Фрагмент для ознакомления
2
Структурно-функциональный подход рассматривает региональное кино как систематически организованную структурную целостность реги-онального компонента, в которой каждый элемент выполняет свою функ-цию и оказывает влияние как на местную культурную сферу, так и на об-щество в целом в данном регионе. Некоторые ученые отмечают, что цен-ности, нормы и модели социального поведения людей в их глубинке, пере-даваемые региональным кинематографом, формируются в результате вы-полнения различных функций в рамках этой системы (например, стабили-зация, трансформация или дестабилизация) влияют на состояние обще-ственной системы и структуру общества и, следовательно, влияют на структуру общества в целом.
Региональная идентичность основана на выявлении уникальности конкретного региона и основана на этнокультурных особенностях терри-тории. Его содержание состоит из переменных тождеств, которые образу-ют конструктивную систему. Региональное кино как репрезентация регио-нальной идентичности демонстрирует когнитивную (знание культуры ре-гиона, географические образы), ценностную (выражение смыслов и ценно-стей регионального сообщества через символы, знаки, историческую па-мять), чувственную и эмоциональную (чувства родства, любви к Малой Родине) составляющие. И это то, что необходимо проанализировать стар-шеклассникам при изучении регионального кино.
Более того, этот аспект может иметь как положительную, так и отри-цательную коннотацию, в зависимости от истории личной жизни режиссе-ра. Такие повторяющиеся презентации в форме фильмов, которые можно исследовать, раскрывают определенные аспекты существования региона и, следовательно, создают и конструируют его.
Культурное понимание региона как пространства, ограничивающего прогресс и останавливающего время, заменяется в постмодернистской тео-рии концепцией «детерриториализации» (Ж. Делез, Ф. Гваттари), суть ко-торой заключается в историческом растворении пространственности и тем самым в децентрализации культурного порядка и форм свободного сосу-ществования различных региональных групп населения. Идеи Дж. Делезы и Ф. Гваттари имеют особое значение в контексте поиска путей понимания феномена регионального развития. Киноиндустрия, как социальный агент, интегрированный в определенное социокультурное пространство или кон-текст взаимодействия, соответствующий определенному месту, имеет воз-можность достичь символической мобильности, то есть репрезентации ре-гионального кино. Такой поиск новых форм свободного существования различных сообществ, культурных порядков и переход распространения фильмов среди местных групп в массы способствует детерриторизации со-циокультурных закономерностей. В свою очередь, эта символическая мо-бильность является не столько способом избежать социального и про-странственного неравенства, сколько предпосылкой для развития и жизне-способности региона [12].
Следует отметить связь кино с философией, где виртуальность явля-ется объединяющим фактором. Делез и Деррида указывают на контуры нового видения мира, которое раскрывается в терминах «виртуальная ре-альность», «постреальность», «гиперреальность», где реальный мир – ви-димый, слышимый и осязаемый мир - отходит на второй план. Не имею-щее ни пространственных, ни временных границ кино воплощает мировоз-зренческий феномен как способ постижения внутреннего мира человека и его связи не только со своей общностью, природой, культурой, но и с ми-ром в его фрагментарности и целостности.
Основные методологические аспекты исследований режиссера рас-сматриваются С.Я. Штейном, который отмечает, что в киноведении в ос-новном используются традиционные подходы - исторический, сравнитель-но-исторический, биографический, историко-биографический, тематиче-ский, контекстуальный. В то же время вопрос об единстве аналитических инструментов для фильма остается открытым.
Разнообразие подходов к изучению феномена регионального кино школьниками позволяет выявить основные атрибуты, формирующие дух региона, с помощью ментальных, культурно-символических, территори-ально-функциональных и социоструктурных аспектов теоретического ана-лиза. В то же время появление множества форм регионального представи-тельства, в нашем случае кино, связано с позиционированием регионов в социокультурном пространстве посредством целенаправленно создавае-мых культурных и географических образов; ценностные ориентации и оценочные суждения, носящие повествовательный характер; культурно-историческая память; система нормативных актов, обеспечивающих пове-дение и ориентировочные практики в региональном пространстве [24].
Анализ содержания фильмов показал, что региональный кинемато-граф постсоветского периода демонстрирует формирование интереса к культурной самобытности и этнической идентичности. Поэтому рассмат-риваются не только эти субъекты Российской Федерации (например, Рес-публики Якутия и Бурятия, Чукотский автономный округ), но и другие ре-гионы с их культурными особенностями (Калужская и Омская области), учитывающие особенности и состояние регионального кинематографа. Был исследован ряд короткометражных и художественных, документаль-ных и художественных фильмов. Анализируются публикации в СМИ, ста-тьи в научных журналах, посвященные региональным фильмам, а также отзывы журналистов «Искусство кино».
Региональное кино отражает растущее разнообразие частных (мест-ных) и общественных интересов по всему миру, а также создаваемые ими образы. Разнообразие образов создается не только жанрами фильмов, но и считается производным от местного сообщества, а также от самого ре-жиссера во время локальных мероприятий.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баженова Л.М. В мире экранных искусств. -Изд-во ВИПК, ВИКИНГ, Ассоциация деятелей кинообразования, 1992. -71 с.
