Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальной задачей, стоящей сегодня перед начальной школой, выступает формирование нравственно-волевых качеств у младших школьников. Это обусловлено тем, что обучение в школе сопряжено с выполнением учебной задачи, которая требует от учащихся настойчивости, терпения, дисциплинированности, организованности. Это те качества, которые помогут учащимся достичь поставленных целей. Кроме того, первые трудности в учебе помогут ученику обрести самостоятельность и решительность, то есть первые годы пребывания в школе остаются наиболее важными и ответственными в решении задачи формирования нравственно-волевых качеств учащихся.
О значимости нравственно-волевого воспитания младших школьников говорили многие педагоги – это Н.И. Болдырев, З.Н. Васильева, И.А. Каирова, А.А. Калюжный, П.Ф. Каптерев, В.С. Юркевич и другие.
Решающую роль в учебной деятельности играют волевые процессы, которые по мнению многих исследователей (А.В. Иващенко, Е.И. Рогов, П.А. Рудик, В.И. Селиванов, Н.Б. Сенько) отражают сознательное регулирование учащимися своих действий при преодолении трудностей в достижении поставленной учебной цели.
Процесс становления личности и ее нравственно-волевой сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и изменяется всю сознательную жизнь человека. Но есть такая основа, без которых человек не может жить в человеческом обществе. Поэтому обучение основам общежития необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных. Первые годы пребывания в школе являются важным и ответственным этапом в формировании нравственно-волевых качеств у младших школьников, приобщении их к высоким и разнообразным нравственным ценностям.
Проблема формирования нравственно- волевых качеств у младших школьников сегодня очень актуальна. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие личности школьника, на формирование у него нравственно – волевых качеств необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. Задачами трудового воспитания в начальной школе является как формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии, так и развитие интереса к трудовой деятельности, творческого подхода к процессу труда. Этим характеризуется актуальность выбранной темы «Воспитание нравственно-волевых качеств у детей младшего школьного возраста в процессе труда».
Объект исследования: процесс формирования нравственно-волевых качеств у младших школьников.
Предмет исследования: влияние трудового процесса на формирование нравственно-волевых качеств у младших школьников.
Цель исследования: выявить влияние трудового процесса на формирование нравственно-волевых качеств у младших школьников
Гипотеза исследования: формирование нравственно-волевых качеств у младших школьников будет осуществляться эффективно, если проводить работу по трудовому воспитанию в системе целостного педагогического процесса.
Задачи исследования:
1.Изучить психологические особенности формирования нравственно-волевых качеств у младших школьников
2. Рассмотреть роль труда в процессе формирования личности младших школьников
3. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию нравственно-волевых качеств у младших школьников
4. Разработать комплекс мероприятий по развитию нравственно – волевых качеств в процессе труда младших школьников
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования,
практические: диагностика, количественный и качественный анализ.
Методологическую основу исследования составили труды ученых, рассматривавших аспекты развития нравственного и волевого развития качеств личности А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, Е.П. Ильина, П.А. Рудика, А.В. Иващенко; психолого-педагогические исследования, раскрывающие особенности воспитания младших школьников Р.С. Немова, И.Ф. Харламова, В.А. Сластенина, В.И. Максаковой.
База исследования: МБОУ СОШ №
Практическая значимость исследования. Разработанные формы и методы организации работы по формированию нравственно-волевых качеств у младших школьников могут быть использованы учителями начальных классов в образовательном процессе.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, списка использованной литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО – ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1 Психологические аспекты формирования нравственно – волевых качеств у младших школьников
В рамках внедрения нового Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования второго поколения (ФГОС НОО), а также умственного, физического и профессионального образования особое внимание уделяется нравственности, от которой во многом зависят остальные компоненты образования и что предполагает духовное становление и развитие личности человека и его ценностных ориентаций. В соответствии со стандартом на уровне начального общего образования достигаются: формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся; духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривающее принятие ими нравственных норм, нравственных установок, национальных ценностей [6].
Лазарук М.А. толковал слово нравственность как «нравственное учение, правила воли, совесть человека». С годами изменилось понимание морали.
