Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Одной из концептуальных особенностей политической и экономической трансформации России с начала 1990-х годов является то, что население не рассматривалось руководством страны в качестве основного ресурса достижения политической и экономической стабильности и активного участника преобразований. Это стало одной из главных причин провала реформ. Большинство россиян оказались не в состоянии компенсировать утраченную уверенность в завтрашнем дне, потерю социального статуса и сбережений в связи с внезапно обретенной свободой. Не сумев воспользоваться ею, подавляющее большинство граждан, привыкших к государственной заботе, почувствовали себя "социально брошенными" и нуждающимися в поддержке со стороны государства.
Однако активное меньшинство смогло проявить себя в новой ситуации. Наиболее предприимчивые занялись бизнесом и политикой. Кроме того, были выявлены активные граждане, обладающие качествами лидеров и "социальных реформаторов", которые выступали с некоммерческими инициативами в интересах общества. Эти люди и инициативы сформировали особое пространство, называемое некоммерческим сектором. Именно в этом пространстве наиболее распространены гражданские инициативы, характеризующиеся приверженностью демократическим идеям, осознанием неразрывности понятий "права" и "обязанности", способностью реализовать приобретенные права и свободы для преобразования собственной жизни и достижения важных социальных целей.
Во всем мире гражданская инициатива действительно является элементом "социального капитала", без которого невозможно эффективное развитие общества и демократии. Исследования показывают, что в странах со строящейся демократией активный экономический рост происходит в тех районах, где существуют традиции гражданских объединений и участия в управлении, т.е. происходит накопление социального капитала. Гражданские инициативы позволяют создавать коллективные демократии, основанные на принципах участия граждан и субсидиарного государства, а не формальные "оперативные демократии", где все зависит от отдельных лиц после выборов.
Конституция РФ устанавливает, что Россия является правовым государством. Эти конституционные положения определяют содержание деятельности всех ветвей и уровней власти как обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Положения Конституции РФ о правах человека определяются аксиоматическими предпочтениями людей и являются важным достижением государства. Обеспечение и защита прав человека, прав и свобод граждан осуществляется как государственными, так и негосударственными организациями, в том числе органами государственной власти и местного самоуправления, другими государственными и негосударственными организациями. Взаимодействие негосударственных некоммерческих организаций с органами государственной власти, как правило, осуществляется негосударственными организациями и их представителями, однако институциональная поддержка деятельности может опираться на широкий круг государственных учреждений, обладающих соответствующими полномочиями в данной предметной области. В современных условиях качественная правозащитная деятельность требует плодотворного сотрудничества между представителями органов власти, других государственных и негосударственных организаций.
Объектом исследования выступает правовые отношение в области исследования особенностей взаимодействия негосударственных некоммерческих организаций с органами государственной власти.
Предметом исследования являются правовые нормы, характеризующие особенности взаимодействия негосударственных некоммерческих организаций с органами государственной власти.
Целью исследования является анализ особенностей взаимодействия негосударственных некоммерческих организаций с органами государственной власти.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.дать понятие негосударственных некоммерческих организаций;
2.исследовать особенности взаимодействия негосударственных некоммерческих организаций с органами государственной власти;
3.проанализировать проблемы взаимодействие негосударственных некоммерческих организаций с органами государственной власти (на примере правозащитных организаций);
4.исследовать гражданско-правовые особенности взаимодействия общественных правозащитных организаций с государством;
5.рассмотреть гражданско-правовые особенности развития правозащитной деятельности в отношении детей.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное законодательство и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых, такие как: Авдонина Ю.Н., Бойко Н.Н., Болтовская Т.В., Ветчинников Д.В., Дергунова В.А., Зыков С.В., Коновалов В.А., Костина С.Н., Майстренко Г.А., Нарутто С.В. и другие авторы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем взаимодействия негосударственных некоммерческих организаций с органами государственной власти.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
Глава 1.Гражданско-правовые основы взаимодействия негосударственных некоммерческих организаций с органами государственной власти
1.1.Понятие негосударственных некоммерческих организаций
Негосударственные некоммерческие организации (далее - ННКО), в том числе общественные, выступают посредниками между государством и населением, принимая управленческие решения вне узких рамок политической элиты, организуя диалог с населением по ключевым вопросам национального развития, расширяя автономию, подтверждая активную гражданскую позицию, утверждая свою судьбу и судьбу государства [9; C.46].