2. Баженова Л.М. Наш друг экран. Пособие для учащихся обще-образовательных школ. (1-4 классов). Вып. 1, 2. -М.: Пассим, 1995. -77 с. + 74 с.
3. Баранов О.А. Кино во внеклассной работе в школе. -М.: Изд-во ВБПК, 1980. - 48 с.
4. Баранов О.А. Медиаобразование в школе и вузе. Тверь: Изд-во Тверского гос. пед. ун-та, 2002. –87 с.
5. Баранов О.А. Экран становится другом. -М.: Просвещение, 1979. -96 с.
6. Бернштейн А.Я. На уроке -художественный фильм. -М.: Изд-во БПСК, 1971. -52 с.
7. Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры. –Омск: Изд-во Си-бир. филиала Рос. ин-та культурологии, 2000. –91 с.
8. Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. Учебное пособие для среднего и старшего школьного возраста. -М.: SVR-Аргус, 1994. -64 с.
9. Бондаренко Е.А. В мире кино. М., 2003.
10. Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. Учебное пособие для сред-него школьного возраста по предмету «Основы экранной культуры». -М.: SVR-Аргус, 1994. -96 с.
11. Вайсфельд И.В. Развитие кинообразования в условиях пере-стройки. -М.: Изд-во Общества друзей кино, 1988. -21 с.
12. Вайсфельд И.В. Кино в педагогическом процессе//Сов. педаго-гика. -1982. -No 7. -С. 35-38.
13. Вайсфельд И.В. Эволюция экрана, эволюция восприя-тия//Специалист. -1993. -No 5. -С. 3-6.
14. Вайсфельд И.В., Демин В.П., Михалкович В.И., Соболев Р.П. Встречи с Х музой: Беседы о киноискусстве. Книга для учащихся старших классов. В 2-х т. -М.: Просвещение, 1981. Т.1. -223 с. Т.2. -175 с.
15. Вартанова Е.Л., Засурский Я.Н. Российский модуль ме-диаобразования: концепции, принципы, модели//Информационное обще-ство. –2003. -No 3. –С.5-10.
16. Гельмонт А.М. Кино как фактор воспитания//Вестник просве-щения. -1927. -No 5. -С.9-21.
17. Ильичев С.И., Нащекин Б.Н. Кинолюбительство: истоки и пер-спективы. -М.: Искусство, 1986. -110 с.
18. Кандырин Б.Н. Детское и учебное кино//Искусство в школе. -1929. -No 2-3. -С. 57-58.
19. Кино -дети -школа/ Под ред. А.М.Гельмонта. -М.: Работник просвещения, 1929. -240 с.
20. Короченский А.П. «Пятая власть»? Медиакритика в теории и практике журналистики. –Ростов: Изд-во Ростов. гос. ун-та, 2003. –284 с.
21. Левшина И.С. Подросток и экран. -М.: Педагогика, 1989. -176 с.
22. Люблинский П.И. Кинематограф и дети. -М.: Право и жизнь, 1925. -122 с.
23. Медиаобразование, интегрированное с базовым/Под ред. Л.С.Зазнобиной.-М.: Изд-во Южного округа управления московского об-разования, 1999. –173 с.
24. Медиаобразование/Под ред. Л.С. Зазнобиной.-М.: МИПКРО, 1996.-80 с.
25. Менжинская Ю.И. Ближайшие задачи в области кино для де-тей//На путях к новой школе. -1927. -No 3. -С.5-14.
26. Менжинская Ю.И. Задача массовой работы с детьми в ки-но//Искусство в школе. -1927. -No 1. -С. 18-20.
27. Монастырский В.А. Киноискусство в социокультурной работе. –Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 1999. –147 с.
28. Мурзина, И.Я. Технология «Образ и мысль» в преподавании дисциплин эстетического цикла: учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т – Екатеринбург, 2009. – 39 с.
29. Нечай О.Ф. Основы киноискусства. -М.: Просвещение, 1989. -288 с.
30. Новикова А.А. Медиаобразование в России и Европе в контексте глобализации. –Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. –168 с.
31. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. -Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. -175 с.
32. Рабинович Ю.М. Кино как средство воспитания школьни-ков (опыт создания системы)//Кино: прокат, реклама, методика, практика. М.: Союзинформкино, 1986. -32 с.
33. Революция -искусство -дети. Материалы и документы/Сост. Н.П.Старосельцева. –М.: Просвещение, 1967. –416 с.
34. Рыбак Л.А. Наедине с фильмом. Об искусстве быть кинозрите-лем: Кино и школа -М.: Изд-во БПСК, 1980. -57 с.
35. Рыбак Л.А. Прочитано экраном: Кино и школа. -М.: Изд-во БПСК, 1975.
36. Рыбак Л.А. Русская классика на экране: Кино и школа. -М.: Изд-во ПСК, 1976. -63 с.
37. Рыбак Л.А. Сов. литература на экране: Кино и школа. -М.: Изд-во БПСК, 1978. -64 с.