В.А. Сухомлинский говорил о необходимости заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». «Непоколебимый фундамент нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость не доступны человеческому постижению. видит, делает и наблюдает» [16, с.78].
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе воспитания ребенка доминирует его собственная сторона воспитания. В воспитании младших школьников такой стороной будет нравственное воспитание: дети усваивают простые нравственные нормы, учатся следовать им в различных ситуациях. Воспитательный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, возрастает роль учебного процесса в нравственном воспитании. Содержание нравственных понятий обусловлено теми научными знаниями, которые школьники получают, изучая учебные предметы. Сами по себе нравственные знания не менее важны для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.
Формирование нравственного характера происходит в процессе всей многогранной деятельности детей (игры, учения), в тех разнообразных отношениях, которые складываются у них в различных ситуациях со сверстниками, с детьми младше себя и со взрослыми. Однако «нравственное воспитание есть осознанный процесс, предполагающий определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий» [9, с.97].
Решающую роль в учебной деятельности играют волевые процессы, которые по мнению многих исследователей (А.В. Иващенко, Е.И. Рогов, П.А. Рудик, В.И. Селиванов, Н.Б. Сенько) отражают сознательное регулирование учащимися своих действий при преодолении трудностей в достижении поставленной учебной цели [3].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2016. - 318 c.
2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. М.: Просвещение. 2015. – С. 36-39.
3. Бондырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М: Просвещение. 2014. – С. 51-54.
4. Гаврилюк, Н. П. Формирование волевых качеств младшего школьника как условие его развития и успешности в обучении: автореф. канд. пед. наук. – СПб., 2006. – 258 с.
5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение. 2014. 223 с.
6. Еремина А.Л. Организация внеурочной деятельности учащихся начальной школы в контексте ФГОС НОО / А.Л. Еремина // Вестник научных конференций. – 2018. - № 6-1 (34). – С. 41-42
7. Завьялова, Н.Ю. Особенности воли младших школьников /Н.Ю. Завьялова // Образование и воспитание. – 2017. – №11. – С.19-21.
8. И.А.Каиров, О.С.Богданова Азбука нравственного воспитания / О.С.Богданова И.А.Каиров. - Москва: Огни, 2018. - 163 c.
9. Капрова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. М: Просвещение. 2012. – С. 42-51.
10. Козлов Е.П. Воспитание нравственного сознания школьников. М.: Просвещение. 2013. – С. 28-32.
11. Лиходей Н.В. Программа воспитательной работы с классом. - М., ТЕИС. 2015. – С. 21-25.
12. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы // // Начальная школа. 2016. №7. – С. 21-29.
13. Матюхина М.В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: Учебное пособие /М.В. Матюхина, С.Б. Спиридонова. – Волгоград: Перемена, 2015. – 214 с.
14. Нравственное и трудовое воспитание: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 154 с.
15. Нечепаева С.А., Шамшева Г.В. Системная организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках линейного расписания / С.А. Нечепаева, Г.В. Шамшева // Вестник Воронежского института развития образования. – 2019. - № 3. – С. 191-195
16. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников. - М.: Просвещение, 1981.
17. Сиротина И.С. Внеурочная деятельность в начальной школе / И.С. Сиротина // Альманах мировой науки. – 2017. - № 3-2(18). – С. 101-103
18. Стажкова, М.А. Роль трудового воспитания в становлении волевых качеств младших школьников / М.А. Стажкова// Концепт. – 2014. – № 11. – С. 116-120
19. Степанов, П.В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П.В. Степанов. - М.: Педагогический поиск, 2017. - 468 c.
20. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.
.Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Избр. пед. соч.: В 3 т. Т. 3. - М., 1979. - 217 с.
21. Урунбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки. - Алматы: Казгосиздат, 1999.
22. Цветкова, М. С. Информатика. Математика. 3-6 классы. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы / М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019. - 128 c.
23. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников./ И. Ф. Харламов // — М.: ЮРИСТЪ, 1983. — С. 334–335.
24. Чернышенко И.Д.: Трудовое воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1981.
25. Шабля А.А. Выявление эффективных форм организации внеурочной деятельности в начальной школе / А.А. Шабля // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2020. - № 2 (22). – С. 108-112