Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Создание системы государственных закупок в Российской Федерации взамен действовавшей в плановой экономике системы Госснаба, является важной составляющей рыночных реформ. Органы власти и управления, бюджетные учреждения и организации в процессе выполнения своих функции сталкиваются с необходимостью материально-технического или иного ресурсного обеспечения для реализации государственных и муниципальных программ, что предполагает проведение конкурсных процедур для экономии и повышения эффективности бюджетных расходов. Государственные закупки (сокращенно госзакупки) – закупки товаров, работ или услуг для государственных или муниципальных нужд. Для удовлетворения этих потребностей государственные и муниципальные заказчики регулярно проводят различные виды закупок между поставщиками (участниками закупок) с целью приобретения товаров (техники, услуг) на наиболее выгодных условиях.
Государственные закупки - это контракт на поставку товаров, строительство объектов или оказание услуг для удовлетворения потребностей населения. Эти контракты заключаются непосредственно через аукционы, торги или с использованием аналогичных процедур. Государственные закупки могут осуществляться как с производителем товара, так и с посредниками (дистрибьюторами, распространительниц). Поставщиками могут быть любые юридические лица (от межконтинентальных холдинговых компаний до индивидуальных предпринимателей). Ресурсы любого национального учреждения всегда ограничены. Поэтому при составлении бюджета лучше всего учитывать приоритетные направления, которые представляют стратегические цели и задачи национальной бюджетной политики. Еще одна очень важная вещь - это сбалансированность национального и региональных бюджетов. Для этих целей обычно используются государственные закупки.
Главной особенностью государственных закупок является то, что эти закупки и поставки оплачиваются за счет налогоплательщиков. Эти деньги сосредоточены в соответствующем бюджете и внебюджетных фондах. Согласно действующему законодательству, государственные закупки включают в себя потребности федеральных органов государственной власти, а также потребности органов государственной власти национальных и региональных образований.
Объектом исследования являются рыночные механизмы осуществления конкурентных и неконкурентных способов закупок.
Предмет исследования - обеспечение конкуренции, эффективности и качества конкурентных и неконкурентных способов закупок.
Цель работы – рассмотреть основные способы закупок: общую характеристику конкурентных и неконкурентных способов закупок.
Задачи работы:
- рассмотреть различия между закупками по 223 ФЗ и 44 ФЗ ;
- изучить виды организации закупок;
- охарактеризоваться основные способы конкурентных закупок;
- изучить неконкурентные способы закупок;
- определить преимущества и недостатки неконкурентных способов закупок.
Институт поставки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, традиционно привлекает к себе внимание многих авторов. Так, данным вопросам посвящены работы Е.И. Акулич, А.М. Бабич, Л.Н. Павлова, И.А. Василенко, А.Ш. Гасаналиева, Д.В. Горохова, К.В. Лучкина. и др.
Основными методами, использованными при написании работы, были изучение и использование научной литературы и периодических публикаций, анализ собранной информации по объекту курсовой работы и обобщение собранной информации.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников и приложения.
1. ВИДЫ ЗАКАЗЧИКОВ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК
1.1 Различия между закупками по 223 ФЗ и 44 ФЗ
Закупка – это процесс получения товаров, проектов или услуг, включая определение спроса на эти товары, проекты и услуги, поиск поставщиков, а также заключение и исполнение контрактов на поставку товаров (выполнение проектов или услуг). Заказчиком (согласно 44-ФЗ) является орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления и государственное или бюджетное учреждение, проводящее тендеры. Кроме того, государственные учреждения, органы управления государственными внебюджетными фондами и госорганы действуют от имени России или субъектов Российской Федерации, муниципалитеты и муниципальные государственные учреждения действуют от имени муниципалитетов, а бюджетные учреждения действуют от своего собственного имени .
