Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное образование ставит перед педагогами и исследователями множество вызовов, в том числе в сфере обучения детей с особыми образовательными потребностями. Одной из значимых групп учащихся, требующих особого внимания и индивидуализированного подхода, являются младшие школьники с нарушением слуха. Нарушение слуха, будучи одним из наиболее распространенных среди детей с ограниченными возможностями, представляет собой серьезное препятствие для успешной адаптации и обучения в условиях обычной школьной среды.
В свете непрерывного развития педагогических и психологических наук, актуальность изучения этой проблемы становится все более очевидной. Понимание психологических особенностей таких детей, разработка эффективных методов диагностики и педагогических технологий способствуют созданию более инклюзивной образовательной среды, где каждый ученик имеет возможность раскрыть свой потенциал [12].
Актуальность данной курсовой работы проявляется в сфере образования, где обеспечение инклюзивной среды для всех учащихся становится важной задачей. Младшие школьники с нарушением слуха сталкиваются с уникальными трудностями в обучении, требующими специализированного подхода. В контексте стремления к обеспечению равных возможностей в образовании, изучение данной темы приобретает особую актуальность и социальное значение.
Отдельные аспекты проблемы настоящего исследования рассмотрены во многих научных публикациях. Например, психолого-педагогические особенности и особенности учебной деятельности детей с нарушением слуха рассмотрены в трудах сурдопедагогов и психологов Л. В. Андреевой, Р.М. Боскис, Г. А. Карповой, Ф. Ф. Рау, Е. Г. Речицкой, Н. Ф. Слезиной и других. Вопросы инклюзивного образования, а именно теоретические основы, практический опыт, проблемы и перспективы развития, изложены в трудах С. В. Алехиной, Т. В. Волосовец, И. В. Задориным, Е. Ю. Колесниковой, Е. Н. Кутеповой, И. И. Лошаковой, Н. Н. Малофеевым, В. И. Михалюк, Е. М. Новиковой, Т. А. Соловьевой, А. С. Федоровым, Е. Р. Ярской-Смирновой, и многих других.
Объектом исследования являются младшие школьники с нарушением слуха.
Предметом исследования служат особенности формирования учебной деятельности у младших школьников с нарушением слуха.
Цель данной курсовой работы – исследование особенностей формирования учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать проблемы формирования учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха.
2. Рассмотреть медико-психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
3. Изучить особенные методы обучения детей с нарушением слуха.
4. Выделить рекомендации по формирования учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ научных трудов и исследований по проблеме формирования учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха. Реализован комплексный исследовательский подход к изучению материала по теме работы.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в предоставлении конкретных рекомендаций и педагогических подходов, способствующих эффективному обучению младших школьников с нарушением слуха. Результаты исследования могут быть использованы педагогами, школьными администрациями и специалистами в области специального образования для адаптации учебных программ, создания более инклюзивных методик обучения, а также обеспечения поддержки и вовлечения родителей в образовательный процесс. Практические рекомендации, вытекающие из исследования, направлены на улучшение качества образования для детей с нарушением слуха и создание условий для их успешного интегрированного обучения в школах.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав и 4 параграфов, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1. Анализ проблемы формирования учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха
Минимальные нарушения слуха не являются наследственно обусловленными, вызываются различными заболеваниями и могут возникнуть в любом возрасте. Количество детей с минимальными нарушениями слуха накапливаются и к моменту поступления в школу в детской популяции насчитывается 1,9% таких детей. Можно предположить, что дошкольный возраст является критическим возникновения минимальных нарушений слуха, учитывая большую заболеваемость дошкольников отитами, простудными заболеваниями.
Дети младшего школьного возраста (в возрасте от 6 до 11 лет) с нарушением слуха представляют особую и уникальную категорию обучающихся, их развитие и адаптация требуют специфического внимания и поддержки [15].
Степени потери слуха у детей младшего школьного возраста классифицируются в соответствии с уровнем затруднения в восприятии звуков. В медицинской практике принято использовать следующую шкалу, основанную на уровне аудиометрической потери слуха:
1. Легкая потеря слуха: дети с легкой потерей слуха могут испытывать затруднения в восприятии тихих звуков или разговоров на расстоянии. Обычно аудиометрическая потеря слуха варьирует от 20 до 40 децибел (дБ).
2. Умеренная потеря слуха: дети с умеренной потерей слуха испытывают затруднения в восприятии речи, особенно в шумных средах. Уровень аудиометрической потери слуха обычно находится в диапазоне от 41 до 60 дБ.
3. Тяжелая потеря слуха: дети с тяжелой потерей слуха могут иметь серьезные трудности в восприятии речи без использования слуховых аппаратов или ассистивных технологий. Уровень потери слуха находится в диапазоне от 61 до 80 дБ.
4. Глубокая потеря слуха: дети с глубокой потерей слуха испытывают крайне сложности в восприятии звуков и речи даже при использовании слуховых аппаратов. Уровень аудиометрической потери слуха превышает 80 дБ.
5. Полная глухота: дети с полной глухотой не воспринимают звуки и речь даже при использовании слуховых аппаратов. Они могут полагаться на визуальные и тактильные методы коммуникации.
