Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Чрезвычайная ситуация (ЧС) – состояние, при котором в результате появления аварийного источника на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей и возникает опасность для их жизни. Причинение ущерба жизни и здоровью наносится также и собственности населения, хозяйству, народному хозяйству и природной среде.
7 августа 1994 года в Белорецком районе Республики Башкортостан прорвало плотину Тирлянского водохранилища и вылилось 8,6 миллиона кубометров воды. В пойме располагались четыре населенных пункта: села Тирлянский, Шушпа, Катайка и город Белорецк. Погибли 29 человек, 786 человек остались без крова, 85 жилых домов полностью разрушены, 90 остались без электричества, 200 частично разрушены. Предприятиям, сельскому хозяйству, дорогам, жилищно-коммунальному хозяйству, а также населению, проживающему в опасной зоне, нанесен ущерб на сумму более 52,3 миллиарда рублей.
Оповещение населения поселка Тирлянский об угрозе наводнений, необходимости покинуть места проживания и принять меры по спасению имущества и животных осуществлялось с 6 августа по местному радио, через связных, но оказалось неэффективно – указанные меры предосторожности населением не приняты.
Из-за прорыва дамбы в 20:00 20 минут. 7 августа был поврежден соединительный кабель и прервана связь между поселком Тирлянский и городом Белорецком. Лишь в 8:00 8 августа группа связи высокой готовности организовала с помощью радиостанции «Ангара-4» связь между администрацией Белорецка и поселком Тирлянский, что позволило получить достоверную информацию о сущности катастрофы.
К ликвидации ЧС были привлечены все звенья Башкирской территориальной подсистемы РСЧС - органы исполнительной власти, министерства, ведомства, формирования гражданской обороны, силы Минобороны, спасательные отряды - 1500 человек, проявившие достаточную степень организованности и профессионализм в практических действиях и 240 единиц техники. В то же время катастрофа выявила и негативные моменты, существенно повлиявшие на эффективность и качество спасательных работ, такие как отсутствие локальных систем оповещения населения об опасности, плохое оснащение подразделений гражданской обороны и спасателей средствами связи и современными техническими средствами. означает. оборудование и механизмы. Крайне низкий уровень оснащенности спасательных отрядов небольшими лодками, что, как оказалось, было наиболее необходимо в сложившейся ситуации, существенно усложнил спасательную операцию. Население также недостаточно подготовлено к работе в экстремальных условиях.
Быстро сформированный штаб по ликвидации последствий наводнения организовал взаимодействие сил и средств Башкирской территориальной подсистемы РСЧС, непосредственное руководство аварийно-спасательными работами, временное размещение пострадавшего населения, выявление и захоронение погибших.
К осуществлению мероприятий по спасению населения и ликвидации последствий Тирлянского наводнения были привлечены все силы городов и районов республики. В результате из 375 пострадавших семей 175 получили благоустроенные квартиры или дома со всеми удобствами, в том числе в городе Белорецке - 46 семей, в домах, построенных городами и районами республики, в поселке Тирлянском - 68 семей, в другие города и районы республики – 61 семья. Были отремонтированы дома 132 семей.
В ходе ликвидации последствий аварии восстановлено 12 км дорог, 18 км теплотрасс, 2 км водопроводов, 5 км линий электропередачи и 3 разрушенных моста.
Пострадавшим оказана гуманитарная помощь на сумму 1,963 миллиарда рублей. (основные товары - одежда, обувь - 776 млн руб., денежная помощь, продукты питания, строительные материалы - 1,111 млрд руб., медикаменты - 76 млн руб.).
На ликвидацию последствий аварии выделено 18,0 млрд руб., из них из бюджета Российской Федерации - 2,0 млрд руб., из бюджета Республики Башкортостан - 2,0 млрд руб., из предприятий города Белорецка - 8,3. миллиардов рублей. из городов и районов республики: 5,7 млрд руб.
Кроме того, оказана помощь Главному управлению МЧС России по Республике Башкортостан, социальной защите населения Республики Беларусь в виде поставок необходимых промышленных товаров на сумму 94,5 млн рублей.
Для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в поселке Тирлянский Белорецкой области были использованы финансовые средства Федерального резервного фонда в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.94 № 1.1383-р. на сумму 2 млрд рублей, в том числе:
1) на проведение аварийно-спасательных работ - 0,6 млрд. руб.;
2) на оказание единовременной помощи пострадавшему населению - 0,4 млрд. руб.;
3) на аварийно-восстановительные работы - 1,0 млрд. руб.
