Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество придает огромное значение развитию речевых навыков у детей дошкольного возраста, понимая их ключевую роль в успешном обучении и социальной адаптации. Одним из эффективных средств стимулирования связной речи у малышей является использование художественной литературы. Литературные произведения не только вводят детей в захватывающий мир слова и фантазии, но и способствуют разностороннему развитию их речевых способностей.
Актуальность данной курсовой работы заключается в неотложной потребности в комплексном подходе к развитию коммуникативных навыков у малышей. В современном обществе, где эффективное общение играет ключевую роль в успешной социализации и обучении, важно изучить воздействие художественной литературы как инструмента на ранние стадии формирования связной речи [2].
В возрасте, когда формируются основы коммуникативных навыков, использование литературных произведений может представлять эффективное средство для стимуляции развития языковых умений. Это имеет прямое отношение к обеспечению успешной социальной адаптации и обучения детей в будущем. Работа направлена на выявление конкретных механизмов воздействия литературы на связную речь, а также на предоставление практических рекомендаций для педагогов и родителей, с тем чтобы максимально эффективно использовать литературные материалы в процессе развития языковых навыков у детей дошкольного возраста [28].
В современном состоянии вопроса сложились неразрешенные противоречия между восприятием художественной литературы как единственного ключевого фактора в развитии связной речи детей дошкольного возраста и признанием многообразия влияния других факторов на этот процесс. С одной стороны, акцентирование внимания на роли литературы предполагает, что она играет определяющую роль в формировании связной речи, влияя на лексический запас, фантазию и логическое мышление детей. С другой стороны, существует точка зрения, согласно которой социокультурная среда, общение с родителями и педагогами, а также индивидуальные особенности ребенка также оказывают существенное воздействие на развитие связной речи [15].
Социально-практическая значимость и теоретическая неразрешенность этого вопроса обусловили выбор темы нашего исследования. Проведение исследования позволит не только выявить роль литературы в этом процессе, но и проанализировать ее взаимодействие с другими факторами, что представляет интерес для оптимизации педагогической практики и дальнейших научных исследований в области развития детей дошкольного возраста.
Проблема развития связной речи на протяжении многих лет в центре внимания психологов, лингвистов, педагогов и ученых, таких как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.
А. П. Иваненко, Н. П. Савельева, Е. М. Струнина указывали в своих работах на тот факт, что трудности обучения в школе во многом часто связаны с недостаточной степенью развития речи.
Д. Б. Эльконин отмечал, что уровень речевого развития напрямую взаимосвязан с интеллектуальным развитием и личностным развитием ребёнка дошкольного возраста,
Согласно мнению С. Л. Рубинштейн для развития связной речи, появления в речи детей образных средств нужна вдумчивая педагогическая работа, в ходе которой будет развиваться выразительность речи, сознательное использование речевых средств связной речи.
В более современных исследованиях проблемы развития речи рассматривали Н. В. Гавриш, А. И. Лаврентьева, И. Н. Митькина.
Таким образом, можно заметить, что необходимость и возможности развития связной речи у детей дошкольного возраста отчасти проработаны в научной литературе.
Проблема исследования: каковы особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы?
Объект исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Предмет исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования художественной литературы будет эффективно при соблюдении следующих педагогических условий: адаптация к индивидуальным потребностям, интерактивные методы чтения, разнообразные творческие занятия, взаимодействие с родителями, качественный выбор литературных произведений и создание поддерживающей образовательной среды.
Цель настоящей курсовой работы – проанализировать влияние художественной литературы на формирование связной речи у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать проблемы развития связной речи в современных психолого-педагогических исследованиях.
2. Определить сущность, структуру, критерии и уровни связной речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть художественную литературу как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить методы изучения уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
5. Выделить методические рекомендации по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ научных трудов и исследований по теме развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Реализован комплексный исследовательский подход к изучению материала по теме работы.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав и 5 параграфов, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Анализ проблемы развития связной речи в современных психолого-педагогических исследованиях
Современные психолого-педагогические исследования в области развития связной речи детей дошкольного возраста предоставляют ценные инсайты и аналитические выводы, охватывая различные аспекты проблемы. Рассмотрим несколько ключевых аспектов, выделенных в современных исследованиях:
1. Комплексный характер развития речи:
Исследователи подчеркивают, что развитие связной речи представляет собой многогранный процесс, включающий в себя различные аспекты языкового и когнитивного развития. Это включает в себя лексический запас, грамматическую структуру, навыки нарративного мышления и умение выражать свои мысли последовательно.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2017. – С. 400.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: книга для воспитателей детского сада [Текст] / А.Г. Арушанова. – Москва: Мозаика-Синтез, 1999. – С. 272.