Важно отметить, что потеря слуха может быть симметричной (одинаковой для обоих ушей) или асимметричной (различной для каждого уха). Раннее обнаружение и диагностика степени потери слуха играют критическую роль в разработке индивидуализированных подходов к обучению и поддержке детей с нарушением слуха [9].
Дети младшего школьного возраста с нарушением слуха сталкиваются с уникальными вызовами в процессе обучения и социализации, что требует специального внимания и индивидуализированных подходов. Нарушение слуха в данном возрасте может оказать влияние на различные аспекты их развития, поэтому раннее выявление нарушения слуха и диагностика играют важную роль в предоставлении своевременной поддержки. Чем раньше обнаружится проблема, тем эффективнее можно предпринять меры для обучения и развития ребенка.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Л. В. Сурдопедагогика / Л. В. Андреева; под ред. М. Н. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М.: Академия, 2015. – 576 с.
2. Беляева, О. Л. К вопросу об инклюзивном и интегрированном образовании младших школьников с нарушенным слухом // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, 2014. – № 3. – С. 124-126.
3. Боскис, P. M. Глухие и слабослышащие дети. – М.: Советский спорт, 2010. – 304 с.
4. Важенина, С. В. Адаптационные характеристики детей младшего школьного возраста с нарушением слуха // Педагогика: история, перспективы. – 2020. – №4. – С. 9-17.
5. Гайдова, Ю. В. Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста: специальность 13.00.03 "Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Гайдова Юлия Викторовна. – Москва, 2005. – 17 с.
6. Голубева, Л. В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / Авт.-сост. Л. В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2011. – С. 96.
7. Кашникова, А. П. Применение информационных технологий при обучении детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха / А. П. Кашникова // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. – С. 168-173.
8. Курамин, С. А. Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха // Человек. Спорт. Медицина. 2006. – №3 (58). – С. 46-49.
9. Кутепова, Е. Н., Сунцова, А. С. Теоретический анализ проблемы инклюзивного образования в современных научных исследованиях // Вестник Череповецкого государственного университета, 2016. – № 2 – С. 105-110.
10. Леонгард, Э. И., Самсонова, Е. И., Иванова, Е.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. (Методическое пособие). Что важно знать родителям, воспитателям и учителям при обучении и воспитании детей с нарушением слуха, Москва, МГППУ / Отв. ред. С. А. Войтас – М.: МГППУ, 2011. – С. 278.
11. Моисеева, Р. И. Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания и обучения младшего школьника с нарушениями слуха / Р. И. Моисеева // Современные исследования в гуманитарных и естественнонаучных отраслях: сборник научных статей. Том Часть VII. – Москва: Издательство "Перо", 2021. – С. 103-107.
12. Мусхаджиева, Т. А. Особенности обучения детей с нарушением слуха дошкольного и младшего школьного возраста / Т. А. Мусхаджиева, С. Г. Бекаева // Семья XXI века: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и 40-летию ФГБОУ ВО «ЧГПУ», Грозный, 21 мая 2020 года. – Махачкала: Чеченский государственный педагогический университет, 2020. – С. 232-236.
13. Наумов, А. А. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / Авт.-сост. А. А. Наумов, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 146 с.
14. Самсонова, Е. В., Самсонова, Т. П. Основные педагогические технологии инклюзивного образования. Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 36 c.
15. Рогулева, В. Н. Оcобенности воспитания и обучения детей младшего школьного возраста с нарушением слуха / В. Н. Рогулева, Т. В. Асеева // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития: сборник статей Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 10 ноября 2018 года. – Магнитогорск: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2018. – С. 194-197.
16. Рукавицин, М. С. Модель психолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста с минимальными нарушениями слуха // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Сборник научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2017. – Вып. 54. – Ч. 7. – С.150-160.
17. Рукавицин, М. С. Обучение детей младшего школьного возраста с минимальными нарушениями слуха в условиях инклюзии / М. С. Рукавицин // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 56-6. – С. 226-233.
18. Туджанова, К. И. Интегрированный подход в обучении детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха / К. И. Туджанова // Идеалы и ценности отечественной педагогики и их воплощение в современной педагогической практике: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Коломна, 18 ноября 2016 года / Государственный социально-гуманитарный университет. – Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Государственный социально-гуманитарный университет", 2017. – С. 255-259.
19. Чикина, Э. Р., Артищева, Л. В. Особенности восприятия предметов у дошкольников с нарушениями слуха // Вестник науки. – 2023. – №4 (61). – С. 200-203.
20. Чумакова, С. П. Основы коррекционной педагогики: пособие / С. П. Чумакова. – Могилев: Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2005. – 80 с.
21. Шипилова, Е. В. Особенности деятельности классного руководителя в работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями слуха / Е. В. Шипилова // Защита детства: проблемы, поиски, решения: Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к Десятилетию детства в России, Железноводск, 19–20 апреля 2019 года / Под ред. Смагиной М. В. – Железноводск: Центр научного знания "Логос", 2019. – С. 332-339.
22. Шипицина, Л. М. Психологические проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация государственной политики в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Кисловодск, 21-23 апреля 2010 г.). – Ставрополь, 2010. – С. 69 – 71.