Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Характеристика основных средств выразительности
1.1. Образовательный и воспитательный потенциал декламации
Практика показывает, что сегодня сформированность интонационных навыков учащихся средних общеобразовательных учреждений остается на среднем уровне, а значит, требует более тщательной отработки на уроках. Основными ошибками учащихся являются неправильная расстановка логического ударения, отсутствие ритма, частое употребление низкого нисходящего тона. По мнению Н.А. Кармановой, совершенствование «интонационных навыков представляет наибольшую трудность, и, как показывает практика, именно в интонации высказывания учащиеся допускают больше ошибок» [5, с. 42].
Интонационные навыки невозможно улучшить только за счет чтения текстов вслух, поскольку мелодическое оформление чтения и говорения различно. При чтении вслух учащиеся ограничивают свою речь интонационными особенностями чтения, а в случае перехода к звучной речи интонация станет искусственной и неестественной. Таким образом, преподавателю необходимо создать такие условия для учащихся, при которых они как можно чаще слышали бы образцы аутентично звучащей речи на английском языке и затем подражали речи говорящего, осваивая тем самым ритмические и интонационные особенности.
Одним из эффективных способов совершенствования интонационных навыков является использование художественной декламации на занятиях со старшеклассниками. По мнению Е.И. Михалева, «обучение и постановка пьес или рассказов на английском языке позволит достичь желаемого положительного результата в овладении фонологической базой английского языка, расширении лингвистического кругозора, а также понимании того, что речь актеров является одним из основных приемов достижения наибольшего выразительность на сцене или экране, поскольку именно речь способна передать душевное и эмоциональное состояние говорящего, описать его принадлежность к определенному кругу общения, его отношение к собеседнику или каким-либо обстоятельствам» [8, с.1].
Декламация – это вид литературного (или ораторского) искусства, при котором текст произносится с соблюдением выразительной интонации и музыкальных пауз.
Говоря о связи художественной декламации с риторикой (наукой ораторского искусства), следует отметить, что речь говорящего всегда должна быть выразительной, чтобы влиять на чувства и мысли слушателей. Еще в Древней Греции преподаватели практического красноречия (или риторы) в ораторской школе обучали своих учеников правильному построению художественной речи и ее произносительным сторонам. Далее текст сначала читался учителем (демонстрировалась модель), а затем воспроизводился учеником. Во время обучения большое внимание уделялось не только правильности произношения, но и ритму речи [2, с. 63].
Ю.Е. Иванова в своих произведениях указывает на важность грамотного просодического оформления речи в процессе публичного выступления, влияние и воздействие просодии на аудиторию, отмечая, как умелое сочетание различных просодических компонентов в речи позволяет говорящему сделать свою речь максимально эффективным и достичь необходимого коммуникативного эффекта [3], поскольку «именно коммуникативное намерение говорящего определяет выбор просодической формализации высказывания» [4, с.137].
Чтобы овладеть ораторским искусством, необходимо знать условия выразительного чтения, которые состоят из трех групп:
технический;
логический;
художественный [6, с. 77].
В технические условия непосредственно входит голос и его характеристики, а именно: тембр, подвижность, громкость и благозвучие. Н. А. Абрамова отмечает также громкость голоса, поскольку благодаря ее повышению выделяются наиболее важные части высказывания в смысловом отношении [1, с. 106]. Д.Д. Коровяков [6] включает в эту группу дыхание, поскольку умение правильно дышать во время декламации – это тоже искусство, заключающееся в умении поддерживать постоянный запас воздуха в легких и в умении равномерно его использовать, чтобы он не слышимы и заметны во время исполнения. Не менее важным условием является нормативное произношение, которое, согласно требованиям формирования фонетической компетенции, должно быть правильным по отношению ко всем звукам английского языка. Однако известно, что актеры, желающие воссоздать и передать художественный образ героя, часто прибегают к использованию таких фонетических средств, как акценты, демонстрируя наиболее яркие их черты, соответствующие существующим моделям-прототипам [8].
Логические условия подразумевают логическую тонировку текста, то есть разделение его на синтагмы за счет расстановки пауз и фразового ударения. Паузы играют важную роль в успехе публичного выступления – очевидно, что их количество и длина не должны быть чрезмерными, иначе такое выступление не произведет должного впечатления.
Важно, чтобы во время чтения текста чтец не пел и неестественно растягивал слова, подстраиваясь под музыку. Музыкальное сопровождение призвано, во-первых, помочь почувствовать характер и настроение читаемого произведения, а, во-вторых, усилить воздействие исполнения на слушателей. Музыка и слово выступают союзниками, взаимодействуя друг с другом и воздействуя на слушателя.