Таким образом, целью данной курсовой работы является разработка мероприятий в план организации защиты населения и территорий при авариях на гидротехнических сооружениях, а именно при ликвидации последствий ЧС в п. Тирлянский Белорецкого района.
1.Анализ исходной обстановки
В результате прорыва дамбы 7 августа 1994 г. Тирлянского водохранилища и сброса 8,6 млн кубометров воды. В зоне затопления оказалось 4 населенных пункта: села Тирлянский, Шушпа, Катайка и город Белорецк. В результате разрушения плотины П-й ГЭС образуется прорывная волна, которая, двигаясь с большой скоростью вниз по течению, вызывает «сильные», «средние» и «слабые» разрушения в десяти населенных пунктах с небольшой численности населения, а также в северном микрорайоне города У. с населением 120,5 тыс. человек.
Всего в зону затопления и зону прохождения прорывной волны попадает около 140 тысяч жителей населенных пунктов, расположенных ниже гидроузла. Время прохождения прорывной волны: от 16 минут в точках, близких к гидросооружению, до 15,5 часов. Существует возможность вывода и вывоза населения или материальных ценностей.
В сложившейся ситуации возникает вопрос приоритетного жизнеобеспечения населения зоны чрезвычайной ситуации, который имеет свои особенности в каждой отдельной чрезвычайной ситуации, например, при прорыве плотины гидротехнических сооружений.
1.1 Основные принципы и требования к организации первоочередного жизнеобеспечения населения
Основным объектом приоритетного жизнеобеспечения в чрезвычайной ситуации является человек, имеющий право на безопасные условия жизни.
Приоритетной реанимации подлежат все граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие или временно находящиеся на ее территории.
Вопросы, связанные с обеспечением основной жизнедеятельности, а также ее защитой в чрезвычайных ситуациях, имеют приоритет перед всеми другими направлениями деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов регионального самоуправления. и территориальные подсистемы РСЧС.
Основной целью первичного жизнеобеспечения при чрезвычайной ситуации является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения.
Организация приоритетного жилищного и социального обслуживания осуществляется постоянно действующими государственными органами, силами и средствами, создаваемыми решениями глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Эти органы и силы управления действуют в составе региональных и территориальных подсистем РСЧС.
Первичное жизнеобеспечение населения, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, осуществляется силами и средствами организаций, учреждений, предприятий (независимо от форм собственности), в обязанности которых входит решение проблем ВГС и вмешательство на территории субъекта Российской Федерации. Российская Федерация.
Подготовка территории субъектов Российской Федерации к организации первоочередной ВГС на случай возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется заблаговременно.
Планирование и реализация мероприятий по подготовке территорий к организации приоритетной медицинской помощи осуществляется с учетом экономических, природных и других особенностей и особенностей территорий и степени опасности для населения возможных чрезвычайных ситуаций, характерных для каждой территории.
Объемы и содержание мероприятий по подготовке территорий для организации приоритетной ВГС определяются исходя из необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Снабжение продовольствием и водой пострадавшего населения в районах стихийных бедствий, зон эвакуации и сил, задействованных в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляется на основе принципа физиологической достаточности (для неработающих) и энергии.
Органы управления региональной и территориальных подсистем РСЧС при организации приоритетного жизнеобеспечения пострадавшего населения при чрезвычайных ситуациях осуществляют свою деятельность в рамках полномочий, установленных Федеральным законом «О защите населения и территорий». от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Разработка планов и мероприятий по приоритетному обеспечению жильем и безопасностью при чрезвычайных ситуациях должна осуществляться в повседневной работе органов управления районных и территориальных подсистем РСЧС на основе прогнозов о возможной ситуации на территории в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. стихийных бедствий. катастрофы, катастрофы и катастрофы.
Органы управления районных и территориальных подсистем РСЧС, уполномоченные решать проблемы жилищно-коммунального хозяйства, должны знать возможную ситуацию, которая может возникнуть на территории в результате стихийных бедствий или техногенных аварий, способы и способы. решение проблемы приоритетного обеспечения жизни пострадавшего населения.
Личный состав войск (отрядов, групп, командований, соединений и т.п.), участвующий в организации приоритетных боевых действий в зонах бедствия и районах эвакуации, должен быть оснащен техническими средствами, достаточной материальной базой и подготовлен к действиям в чрезвычайной ситуации.
Основные реанимационные мероприятия для пострадавшего населения должны быть организованы своевременно и комплексно, т. е. комплексно по всем видам реанимации, необходимым в конкретной ситуации.
