Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная жизнь требует от нас эффективного использования времени. Оно становится все более дефицитным ресурсом, и наш успех во многом зависит от того, как мы взаимодействуем с ним. Время охватывает все аспекты нашей жизни - работа, отдых, отношения, саморазвитие. Мы все стремимся к достижению баланса и оптимальному использованию этого ресурса. Однако, взаимодействие со временем - это не только сознательное планирование и организация, но и наши субъективные представления о времени.
Наше отношение к времени формируется с ранних лет, влияет на наше восприятие окружающего мира и определяет наши жизненные приоритеты.
В нашей быстротекущей жизни все чаще и чаще мы сталкиваемся с проблемой нехватки времени, ощущением, что сутки недостаточно для выполнения всех задач.
Личностное психологическое время играет важную роль в нашей жизни, оно помогает нам осознать наши внутренние потребности и ценности, а также способствует развитию самосознания и самоопределения.
Изучение временной перспективы является объектом интереса во многих областях психологии, как например, психология мотивации, психология труда и психология личности. Эта тема остается актуальной в свете проблемы профессионального самоопределения и планирования карьеры. Однако, в настоящее время изучение времени личности переходит и в область практического применения. Важным направлением становится тайм-менеджмент - одна из самых популярных прикладных дисциплин. Это свидетельствует о том, что необходимо провести дополнительные исследования, чтобы внедрить знания о временной перспективе в повседневную деятельность. Такой подход позволит максимально интегрировать эту тему в различные сферы жизни.
Область исследования, связанная с временной перспективой личности и ее взаимосвязью с деятельностью, является очень интересной и актуальной. Путем анализа временных аспектов мы можем раскрыть закономерности в выборе, организации и оптимизации деятельности с учетом временных факторов. Более глубокое понимание особенностей личности, занятой определенным видом деятельности, может пролить свет на процессы профориентации, карьерного роста и работы в целом. Исследование в этой области может фундаментально изменить нашу понимание о том, как время влияет на выбор и эффективность деятельности, а также как личностные характеристики и стиль работы связаны с управлением временем. Эти знания, в свою очередь, могут быть полезными для разработки практических рекомендаций в области профориентации, карьеры и улучшения психологического комфорта на рабочем месте. Внесение исследований на эту тему в область профессиональной психологии и карьерного консультирования может привести к прогрессу в разработке инструментов и подходов, способных улучшить процессы профессионального развития и удовлетворенности работой.
Цель работы- изучить временные перспективы личности путем анализа временных аспектов
Объект исследования – временные перспективы личности
Предмет исследования – личность
Методы исследования – подбор, анализ, систематизация полученного теоретического материала и знаний.
1. Теоретические аспекты отношения человека к настоящему, прошлому и будущему как фактор личностного развития
1.1. Изучение понятие «временная перспектива личности», его сущность, основные характеристики и факторы формирования
Существует множество исследований, посвященных понятию "временная перспектива" в психологии. Вопрос о ее содержании и классификации привлекал внимание таких ученых, как Е.Ю. Мандрикова, О.Н. Попова и Н.М. Савлакова. Они предлагают различные подходы к трактовке данного феномена. Один из таких подходов - мотивационный, согласно которому временная перспектива рассматривается как мотивационное образование, регулирующее поведение и деятельность человека. Другой подход - причинно-целевой, он предполагает связь между событиями, образующими временную перспективу, их последовательностью и взаимозависимостью.
Однако, помимо этих подходов, в психологии существуют и другие трактовки временной перспективы. Например, можно выделить следующие:
- когнитивный подход, основанный на исследованиях когнитивных процессов, связанных с восприятием времени и оценкой будущих событий;
- эмоциональный подход, который рассматривает временную перспективу как фактор, влияющий на эмоциональное состояние человека и его способность регулировать эмоции;
- социальный подход, акцентирующий внимание на социокультурных аспектах временной перспективы и ее роли в формировании социальной идентичности.
Каждый из этих подходов имеет свои особенности и привносит в понимание временной перспективы новые аспекты. Важно учитывать и совмещать различные представления о данном феномене, чтобы более полно и точно исследовать его влияние на жизнь и деятельность человека.
В психологии существует несколько подходов к изучению временной перспективы человека. Рассмотрим некоторые из них:
1. Типологический подход: он основывается на идее о том, что временная перспектива связана с личностной организацией жизни и деятельности человека. К представителям этого подхода относятся К.А. Абульханова, В.И. Ковалев, Л.Ю. Кублицкене. Они исследовали различные типы временной перспективы, учитывая индивидуальные особенности каждого человека.
2. Оценочный подход: он рассматривает временную перспективу как аффективное отношение к событиям прошлого, настоящего и будущего. Представители этого подхода, такие как Ф. Зимбардо, О.В. Митина, А. Сырцова, интересовались тем, как люди оценивают прошлые события, как они переживают настоящее и как они ожидают будущее.