1.2. Сущность и специфика выразительного чтения
В русской школе до середины XIX века господствовало механическое чтение. В 50-60 годы разрабатывается методика чтения, основанная на сознательном «толковом чтении», которое в дальнейшем стали называть объяснительным [20, с.5].
К.Д. Ушинский создал учебные книги для начальной школы – «Родное слово» и «Детский мир» и был основоположником объяснительного чтения. Он считал, что первоначальное обучение чтению должно быть наглядным. В книгу для чтения К.Д. Ушинский помещал научно-познавательные статьи о доступных учащимися предметах окружающей действительности, тексты из естествознания, истории. Большое место в своих книгах К.Д. Ушинский уделял народному творчеству (пословицам и сказкам). Учителю он предлагал до чтения вести беседы с учениками, знакомя их с предметом повествования и подготавливая к осознанному усвоению произведения.
К.Д. Ушинский различал чтение научно-познавательных статей и художественных произведений. Чтение художественных произведений он назвал эстетическим и придавал большое значение чувственному восприятию художественного слова. Навыки младшего школьника воплощать в речи свои впечатления о прочитанном, рассказывать о содержании произведения.
Последователями и учениками К.Д Ушинского были Н.Ф. Бунаков,
Д.И Тихомиров, В.П. Вахтеров они разработали систему чтения научно-познавательных статей: другие – В.И. Водовозов, Ц.П. Балталон,
В.П. Шереметевский – художественных произведений.
Н.Ф. Бунаков рекомендовал постепенное усложнение от класса к классу методики изучения деловой статьи – от подробного воспроизведения содержания по вопросам учителя до самостоятельного пересказа, то есть фактически обобщенного краткого изложения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенов, В.Н. Искусство художественного слова / В.Н. Аксенов. – М. : Просвещение, 2002. – 163 с.
2. Астафьева, О.В. Детская литература. Выразительное чтение. Практикум учебное пособие для студ.учреждений сред. проф. образования /
О.В. Астафьева, А.В. Дениова, И.Л. Днепрова и др.; под ред. Т.В Рыжковой. – 2-е изд., испр и доп.-м. – М. : Академия, 2014. – С. 145-197.
3. Астафьева, О.В. Детская литература: выразительное чтение /
О.В. Астафьева, А.Н. Денисова. – М. : Академия, 2007. – 272 с.
4. Бирюкова, Н.А. Формирование готовности студентов к педагогической деятельности на основе анализа профессиональных затруднений /Н.А. Бирюкова, Д.Л. Коломиец // Современная высшая школа: инновационный аспект. – Т. 8.– 2016. – N 2. – С. 57-63.
5. Буяльский, Б.А. Искусство выразительного чтения: книга для учителей / Б.А .Буяльский. – М. : Юнити-Дана, 2006. – 245 с.
6. Вачкова, С.Н. Как научить детей чтению басен. Практическое пособие / С.Н. Вачкова. – М. : Аркти, 2007. – 72с.
7. Вербовая, Н.Н. Подготовка к выразительному чтению /
Н.Н. Вербовая // Русская словесность. – 2000. – N 4. – С.63-66.
8. Волина, В.В. Занимательное азбуковедение : Книга для родителей, учителей и милых детей / В.В. Волина. – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1994. – 400 с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-пресс, 1999. – 536 с.
10. Горбушина, Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста / Л.А. Горбушина. – М. : Просвещение, 1983. – 144 с.
11. Горбушина, Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя /
Л.А. Горбушина. – М. : Просвещение, 2005. – 54 с.
12. Горецкий В.Г. О проверке навыка чтения / В.Г. Горецкий // Начальная школа. – 2001. – N 8. – С.48-57.
13. Горецкий В.Г. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе : метод. пособие / В.Г. Горецкий. – М. : Дрофа,1995. – 160 с.
14. Дмитриева, Е.Д. Практикум по выразительному чтению. Учебное пособие для студентов-заочников 3-4 курсов факультета педагогики и методики начального обучения педагогических институтов / Е.Д. Дмитриева. – М. : Просвещение, 1981. – 244 с.
15. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. – СПб. : Педагогика, 2006. – 304 с.
16. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение : 3 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях / Л.А. Ефросинина,
М.И. Оморокова. – Ч.1. – М. : Вента-Граф, 2015. – 192 с.
