Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной среде сегодня используют много разнообразных подходов, чтобы повысить качество учебно-воспитательного процесса в различных профессиональных организациях. В первую очередь речь идёт об интерактивных методах обучения и инновационных педагогических образовательных технологиях. Часто можно услышать различные названия методик и технологий: воспитывающие, развивающие, образовательные, педагогические и др., но все они направлены на личностный рост и развитие обучающихся.
В современной профессиональной образовательной среде происходит стремительное изменение процессов производства на основе внедрения новых современных технологий. Проблема подготовки высококвалифицированных кадров стояла во все времена. Сегодня в условиях ИКТ технологий и цифрового образования эти проблемы становятся ещё более актуальными. Современный квалифицированный специалист должен владеть глубокими профессиональными знаниями, необходимыми профессиональными умениями и навыками, а также сформированными общими и профессиональными компетенциями, что является требованиями ФГОС по профессиям и специальностям. Каждый специалист должен быть готовым к принятию профессиональных ответственных решений.
Многие из образовательных результатов, которые регламентируют ФГОС, и основная профессиональная образовательная программа можно получить за счёт реализации интерактивных технологий. От способности субъекта своевременно принимать профессиональные решения зависит не только деятельность самого специалиста. От этого зависит успешность функционирования всего предприятия. Способность принимать профессиональные решения у студентов возможно сформировать посредством использования интерактивных технологий в образовательном процессе.
Цель работы: изучить и обосновать использование технологий интерактивного обучения в современном профессиональном образовании.
Объект исследования: образовательный процесс в системе профессионального образования.
Предмет исследования: технологии интерактивного обучения в современном профессиональном образовании.
Задачи:
1. Провести анализ понятия технологии интерактивного обучения.
2. Описать особенности современного профессионального образования в условиях реализации ФГОС.
3. Рассмотреть процесс реализации технологии интерактивного обучения в современном профессиональном образовании.
4. Отметить преимущества, формы и способы реализации технологии интерактивного обучения.
5. Описать организационно-педагогические условия реализации технологии интерактивного обучения в современном профессиональном образовании.
6. Предложить методические рекомендации по реализации технологии интерактивного обучения в современном профессиональном образовании.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого – педагогической литературы, классификация и сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список используемой литературы, приложение.
Глава 1. Теоретические основы реализации технологии интерактивного обучения в современном профессиональном образовании
1.1. Анализ понятия технологии интерактивного обучения
Достижения научно-технического прогресса сопровождаются коренными изменениями в самых различных областях, в том числе и в образовании. Давно исчерпаны резервы роста эффективности и качества подготовки учеников, которые основаны на использовании словесно-книжных методов воздействия, или так называемых традиционных подходов в обучении [8]. Одним из средств, позволяющих приблизиться к достижению новых образовательных целей, выступают интерактивные формы проведения учебных занятий, которым уделяется значительное внимание в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) на каждой из образовательной ступени, начиная с дошкольного образования и заканчивая вузом.
Под интерактивными методами понимают возможность информационно-коммуникационной системы по-разному реагировать на любые действия пользователей в активном режиме. Интерактивные технологии являются непременным условием для функционирования высокоэффективной модели обучения субъектов, основной целью которой является активное вовлечение каждого из обучающихся в образовательный и исследовательский процессы [9].
Предназначение интерактивных форм проведения занятий заключается в том, чтобы организовать деятельность обучающихся по совместному с педагогом поиску знаний. Процессы взаимодействия субъектов должны способствовать не только более интересному способу овладения учебной информацией. Это должно привести к осмыслению каждым обучающимся особенностей своей системы знаний, своих мыслительных схем и др. Интерактивные методы обучения являются основой и фундаментом всех без исключения инновационных педагогических технологий, игровой, проектной, модульной, критическое мышление и др.
