Фрагмент для ознакомления
2
Термин "лексика", происходящий от греческого слова "lexikos" - словесный, словарный, используется для описания словарного состава языка. Овладение языком, необходимое для разговора, предполагает понимание языка как инструмента, обеспечивающего восприятие и создание речи. Язык, структурированный набор языковых единиц разного уровня (звуков, морфем, слов, предложений) и правил их использования, представляет собой особую систему.
Цейтлин подчеркивает, что овладение языком включает в себя не только освоение элементов языковых единиц, но и понимание правил их формирования и использования. Это требует постоянного анализа и систематизации языковых фактов. Следовательно, ребенок, вступая в процесс овладения языком, сходен с лингвистом, который формулирует результаты своей работы с использованием специального понятийного аппарата.
Развитие лексики в онтогенезе обусловлено формированием представлений ребенка об окружающей действительности. Познание мира происходит в процессе неречевой и речевой деятельности, а также через общение с взрослыми. Различия в биологических факторах, таких как асимметрия мозга и предпочтение правой или левой руки, оказывают влияние на способы усвоения языка.
Таким образом, язык воспринимается как ключевой инструмент формирования личности, а процесс его овладения является сложным и уникальным для каждого индивида.
Сергей Николаевич Цейтлин в своей работе [28, с. 43] подчеркивает, что усвоение родного языка ребенком зависит от речевой среды, определяющей объем и характер того, что обозначается термином "инпут". Инпут обозначает всю совокупность речевых выражений взрослых, которую ребенок воспринимает или мог бы воспринимать (не все доступно) в процессе взаимодействия. Таким образом, социальная среда, в которой растет ребенок, существенным образом влияет на развитие его лексического запаса. Нормы словарного запаса детей одного возраста сильно различаются в зависимости от социокультурного уровня семьи, так как словарь формируется в процессе общения. Взаимодействие с окружающим миром, усложнение деятельности и развитие коммуникации с другими людьми приводят к постепенному увеличению словаря.
Лев Семенович Выготский [7] выделял первоначальную функцию речи ребенка — установление контакта с внешним миром, функцию сообщения. В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется в сотрудничестве с взрослым, что делает коммуникацию ситуативной. Речь и слова ребенка обозначают только то, что доступно его пониманию. В результате этого в словаре ребенка появляются слова с конкретным значением раньше, чем слова обобщенного характера.
Таким образом, в литературе по психологии и психолингвистике акцентируется, что основы развития речи формируются двумя важными процессами. Один из них — это неречевая предметная деятельность самого ребенка, что представляет собой расширение его взаимосвязей с окружающим миром через конкретное и чувственное восприятие окружающей среды.
1.2Лексическое развитие дошкольников в онтогенезе
В современных исследованиях характеристики развития речи в онтогенезе были рассмотрены различными специалистами, включая отечественных логопедов, педагогов, нейропсихологов, лингвистов, дефектологов и физиологов. Авторы учитывали различные принципы
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Агранович, 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. 128 с.
2.Акименко, В.М. Новые логопедические технологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 234 с.
3.Арутюнова, Н.Д. О понятии системы словообразования //Филологические науки, 1960, №2. 235 с.
4.Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М., 1999. 473 с.
5.Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – М.: АСТ: Астрель. – 2008. – 254 с.
6.Архипова, Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.: АСТ:Астрель, 2008. – 123 с.
7.Архипова, Е.Ф. Особенности логопедической работы при дизартрии. //Коррекционная педагогика. - №1. – 2004. - с.36-42.
8.Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 331 с.
9.Белякова, Л. И. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи: метод. пособие. – М.: Книголюб, 2005. – 55 с.
10.Блыскина, И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 112 с.
11.Борисов,а Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с.
12.Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед № 1, 2004. 225 с.
13.Виноградов, В.А., Арутюнов Н.Д. Энциклопедический словарь языкознания / В.А. Виноградов, Н.Д. Арутюнов. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». 1998. 363 с.
14.Винокур, Г. О. Заметки по русскому словообразованию. Избранные работы. М., 1959. 348 с.
15.Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. -М., 1990. 456 с.
16.Волкова, Е.Ф. Статистические методы экспериментальной психологии. Практическое руководство. - Новосибирск, 2003. 278 с.
17.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -Спб., 1997. 743 с.
18.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. 578 с.
19.Гвоздев, А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка /А.Н.Гвоздев. – СПб.: Акциден, 1995. 364 с.
20.Дьякова, Е.А. Логопедический массаж. – М.: Академия, 2003. – 96 с.
21.Дьякова, Е.А. Основные принципы использования логопедического массажа в коррекционно-педагогической работе. // Логопед в детском саду. – 2005. - №5. – с. 102-110.
22.Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Владос, 2001. – 112 с.
23.Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). - М., 1985. 185 с.
24.Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн.для логопеда/ Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. Екатеринбург: изд-во АРД ЛТД, 1998. 320 с.
25.Копылова, С. В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - № 3. – с. 63-65.
26.Костенькова, О.Н. Комплексный подход к преодолению речевых нарушений у детей. // Логопед в детском саду. – 2008. - №9. – с.66-71.
27.Лопатина, Л.В. Комплексный подход к диагностике стертой дизартрии у дошкольников. // Логопед в детском саду. – 2005. - №4. – с.50-52.
28.Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие. - СПб.: Союз, 2005. — 192 с.
29.Лопухина, И. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи. - М., 1995. 330 с.
30.Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991. 189 с.
31.Мухина, В.С. Психология дошкольника. - М., 1978. 445 с.
32.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2000. 378 с.
33.Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка. -Спб., 1997. 594 с.
34.Поваляева, М.А. Справочник логопеда. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 448 с.
35.Приходько, О. П. Логопедический массаж при дизартрических нарушениях у детей раннего и дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2008.- 160 с.
36.Приходько, О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста. // Специальное образование. – 2010. №2. – с.68-81.
37.Приходько, О.Г. Принципы, задачи и методы логопедической работы при дизартрии. // Специальное образование. – 2010. - №4. – с.57-79.
38.Реформатский, А.А. Введение в языкознание. - М., 1985. 732 с.
39.Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1994. 287 с.
40.Смирнова, И.А. Принципы подбора наглядного материала при формировании у детей навыков словообразования // Рубрика №6. СПб., 2006. 666 с.
41.Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.,1982. 220 с.
42.Ушакова, Г. Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка // Материалы 3-го симпозиума по психолингвистике. М., 1970. 125 с.
43.Ушакова, Т.Н. О причинах детского словотворчества // Вопросы психологии № 6. М., 1970. 227 с.
44.Фатеева, Н.М., Чубенко Е.А., Посохова М.А., Шанаурина О.А. Использование дыхательных методик для формирования речевого дыхания у детей с псевдобульбарной дизартрией. // Специальное образование. – 2010. - №2. – с. 44-50.
45.Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. 299 с.
46.Цейтлин, С.Н. Обратное словообразование в детской речи // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку / Под ред. А.М. Шахнаровича. – М., 1978. 229 c.
47.Чиркина, Г.В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей. // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2012. - №2. – с. 155-166.