17. Заводская, Т.В. Внеклассные занятия выразительным чтение. Методикавыразительного чтения / Т.В. Заводская, Р.Р. Майман. – М. : Дело, 2007. – 102 с.
18. Зайцев, В.Н. Резервы обучения чтению / В.Н. Зайцев. – М. : Просвещение, 2002.
19. Иванова, Л.Ю. Культура русской речи: Энциклопедический словарь- справочник / Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. – 2-е изд., испр. – М. : Флинта : Наука , 2007. – 840 с.
20. Калашникова, С.Г. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе : методические рекомендации для учителей начальных классов / С.Г. Калашникова. – Омск: Омск. гос ун-т , 2004. – С. 44 .
21. Касьянова, З.А. Формирование навыков выразительного чтения в период обучения грамоте / З.А. Касьянова // Начальная школа. – 2010. – N 4. – С.11-14.
22. Колесникова, О.И. Филологические основы работы над стихотворным произведением на уроках литературного чтения /
О.И. Колесникова // Начальная школа. – 2000. – N 11. – С. 6-13.
23. Коренюк, Л.Ю. О специальных занятиях по выразительному чтению / Л.Ю. Корнелюк. – М. : Дело, 2007. – 140 с.
24. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучению чтению /
С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. – М. : Академия, 1999. – 321 с.
25. Крылова, И.К. Упражнения для формирования навыка чтения /
И.К. Крылова // Начальная школа. – 2011. – N 8. – С. 72-73.
26. Кубасова, О.В. Выразительное чтение. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. – М. : Академии, 1997. – 85 с.
27. Кубасова, О.В. Выразительное чтение: пособие для студентов среднихпедагогических учебных заведений / О.В. Кубасова. – 3-е изд. – М. : Дело, 2001. – 144 с.
28. Кубасова, О.В. Литературное чтение. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений / О.В. Кубасова. – Смоленск : Ассоциация XXI век,2012 . – 122 с.
29. Лищенко, В.Т. Методические приемы формирования читательских навыков и повышения мотивации к чтению у младших школьников /
В.Т. Лищенко // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. –Тюмень : Тюменский областной государственный институт развития регионального образования. – 2014. – N 2. – С. 15-18.
30. Лободина, Н.В. Чтение. 1-4 классы: тексты для проверки техники и выразительности чтения / Н.В. Лободина. – 2-е изд. – Волгоград : Учитель, 2013. – 89 с.
31. Львов, М.Г. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Г. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – М. : Академия, 2000. – 464 с.
32. Львов, М.Г. Риторика. Культура речи / М.Г. Львов. – М. : Академия, 2002. – 272 с.
33. Майман, Р.Р. Выразительное чтение : практикум для студентов-заочников 1-го курса факультетов русского языка и литературы пед. институтов / Р.Р. Майман, Е.Д. Дмитриева, Б.С. Найденов. – М. : Просвещение, 2000. –
125 с.
34. Мали, Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах : Учебное пособие для студентов-бакалавров по методике обучения русскому языку и литературному чтению в начальных классах /
Л.Д. Мали. – Пенза : ПГУ, 2014. – 228 с.
35. Миловзорова, А.М. Выразительное чтение как средство воспитания нравственных чувств / А.М. Миловзорова, Е.В. Тиунова // Начальная школа. – 2010. – N 5. – С. 32-33.
36. Найденов, Б.С. Методика выразительного чтения / Б.С. Найдёнов, Л.Ю. Коренюк. – М. : Просвещение, 2007. – 208 с.
37. Оморокова, М.И. Основы обучения чтения младших школьников : Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М. : Вентана-Граф, 2005. – С. 70-77.
38. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителей. – М. : АРКТИ, 1999. – С.8-12; С.17-22.
39. Оморокова, М.И. Учимся читать выразительно / М.И. Оморокова. –
М. : Академия, 2001. – 312 с.
40. Павлова, Л.А. Влияние выразительного чтения на воспитание нравственных чувств учащихся / Л.А. Павлова // Начальная школа. – 2007. –
N 7. – С.35-37.
41. Пальческий, С.С. Социальная педагогика / С.С. Пальчевский. – Киев : Кондор,2009. – 560 с.
42. Панина, Г.А. Речевая ритмика / Г.А. Панина // Научно-методическая газета для учителей : Здоровье детей. – 2011. – N 2. – 47 с.
43. Плотникова, С.В. Теория и технология начального литературного образования: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства / С.В Плотникова, А.А. Караева. – Екатеринбург : Урал.Госпед. ун-т., 2017. – С. 9-