Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Менеджмент организаций в каждой стране отличается друг от друга не просто взглядами на собственно управление в целом: на него влияют и философия, и национальная культура, и политическая структура общества. Чтобы успешно вести дела за пределами своего государства, руководители компаний должны знать социокультурные особенности других стран, понимать их влияние на работу и организационные процессы на внешнем рынке. На формирование японской модели менеджмента оказали большое воздействие традиции, ценности и приоритеты государства, а также люди, с их покорным, сдержанным и скромным характером.
Модель менеджмента какой-либо организации является одной из главных причин ее успеха. В современных российских условиях создание эффективного менеджмента стало краеугольным вопросом организации управления предприятием. Японский тип управления, сформировавшийся в восемнадцатом веке, по сей день является признанным в мире эталоном, к которому, наконец, обратила свой взор и Россия, поэтому попытки предпринимателей изучить и применить принципы управления в российских реалиях актуальны .
В настоящее время существует достаточно много теорий управления человеческими ресурсами. Управление организациями стран зачастую схоже по некоторым критериям, но, конечно, есть и множество отличительных черт, такие, как: традиции, менталитет народов, отражающиеся и в его менеджменте. Как было указано выше, японская модель является одной из ведущих систем управления организацией. Опыт показывает, что компании, придерживающиеся именно данного метода, достигают огромного успеха. Этим можно объяснить крепкие позиции Японии на мировом рынке.
Целью данной работы является рассмотрение принципов менеджмента крупнейших корпораций Японии.
Задачи:
- описать национальные модели менеджмента, дать характеристику японской модели менеджмента;
- описать японскую модель менеджмента;
- изучить механизм Кайдзен;
- рассмотреть философию Дао «Toyota», «Сони».
- рассмотреть применимость японской модели менеджмента в России.
Объект исследования – японская модель менеджмента. Предмет исследования – вопросы реализации японской модели менеджмента на практике.
1 НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ
1.1 Общая характеристика национальных моделей менеджмента. Характеристика японской модели менеджмента
Национальная модель менеджмента – это совокупность управленческих решений и концепций в рамках предприятия какой-либо страны, обусловленных социокультурными особенностями. Данный компонент играет колоссальную роль в процессе производства товаров и услуг. Также, модель менеджмента определяет систему управления предприятия в конкретной стране, организационную структуру предприятия, обуславливает процесс принятия управленческого решения. Далее мы рассмотрим виды национальных моделей управления: американская модель, которая характеризуется высокой степенью индивидуализма и постоянного контроля; японский менеджмент, отличительной чертой которого является концепция непрерывного обучения и коллективизм; европейская модель, обуславливающаяся демократизацией процесса принятия решения и потребностью в рациональном обосновании принимаемых решений; а также арабская модель, склонная к традициям, подвергаемая влиянию религию.
В первую очередь стоит рассмотреть американскую модель менеджмента. В работе «Японский и Американский менеджмент» Отличительной чертой американской модели менеджмента является, в первую очередь, ориентация на персонал, который является основным источником производительности . Наёмные работники должны иметь определённую автономию, а также, руководство должно учитывать формально-позитивные санкции в переменных издержках для работников. При этом, как и управленческий штат, так и наёмные работники должны ограничивать собственную деятельность в соответствии с той квалификацией, которую они имеют. Конечно же, также немаловажна роль поддержания обратной связи с внешним миром. Это касается внешней среды организации, в особенности потребителей, мнение которых стоит учитывать в процессе производства товаров и услуг. В целом, в американской модели управления акцент делается на личность самого менеджера, умеющего ограничивать свободу, а с другой стороны давать её персоналу в различных ситуациях, а также определённую специализацию, систему санкционирования и контроля.
Важнейшие черты японского характера входят: скромность, сдержанность и дипломатичность, позволяющие конструктивно выстраивать отношения в коллективе, также сотрудник должен обладать трудолюбием и упорством, но данные черты, к сожалению, не всегда ведут к благоприятным последствиям. У сотрудников японских компаний, на основе непрерывной деятельности в компании и традиций, формируется обострённое чувство долга, в исполнении которого представители различных организаций видят основную жизненную цель. И фанатизм в процессе реализации профессиональной деятельности может способствовать совершению действий суицидального характера .