3. Боголюбская, М. К. Художественное чтение и рассказывания в детском саду [Текст] / М. К. Боголюбская, В. Б. Шевченко. – М.: Просвещение, 1966. – С. 122.
4. Бугрименко, Е. А. Чтение без принуждения [Текст] / Е. А. Бугрименко, Е. А. Цукерман. – М., 2013. – С. 213.
5. Бухвостова, С. С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С. С. Бухвостова. – Курск: Академия Холдинг, 1976. – С. 178.
6. Газизова, Ф. С. Роль художественной литературы в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста / Ф. С. Газизова, В. А. Ворончихина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 14 (252). – С. 234 – 236.
7. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду: Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика –Синтез, 2006. – С. 56.
8. Гурович, Л. М. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя дет. сада / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова; Под ред. В. И. Логиновой. – 2-е изд. – СПб.: Акцидент, 1996. – С. 127.
9. Дунаева, Н. А., Семенова, А. С. Педагогические условия развития связной речи у старших дошкольников средствами художественной литературы // Science Time. 2016. №4 (28). – С. 255 – 260.
10. Жуковская, Р. И. Чтение книги в детском [Текст] / Р. И. Жуковская. – М.,1955. – С. 156.
11. Жулина, Е. В., Медведская, И. В. К вопросу о диагностическом инструментарии оценки навыков связной речи у дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №64 (4). – С. 53 – 57.
12. Зимина, И. Народная сказка в системе воспитания дошкольника [Текст] / И. Зимина // Дошкольное воспитание, 2005. – №1. – С. 18 – 21.
13. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н. С. Карпинская. – М.: Просвещение, 1972. – 288 с.
14. Киркина, Е. Н., Биушкина, И. А. Развитие связной речи старших дошкольников на материале произведений Д. Н. Мамина-Сибиряка // Вестник науки и творчества. – 2016. – №5 (5). – С. 232-236.
15. Конина, М. М. Художественная литература как средство нравственного воспитания. Вопросы эстетического воспитания в детском саду [Текст] / М. М. Конина. – М.: Изд-во «Академия», 2016. – С. 236.
16. Короткова, Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду [Текст] / Э. П. Короткова. – М.: Просвещение, 1978. – С. 211.
17. Красильникова, Л. В. Педагогическая диагностика развития связной речи детей 3-4 лет в игровой деятельности / Л. В. Красильникова, Н. В. Вялова // Мир науки. – 2018. – Т. 6, № 6. – С. 35.
18. Макарова, В. Н., Ставцева, Е. А., Едакова, М. Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие / В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева, М. Н. Едакова. – М.: Пед. общество России, 2014. – С. 80.
19. Максименко, О. П. Формирование педагогической компетенции родителей в развитии речевых навыков ребенка в семье. Семейное чтение / О. П. Максименко // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 731 – 736.
20. Миронова, Н. Как научить ребенка любить литературу [Текст] / Н. Миронова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №5. – С. 177 – 183.
21. Ракич, А. М. Критерии и уровни речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Символ науки. – 2019. – №1. – С. 93 – 96.
22. Романенко, Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей [Текст] / Л. Романенко // Дошкольное воспитание. – 1990. – №7. – С. 15 – 18.
23. Сентюрёва, Т. Ю. Основные подходы к проблеме чтения художественной литературы в дошкольной педагогике / Педагогика сегодня: проблемы и решения: — Казань: Молодой ученый, 2018 – С. 124 – 128.
24. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф.А. Сохин – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2002. – С. 224.
25. Усова, А. П. Русское народное творчество в детском саду [Текст] / А.П. Усова. – М.: Просвещение, 1972. – С. 78.
26. Ушакова, О. С, Струнина, Е. Методики выявления уровня речевого развития детей. – М.: Просвещение, 2015. – С. 200.
27. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. – метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – С. 287.
28. Федоренко, Л. П., Фомичева, Г. А., Лотарев, В. К. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. – М.: Академия, 2013. – С. 90.
29. Феофилатова, К. Д Художественная литература как средство формирования словарного запаса у дошкольников /Санкт-Петербургский образовательный вестник, 2016 – №8– С. 56 – 67.
30. Шумеева, Д. Г. Как хорошо уметь читать [Текст] / Д. Г. Шумеева – Санкт-Петербург: Детство Пресс, 2002. – С. 188.