В условиях меняющейся социально-экономической структуры, когда государству приходится принимать нетривиальные решения и тестировать различные варианты политических действий, гражданские организации выступают надежными проводниками обратной связи от населения к власти и с их помощью общественные организации обоснованность или необоснованность своих действий, информации о реакции на них населения.
В плюралистических демократических обществах, где часто сталкиваются интересы конфликтующих групп и индивидов, именно гражданские структуры разрешают конфликты ненасильственным и законным путем, выступая в роли посредников. В российском обществе с его сильными традициями директивного принятия решений и подавления инакомыслия эта роль негосударственных некоммерческих организаций должна быть особенно важна.
Деятельность ННКО сокращает разрыв между властью и обществом, снижает социальную напряженность и смягчает протестные настроения населения. Благодаря опыту самоорганизации и профессионализму, приобретенному в последние десятилетия, национальные организации гражданского общества являются не только важным кадровым, но и интеллектуальным ресурсом для выработки государственной политики и принятия управленческих решений в различных отраслях.
Именно гражданская инициатива, гражданский контроль и просвещение сегодня способны заложить основы правового государства, всеобщего соблюдения законности, защиты прав человека и гражданина, предотвращения коррупции - самой серьезной проблемы, препятствующей национальному развитию. С помощью гражданских организаций можно также повысить прозрачность государственного управления и доверие граждан к государственным институтам.
Принадлежность организаций к неправительственному негосударственному сектору определяется рядом специфических характеристик. Меньшая зависимость от разветвленной отраслевой структуры, большая способность к объединению различных видов ресурсов, более четкая ориентация на разнородные запросы на частичные общественные блага (например, образование, здравоохранение, социальное обеспечение), менее бюрократизированные организационные структуры управления и плюрализм в принятии решений - вот некоторые из отличий государственных организаций от негосударственных [16; C.32].
Разница между некоммерческими и коммерческими организациями заключается в особенностях перераспределения прибыли. Некоммерческие организации производят товары и оказывают услуги по более низким ценам за счет мобилизации и принятия труда добровольцев (людей, осуществляющих благотворительную деятельность в форме бесплатного труда). Другим основанием для выделения третьего сектора является организационная природа его составляющих. Это отличает их от сфер неформальной помощи и поддержки в кругу друзей и родственников, а также от общественных движений и общественных инициатив, не имеющих организационной формы.
Как таковые, ННКО не встроены в государственные структуры и не считают получение прибыли основной целью своей деятельности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301
3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410
4. Федеральный закон от 19.05.1995 №81-ФЗ (ред. от 21.11.2022) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" // СЗ РФ. – 1995. - № 21. - Ст.1929
5. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 04.08.2023) "О защите прав потребителей" // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 140,
Литература
6. Авдонина Ю.Н. Правовая политика в сфере защиты прав несовершеннолетних: опыт Российской Федерации и зарубежных правопорядков // Арбитражный и гражданский процесс. 2023. № 4. С. 17 - 21.
7. Бойко, Н. Н. Правозащитные организации и их роль в защите прав человека в современной России / Н. Н. Бойко, Л. С. Стуколова // Вестник университета (Российско-Таджикский (Славянский) университет). – 2018. – № 1(61). – С. 34-41.
8. Болтовская, Т. В. Защита прав и интересов детей органами опеки и попечительства / Т. В. Болтовская // Актуальные исследования. – 2021. – № 51(78). – С. 73-75.
9. Ветчинников, Д. В. Правозащитные организации в условиях цифровой экономики / Д. В. Ветчинников // Теория права и межгосударственных отношений. – 2020. – № 2(12). – С. 46-57.