В исследовании авторы отмечают эксперта в области менеджмента – ведущего мирового специалиста Хидеки Йосихару, который, в свою очередь, отмечает шесть основных и отличительных особенностей национального и японского управления.
1) Гарантия занятости и создание доверительной обстановки;
2) Гласность и ценности корпорации;
3) Управление, основанное на информации и ориентированное на качество;
4) Постоянное присутствие руководства на производстве;
5) Поддержание чистоты и порядка.
Авторитет и власть в Японии зависят от стажа, а не от заслуг. Из всего вышеупомянутого можно сделать умозаключение:
Японская концепция управления неразрывно связана с коллективизмом в процессе анализа проблем и их решения .
Первостепенно, управляющие и сотрудники должны воспринимать не только ограниченно личный или национальный опыт, но и опыт зарубежных стран. При этом, национальные традиции не должны нивелироваться.
Стоит отметить, Япония достигла существенных успехов благодаря опоре на социальный опыт и исторически-сложившиеся отношения между людьми. В компаниях, как правило, выстраиваются доверительные отношения, более молодые работники обязаны толерантно относиться к старшим, воспринимая их персональный опыт. Иерархическое принятие решения является основным признаком коллективизма, который свойственен для всех Японских компаний. Учитывая тот факт, что в данной стране компании придерживаются концепции пожизненного найма, можно сделать вывод о том, что на протяжении всей жизни сотрудники получают непрерывный опыт и образование. А, соответственно, к более авторитетным и опытным сотрудникам, опираясь на знание их навыков, ценностей и психологического портрета, относятся приоритетно в процессе принятия управленческих решений, хотя при этом оно никогда не будет принято, пока во время переговоров абсолютно все не придут к консенсусу.
Сопоставление научных трудов позволяет сделать вывод, что для японской модели характерна опора на традиции. Мы видим, что этой модели управления свойственно непрерывное образование, ориентированность на качество. В работниках особо ценится трудолюбие. При анализе трудов разных авторов существенной разницы в подходах к выделению признаков нет. Японская модель управления отличается четкостью и непротиворечивостью, поэтому у исследователей не возникает противоречий.
Также не стоит забывать и то, что в Японии активно продвигается идея о том, что работающий по найму должен всю свою жизнь трудиться в одной компании. Эта идея является одной из основных, на которых и держится вся модель японского менеджмента. Нередко молодые специалисты уезжают учиться в США. Там они запоминают методы их компаний по управлению и организации, учатся их применять на практике. А после возвращаются в родную страну и уже в ней внедряют эти методы, используя их наиболее выгодным образом. Именно в этом и прослеживается роль традиций, роль страны, в которой они выросли . Главной особенностью японской модели управления является «пожизненный найм». Эта система подбора персонала определяет прямую зависимость должности в компании от возраста и опыта человека: в Японии практически отсутствуют молодые директора и управляющие компаниями. Фирмы гарантируют занятость своих работников не только перед уходом на пенсию, но и в случае рецессии, а также других непредвиденных обстоятельств. Работник испытывает чувство стабильности своей жизненной позиции, «уверенности в завтрашнем дне». В этой связи японская система «пожизненного найма» рассматривается нами как мощнейшее средство мотивационного характера.
Деятельность многих японских фирм характеризуется кадровой ротацией, заключающейся в переподготовке персонала по новым специальностям примерно каждые 3–5 лет, что способствует подготовке к переходу на более высокие руководящие должности. Таким образом, происходит диверсификация навыков, что, в свою очередь, обеспечивает формирование так называемой «неспециализированной карьеры»: каждый работник за свою жизнь развивается, осваивая при этом до пяти новых специальностей.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Абулханова Г.А., Шафранская Ч.Я. Особенности управления предпринимательскими структурами на основе японской модели менеджмента//НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ – 2021. Сборник научных трудов. Том Выпуск 1. Казань, 2021. С. 63-65
2) Адлер Ю. П., Методы Тагути: технология качества // Методы менеджмента качества. — 2020. — № 10. — С. 30-35
3) Адлер Ю. П., Методы Тагути: технология качества // Методы менеджмента качества. — 2020. — № 9. — С. 22-25
4) Адлер Ю. П., Методы Тагути: технология качества // Методы менеджмента качества. — 2020. — № 12. — С. 38-43
5) Горяйнова Н. М. Корпоративная культура: учеб. пособие. – Челябинск; Саратов: Южно-Уральский институт управления и экономики: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 224 c.