Все меры, направленные на приоритетные ФЛК, должны быть согласованы во времени и месте с другими мерами, принимаемыми для спасения, защиты жизни и здоровья пострадавшего населения.
При выборе мероприятий следует минимизировать затраты времени, сил, технических, материальных и финансовых ресурсов, необходимых для их реализации.
При организации службы приоритетной охраны жилья всех видов органы управления региональных и территориальных подсистем РСЧС руководствуются основными положениями и требованиями соответствующих законодательных и нормативных документов.
В случае проведения работ в районе нескольких потенциально опасных объектов или вероятности возникновения там стихийных бедствий разрабатываются планы организации первоочередной медицинской помощи для всех возможных кризисных ситуаций, а в случае возникновения более масштабных ситуаций - их возможности и готовность оцениваются.
В повседневной деятельности всех подсистем РСЧС должна быть обеспечена постоянная готовность органов власти всех уровней, сил и средств к выполнению задач по системам приоритетного реагирования на чрезвычайные ситуации в случае возникновения чрезвычайной ситуации на территории.
При планировании мероприятий по приоритетным ВГС необходимо учитывать специфику их организации при различных источниках чрезвычайных ситуаций, влияние фактора времени на потери населения, а также заранее разработать механизм управления всеми силами и средствами. , обеспечивая их взаимодействие и эффективность в решении этих задач.
Основная задача РСЧС в чрезвычайной ситуации – снизить потери и сохранить здоровье. Ответственность за создание нормальных условий для повседневной жизни населения субъектов Российской Федерации несут органы управления региональных и территориальных подсистем РСЧС.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные и правовые документы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изменениями от 04.10.2022).
2. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» (в ред. от 11.06.2021).
3. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 10.01. 2003).
4. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изменениями от 14.07.2022)
5. Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (в ред. 14.07.2022).
6. Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (в ред. 19.12.2022).
7. Указ Президента Российской Федерации от 30.09.2011 № 1265 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (в ред. от 04.11.2022).
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» (в ред. от 16.02.2023).
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 05.04.2022).
10. Постановление Правительства от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда правительства Российской
Федерации по предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (в ред. от 30.05.2018).
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
12. Приказ МЧС России от 05.07.2021 № 429 «Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера».
13. Приказ МЧС России от 27.06.2022 № 635 «Об утверждении положения о профессиональной аварийно-спасательной службе министерства российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
14. Приказ МЧС России от 14.08.2019 № 425 «Об организации управления МЧС России при реагировании на чрезвычайные ситуации».
15. Приказ МЧС России от 15.05.2020 № 334 «Об утверждении Положения о порядке приведения структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов, учреждений и организаций МЧС России в готовность к применению по предназначению в мирное время».
ГОСТы
1. ГОСТ Р 22.1.07 - 99 «Мониторинг и прогнозирование опасных метеорологических явлений и процессов. Общие требования»
2. ГОСТ Р 22.8.07 - 99 «Аварийно-спасательные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями на акваториях. Общие требования»
3. ГОСТ Р 22.0.11- 99 «Предупреждение природных чрезвычайных ситуаций. Термины и определения»
Интернет ресурсы (интернет сайты)
1. Проектирование грунтовых плотин» — Учебное пособие/А. Л. Гольдин, Л. Н. Рассказов — М.:Изд-во АСВ/2001 — 384 стр.
2. Гришин М. М. «Гидротехнические сооружения» — Учебник, части 1 и 2, 1979.
3. Тарабаев Ю. Н., Зотов Ю. М., Чагаев В. П. Шульгин В. Н. Инженерное обеспечение предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при наводнениях (учебное пособие). – Новогорск, Академия гражданской защиты МЧС России, - 2000 г.
4. Коронкевич Н. И., Малик Л. К., Барабанова Е. А. Катастрофические затопления // Библиотечка «Военных знаний» - №10. – 1998 г.
5. Методическое пособие по организации материального обеспечения при подготовке и в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, разработанное службой материальных средств отдела тыла Дальневосточного регионального центра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
6. Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях под ред. Дзыбаева М. М., ВНИИ ГОЧС, 1998 г.
7. Нормы расхода горючего, масел, смазок и специальных жидкостей, используемых при эксплуатации и ремонте вооружения и наземной военной техники армии и флота. Книга 2, часть 1 к приказу Министерства обороны РФ №065 от 1992 года.
8. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112199-0295-93), утвержденные Департаментом автомобильного транспорта РФ 26 августа 1993 года, Москва, 1993 г.
9. Тараканов Н.Д., Овчинников В. В. Комплексная механизация спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ, Москва, 1984 г.