной организации "Молодая Гвардия Единой России" Саратовской области) / В. Д. Решетняк // Аллея науки. – 2019. – Т. 1, № 12(39). – С. 555-559.
30. Самсонова, Т.Н. Роль СМИ в политической социализации современной российской молодежи / Т.Н. Самсонова // ВЕСТН. МОСК. УН*ТА. СЕР. 18. Социология и политология. 2020. Т. 26. № 1. – С. 166-187.
31. Трынов, Д.В. Политическое участие молодежи: поддержка vs протест / Д.В. Трынов // Социодинамика. 2019. № 12. – С. 298-314.
32. Шарапова, Т. А. История политических и правовых учений. Конспект лекций / Т.А. Шарапова. - М.: Приор-издат, 2018. - 240 c.
Электронные ресурсы:
33. Государственная программа Ростовской области «Молодежная политика и социальная активность», 2021-2030 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.donland.ru/activity/2719/
34. Региональная межведомственная программа «Поддержка молодых специалистов и работающей молодежи в Ростовской области на 2022 – 2030 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.donland.ru/documents/14672/
35. Региональная межведомственная программа «Патриотическое воспитание граждан (Ростовская область)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.donland.ru/documents/15095/