6) Грамматчиков А., В непрерывном совершенствовании // Эксперт. — 2020. — № 35. — С. 83-85
7) Захаров Н.А., Антонов К.Ю., Веприкова М.Я. Японская модель корпоративного менеджмента// ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. Сборник научных статей по итогам круглого стола со всероссийским и международным участием. Том №8. Москва, 2021. С. 209-212
8) Имаи Масааки, Кайдзен: Ключ к успеху японских компаний / Масааки Имаи. – М. : Альпина Паблишер, 2021. – 11-12 c.
9) Исмагилов Р. Х., Методы критического мышления как инструмент роста эффективности управления организацией // Менеджмент в России и за рубежом. — 2022. — № 2. — С. 26-33
10) Купцов П.С. Сравнительный анализ основных моделей менеджмента//VIA SCIENTIARUM - ДОРОГА ЗНАНИЙ. 2021. № 1. С. 67-73
11) Лайкер Д. К. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. – М.: Альпина бизнес букс, 2019
12) Нечаева А.И. Сравнительная характеристика американской и японской моделей менеджмента// VIA SCIENTIARUM - ДОРОГА ЗНАНИЙ. 2020. № 1. С. 64-69
13) Оучи, Г.У. Методы организации производства: японский и американский подходы / Г.У. Оучи ; пер. с англ. – Москва: Экономика. – 1984. – 183с.
14) Плещенко В.И. О ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДОВ ЯПОНСКОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ПРОМЫШЛЕННЫМИ КОМПАНИЯМИ В РОССИИ. ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ. Бюллетень научно-технической и экономической информации. 2018;1(6):76-81.
15) Савин А.Г., Самарин А.В. Toyota Company: история успеха // в сборнике: Молодежь и системная модернизация страны / Сборник научных статей 4-й международной научной конференции студентов и молодых ученых. 2019. - С. 9-11.
16) Савицкий П. Континент-Евразия// https://royallib.com/read/savitskiy_petr/kontinent_evraziya.html#0 (дата обращения 10.11.2023)
17) Самарин А. В., Курбатова А. И., Медведева Е. С. Особенности менеджмента в крупных японских корпорациях//АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ, ПРАВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ. Сборник научных статей Медународной научно-практической конференции. Том 2. Курская академия государственной и муниципальной службы. Курск, 2023. С. 254-256
18) Серазетдинова Д. М., Гатауллина И. А. Японский менеджмент. У. Оучи и теория «Z»//ЮНОСТЬ И ЗНАНИЯ - ГАРАНТИЯ УСПЕХА – 2022. Сборник научных статей 9-й Международной молодежной научной конференции : в 3 т.. Том 1. Курск, 2022. С. 352-359
19) Серенков П.С. Методы менеджмента качества. Процессный подход: монография / П.С. Серенков, А.Г. Курьян, В.П. Волонтей. — Минск: Новое знание; Москва: ИНФРА-М, 2020. — 441 с.
20) Сиамма Д., "Все, что мы делаем, основано на принципах японской философии кайдзен" // Эксперт. — 2020. — № 35. — С. 79-82
21) Синг Онг Ю. Азиатский стиль управления: Как руководят бизнесом в Китае, Японии и Южной Корее / Синг Онг Ю ; пер. с англ. – Москва: Альпина Паблишер. – 2018. – 318 с
22) Тагути Г., "Самое важное - надежный процесс и надежный продукт". Интервью с Генити Тагути // Методы менеджмента качества. — 2020. — № 9. — С. 26-31
23) Хосеус М., Д. К. Лайкер. Корпоративная культура Toyota. Уроки для других компаний – М.: Альпина Паблишер, 2019
24) Хунузиди Е. И., Опыт применения японского метода решения проблем в российской компании // Стандарты и качество. — 2020. — № 6. — С. 64-69.
25) Японский феномен глазами российских японоведов: научное издание / под ред. И. П. Лебедевой, А. Н. Мещерякова, Д. В. Стрельцова. – М.: Аспект Пресс, 2018. – 400 с.