10. Дергунова, В. А. Соотношение прав родителей и детей и их защита при исполнении решений судов о воспитании детей / В. А. Дергунова // Семейное и жилищное право. – 2020. – № 3. – С. 8-10.
11. Зыков С.В. О государственной правовой семейной политике в Российской Федерации / С.В. Зыков // Семейное и жилищное право. 2020. № 1. С. 13 - 17.
12. Жилина, Е. А. Защита прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных учреждениях / Е. А. Жилина // Студенческий форум. – 2019. – № 36-2(87). – С. 28-30.
13. Каирова, А. И. Неправительственные правозащитные организации: понятие, функции и правовое регулирование / А. И. Каирова, Э. Ф. Ханышова // Вопросы устойчивого развития общества. – 2020. – № 7. – С. 317-321.
14. Касаткина А.Ю. Семья в Российской Федерации: проблемы теории и практики / А.Ю. Касаткина // Семейное и жилищное право. 2021. № 5. С. 7 - 9.
15. Коновалов, В. А. Неправительственные правозащитные организации в становлении и развитии гражданского общества Российской Федерации / В. А. Коновалов // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. – 2019. – № 39. – С. 26-29.
16. Коновалова, А. П. Социально-педагогическая защита детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования / А. П. Коновалова, Ю. Н. Швалева // Источник. – 2018. – № 1. – С. 32-34.
17. Костина С.Н. Модели многодетности в современном российском обществе (результаты нарративного интервью) / С.Н. Костина, Е.В. Зайцева // Социологические исследования. 2021. № 3. С. 92 - 102.
18. Крашенинников П.В. Поддержка института семьи: конституционные поправки / П.В. Крашенинников, Е.В. Бадулина // Семейное и жилищное право. 2020. № 4. С. 19 - 24.
19. Майстренко, Г. А. Социальная защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без родителей / Г. А. Майстренко, А. Г. Майстренко // Образование и право. – 2022. – № 2. – С. 153-158.
20. Михайлов, А. Н. Международные правозащитные организации как вид охраны прав и свобод граждан / А. Н. Михайлов // Аллея науки. – 2021. – Т. 1, № 3(54). – С. 338-341.
21. Муратова С.А. Способы и формы защиты прав несовершеннолетних детей // Законы России: опыт, анализ, практика. 2023. № 6. С. 43 - 46.
22. Нарутто С.В. Семья как конституционная ценность // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 5. С. 24
23. Огнева, Е. А. Правозащитные организации в механизме реализации непосредственной демократии: особенности правового регулирования / Е. А. Огнева // Евразийский юридический журнал. – 2018. – № 4(119). – С. 310-312.
24. Павлова Л.В. О совершенствовании координации и взаимодействия субъектов в сфере защиты прав ребенка // Административное право и процесс. 2022. № 7. С. 19 - 22.
25. Пантелеев, К. Г. Правозащитные организации: понятие, виды и особенности / К. Г. Пантелеев // Эпоха науки. – 2018. – № 16. – С. 49-51.
26. Пелипейченко, О. В. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как гарант достойного будущего / О. В. Пелипейченко // Вестник науки. – 2019. – Т. 4, № 6(15). – С. 205-209.
27. Проблемы унификации международного частного права: монография / Н.В. Власова, Н.Г. Доронина, Т.П. Лазарева и др.; отв. ред. Н.Г. Доронина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИЗиСП, Юриспруденция, 2023. 672 с.
28. Смирнова, А. С. Защита прокурором в судебном порядке жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А. С. Смирнова // Молодой ученый. – 2020. – № 44(334). – С. 280-282.
29. Хазиева, Р. Р. Защита прав и законных интересов детей / Р. Р. Хазиева // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. – 2020. – № 1. – С. 156-161.
30. Шалаева, А. А. Правозащитные организации: понятие и проблемы классификации / А. А. Шалаева, И. С. Алехина // Управленческое консультирование. – 2018. – № 5(113). – С. 53-58.