3. Прогностический подход: в рамках этого подхода временная перспектива рассматривается как возможность прогнозирования и проектирования будущего. Л.А. Регуш исследовал возможности предсказания событий и разработки стратегий поведения на основе временной перспективы.
4. Экзистенциальный подход: его представители рассматривают временную перспективу как переживание экзистенциальных смыслов существования от прошлого к будущему. Они исследовали вопросы о смысле жизни, поиске своего места в мире и стремлении к самореализации.
Подходы к изучению временной перспективы человека разнообразны и дают возможность понять, как люди воспринимают и осознают свое прошлое, нынешнее и будущее. Каждый подход вносит свой вклад в наше понимание того, каким образом время влияет на нашу жизнь и деятельность.
Возможно, Ж. Нюттен был прав, говоря о временной перспективе как о взаимном расположении объектов или событий в сознании человека. Некоторые ученые, такие как М.Р. Гинзбург, И.В. Дубровина и Н.Н. Толстых, рассматривают временную перспективу как объект целенаправленного построения и образовательного процесса. Это означает, что мы можем активно создавать и управлять временной перспективой, основываясь на своих целях и стремлениях. В прошлом, события, составляющие временную перспективу, могут всплывать из нашей памяти, а в будущем мы можем виртуально создавать содержание нашей временной перспективы, исходя из того, что мы хотим достичь. Есть несколько характеристик временной перспективы, которые мы должны учесть, чтобы эффективно управлять своим временем и достигать поставленных целей.
Глубина или протяженность, насыщенность, структурированность, реалистичность и яркость – вот основные характеристики временной перспективы, которые определяют способ восприятия и оценки событий в жизни человека. Исследователи Е.И. Головаха и А.А. Кроник утверждают, что временная перспектива представляет собой субъективную картину жизненного пути личности. Она включает в себя осознанные представления о взаимосвязи событий, их длительности, последовательности и принадлежности к определенным периодам жизни.
Среди ключевых характеристик временной перспективы выделяется глубина или протяженность, которая определяет интервалы времени между последовательностью событий. Важно отметить, что каждый человек воспринимает свой жизненный путь по-разному и имеет свою уникальную глубину переживания.
Однако, насыщенность является также важным аспектом временной перспективы. Она отражает плотность распределения событий в разные периоды жизни. Некоторые люди могут испытывать временные промежутки, полные событий и активности, в то время как у других эти периоды могут быть более спокойными и малоинтенсивными.
Структурированность также играет значительную роль в формировании временной перспективы. Наличие или отсутствие осознанных связей между событиями влияет на то, как мы организуем и воспринимаем нашу жизнь. Некоторые люди предпочитают создавать ясные планы и стройную структуру, в то время как другие предпочитают более свободный и неструктурированный подход.
Не менее важными являются реалистичность и яркость событий в восприятии человека. Каждое событие в нашей жизни может восприниматься по-разному, в зависимости от нашей эмоциональной окраски и оценки. Некоторые события могут оставить яркий след в памяти и быть ощутимыми на протяжении всей жизни, в то время как другие могут исчезнуть из памяти или стать менее значимыми со временем.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С., Практикум-хрестоматия по возрастной психологии. СПб.: Прометей, 2018. 384 с.
2. Белинская Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие / Е.П. Белинская. - М.: Академия, 2015. - 304 c.
3. Бирюлин С. Стратегия жизни. Как спланировать будущее, наполненное смыслом и счастьем. М.: Бомбора, 2020. 208 с.
4. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с.
5. Введение в клиническую психологию: учебная программа дисциплины / сост. Н.В. Дворянчиков, Ю.С. Калягин. — Москва: ГБОУВПОМГППУ, 2014. — 31с." [Источник: https://psychlib.ru/resource/pdf/uchmet/DUpVkp-2014/DUpVkp]
6. Исаева А.Н., Зайцева Ю.А. Временная перспектива и смысложизненные ориентации молодых людей с различными стратегиями конструирования идентичности. URL: http://ljournal.ru/wp-content/uploads/2016/02/isa-zai_01_25.12.2015.pdf
7. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. К64 Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с...." [Источник: https://psychlib.ru/mgppu/KAS/KAS-001.HTM]
8. Михальченко К. А. Развитие личности в период взрослости в концепциях А. Маслоу, Э. Эриксона и К. Роджерса // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 5-11.
9. Практикум по психологии состояний личности. — 2-е изд., испр. и перераб. — СПб.: Питер, 2014. - 218 с.
10. Проблемы психологии личности / Отв. ред.: Е.В. Шорохова, О.И. Зотова [Электронный ресурс] - Институт психологии Российской академии наук, Москва. - URL: http://www.ipras.ru.