Иногда популярные сегодня у педагогов образовательные технологии и методики называют интерактивными методами обучения, в частности, кейс - технологии, мозговой штурм, перевёрнутый класс и др., поскольку в их основе всегда используют возможности цифровизации и ИКТ. Одной из наиболее интересных интерактивных форм проведения занятий является разбор конкретных ситуаций, получивший название case - study. Эта технология представляет собой обучение коллективному проблемно-ситуационному анализу и принятию решений в контексте содержания обучения. Разбор ситуаций отвечает требованиям современной образовательной парадигмы – научить ученика самостоятельно учиться и добывать необходимую для себя информацию. Любой ученик должен сегодня уметь обрабатывать значительные объемы информации, погружаться в конкретные ситуации, вникать в детали, оценивать альтернативы и риски, понимать других участников и др.
Для решения ряда проблемных вопросов, стоящих перед современной системой образования, предлагается создание инновационной образовательной среды, которая базируется на инновационных образовательных технологиях и цифровых средствах обучения. Данный процесс пока носит фрагментарный характер, поэтому следует констатировать, что возможности интерактивных технологий используются в образовательном процессе не всегда неэффективно.
В качестве альтернативных технологий могут выступать проектные технологии, технологии полного усвоения знаний, проблемные, технология критического мышления и др. Достаточно часто эти технологии используются в образовательном процессе системно и комплексно. Одним из главных принципов обучения остаётся принцип активности обучающихся. В связи с этим продуктивная учебная деятельность студентов и обучающихся будет являться мотивирующей средой для формирования соответствующих образовательных результатов [7].
Сегодня можно уверенно говорить о том, что современный рынок труда является одним из самых динамично развивающихся рынков в России. На данное развитие оказывают влияние различные факторы.
Среди них можно отметить:
-выход за рубеж отечественных производителей;
-вливание инвестиций;
-свободно сложившиеся экономические отношения;
-разработка государством программ, направленных на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса;
-увеличившийся спрос на продукцию, товары и услуги со стороны физических лиц и др.
Будущий специалист, вкладывая свои силы, опыт и знания в выполняемую им работу, ориентируется не только на высокий доход и возможности повышения по карьерной лестнице. Компетентный специалист всегда рассматривает собственную трудовую деятельность как проект будущего, с определённой позиции, нравится ли ему заниматься тем, чем он занимается. Профессионально подготовленный сотрудник будет не только эффективно и плодотворно трудиться, принося прибыль организации. Он всегда будет стремиться к обучению и самообучению, поскольку сегодня каждый понимает насколько быстро изменяется современное производство. Успех любой организации всегда зависит от работающих в ней сотрудников.
Современный образовательный процесс в профессиональной организации сегодня регламентирован требованиями ФГОС СПО. В качестве образовательного результата в ФГОС рассматриваются знания, умения, практический опыт и сформированные общие и профессиональные компетенции. Под знаниями понимаются полученные в процессе обучения теоретические и практические знания, которые позволят в дальнейшем обучающемуся наиболее эффективно выполнять свои профессиональные обязанности. Под умениями понимают практическое применение полученных в процессе обучения знаний и способность выполнения осознанных профессиональных действий [11].
В современной образовательной модели редко упоминается такой образовательный уровень, как навык, поскольку современная система профессионального образования реализуется на основе компетентностного подхода. Вместо понятия навык сегодня говорят про сформированные компетенции, но принципиального отличия здесь не возникает, поскольку навык – это есть умение, доведённое до автоматизма и выполняемое в заданную единицу времени. Под компетенцией понимают способность и готовность к выполнению конкретного заданного вида профессиональной деятельности (ВПД). В ФГОС каждый из ВПД представлен соответствующим профессиональным модулем, освоив содержание которого специалист, при выполнении определённых аттестационных процедур будет иметь сертификат, подтверждающий сформированность у него совокупности необходимых компетенций.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Я.К. Смешанное обучение как инновационная образовательная технология [Текст] / Я.К. Абрамова // Перспективы развития информационных технологий. - 2014. - No17. - С. 115-119.
2. Аксенова, И.В. Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности обучающихся [Текст] / авт.-сост. И.В. Аксенова, Е.Ю. Бурцева, О.В. Гоголашвили, Н.М. Кузнецова, О.В. Созонтова, Т.Д.Стрельникова, Н.В. Углова. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2019. – 169 с.
3. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии [Текст] / Н.В.Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина. – М.: Кнорус, 2011. – 269 с.
4. Борисова, Н.В. Образовательные технологии открытого дистанционного обучения и опыт их комплексного применения [Текст] / Н.В. Борисова // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Вып.1. –Жуковский: МИМ ЛИНК,2001. С.101-113.
5. Беляев М.И. Технология создания электронных средств обучения. Разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов [Текст] / М.И. Беляев // М.: — 2016. — С. 130-133.
6. Варнавских, С.М. Воспитание творческой активности студентов в условиях развивающей образовательной среды [текст] / С.М. Варнавских. - Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2013. – № 3. – С. 40.
7. Виноградова, Л.И. Образовательная модель «Перевернутый класс» или «перевернутое обучение» / Л.И. Виноградова - [Электронный ресурс].- http://www.moocv.ru/pages.php?pageid=5981 (Дата обращения: 31.03.2023).
8. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся [Электронный ресурс] – МАОУ. - СОШ No5, Городской округ Балашиха Московской области, 2019. – URL: https://shcool5.edusite.ru/p51aa1.html((Дата обращения: 31.03.2023).
9. Воробьев, А.Е. Анализ особенностей применения технологии «Перевернутого обучения» в экономических вузах [Текст] / Воробьев, А.К. Мурзаева // Открытое образование. - 2018. - No2. – 63-69.
10. Гончарова, Н.Ю. Новые информационные технологии [Электронный ресурс]: URL: http://www.acis.vis.ru/8/4/1_5/4.htm(Дата обращения: 31.03.2023).
11. Горовая, В.И. Образовательные технологии и технологическая культура современного педагога [Текст] / В.И. Горовая. - современные наукоемкие технологии. – 2008. – No 10. – с. 35-36.
12. Джиемуратова, Г. А. Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности и возможности их педагогической поддержки / Г. А. Джиемуратова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2012. - № 12 (47). - С. 464-466. - URL: https://moluch.ru/archive/47/5834/ (Дата обращения: 31.03.2023).
13. Долгова, Т.В. Смешанное обучение – инновация XXI века Интерактивное образование [Текст] / Т.В. Долгова // информационно-публицистический образовательный журнал/учредитель ООО «А-Приор». 2017, No5. – С. 22-29.
14. Дементьева, О.М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе [Текст] / О.В. Дементьева // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – No 2.
15. Игнатенко, И.И. Современные подходы к созданию образовательной среды [Текст] / И.И. Игнатенко // Наука и школа. - 2018. - No2. – С 73-76.
16. Калмыкова, З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении [Текст] / З.И. Калмыкова // Современная педагогика. – 2000. - No 7. – С.18.
17. Кларин, М. В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта [Текст] / М.В. Кларин // Педагогика. - 2000. - No 7. - С. 12-18.
18. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения [Текст] / М.В. Кларин Исследование мирового опыта / М.В. Кларин - М.: Луч, 2016. - 640 с.
19. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст] / А.К. Колеченко. - М: Каро, 2005. — 368 с.
20. Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. (Серия «Школа развивающего обучения») [Текст] / В.С. Кукушин. – Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 2003. - 448 с.
21. Классика педагогических технологий в формате инноваций современной школы. Ситуация успеха [Электронный ресурс] / https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2175 (Дата обращения: 31.03.2023).
22. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб.пособие для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / / Н.В. Матяш. – М: Издательский центр «Академия», 2011. – 144с.
23. Мищенко, А.И. Педагогический процесс как целостное явление [Текст] / А.И. Мищенко – М: Издательский центр Академия, 2013. – 254 с.
24. Соколовская, И.Н. К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике [Текст] / И.Н. Соколовская, А.А. Кивилева // Царскосельские чтения. – 2015. – No XIX. – С. 89-91.
25. Тангиров Х.Э. Технологии мультимедиа в разработке электронных средств обучения [Текст] / Х.Э Тангиров // Молодой ученый. Ежемесячный научный журнал. — Россия, Чита: — 2015. — № 1 (81). — С. 489–491.