Заказчик (по 223-ФЗ) – является организация, уставный капитал которой состоит не только из собственных средств, но и включает в себя 50%-ную долю страны. Это предприятия естественных монополий, государственные предприятия, предприятия с государственным участием, организации природного газа, электроэнергетики, водоснабжения и теплоснабжения, очистки сточных вод и водоотведения, обращения с твердыми бытовыми отходами, дочерние виды корпоративных компаний, согласно толкованию 44-ФЗ относящиеся к данному определению потребителей, их финансирование закупок осуществляется из негосударственных источников. Поставщиком может быть любой, кто может поставлять товары или предоставлять услуги, требуемые клиентами. Закупочная деятельность регулируется законом. Гражданский кодекс и Закон о защите конкуренции, 44-ФЗ и 223-ФЗ, федеральные и региональные нормативные акты, стандарты закупок компании, регламенты работы структурных подразделений компании в период проведения закупок, а также регламенты отдельных элементов закупочной работы, планы закупок, уведомления о закупках, документы о закупках, и все итоговые протоколы специально используются в области закупок.
Основными законами, регулирующими закупочную деятельность, являются 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также Административный кодекс Российской Федерации. Первый закон регулирует закупки бюджетных организаций, а второй закон регулирует закупки компаний, которые наполовину или более чем наполовину принадлежат государству. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает закон о привлечении к ответственности за незаконные действия в сфере закупок (ст. 7.30). Федеральный закон 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок" предъявляет более строгие требования к участникам. Он управляет закупками национальных организаций, федеральных и муниципальных структур. То есть торгово-закупочная деятельность бюджетных предприятий называется контрактной системой. В 44-ФЗ подробно прописано, как приобретать товары, работы и услуги в больницах, школах, административных подразделениях и т.д. В нем также указывались крайние сроки, регистрационные документы и штрафы за нарушения. Государственные закупки размещаются на федеральной электронной площадке .
223-ФЗ регулирует проведение торгов государственными предприятиями, являющимися субъектами естественной монополии. В нем содержатся только основные правила проведения торгов. В противном случае будет больше возможностей для участия. Детали поведения не оговорены в законе, и каждый заказчик волен разрабатывать их самостоятельно и ежегодно повторно утверждать в регламенте закупок. Поэтому его необходимо тщательно изучить. Он размещен на веб-сайтах ЕИС и клиентов. Тендер по 223-ФЗ размещен на федеральных и коммерческих сайтах .
Вся закупочная деятельность в Российской Федерации осуществляется через единую информационную систему в сфере закупок. Единая информационная система закупок (ИСЗ) представляет собой совокупность всей информации о закупках, генерируемой, обрабатываемой и хранящейся в одном месте. ЕИС предоставляет информацию о торгах на официальном веб-сайте. Доступ к нему свободный, поэтому вся информация о контрактной системе в сфере закупок, закупках товаров, инжиниринга и услуг открыта для всех желающих. Благодаря публичности всех процессов закупок, от планирования до завершения контракта, торги стали более прозрачными. Чтобы принять участие в покупке, вам необходимо зарегистрироваться в ЕИС. Для этого вам необходимо пройти аутентификацию, подтверждение подлинности и авторизацию. Для выполнения этих процедур требуется сертификат с ключом проверки электронной подписи. Начиная с 1.01.2020, все участники закупок должны пройти обязательную регистрацию в ЕИС. После этого они были сертифицированы на всех федеральных сайтах. Государственные учреждения могут создавать свои собственные интернет-порталы для публикации информации о закупках. Вся информация с этих веб-сайтов должна быть введена в ЕИС. Электронная торговая платформа (ETП) - это платформа для правительств и коммерческих организаций, позволяющая публиковать информацию о закупках, после чего участники могут подавать заявки, составлять котировки и подписывать контракты. Электронная торговая площадка обеспечивает взаимодействие между участниками закупок–заказчиками и поставщиками.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – №30. – ст. 4571.
2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.08.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – №14. – ст. 1562.
3. Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. – 2021. – №152(8503). – ст. 68.
4. Акулич, Е.И. Актуальные проблемы совершенствования нормативной правовой основы регулирования государственных закупок / Е.И. Акулич // Российское предпринимательство. – 2020. – № 4 (274). – С. 623–634.
5. Ариничев Д.С. Государственные закупки: понятие и виды // Гуманитарные научные исследования. 2023. № 9 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://human.snauka.ru/2023/09/55518
6. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: Юнити-Дана, 2020. - 687 c.
7. Борисоглебская, Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. Финансирование социальных услуг / Л.Н. Борисоглебская, С.А. Кирсанов. - М.: Андреевский Издательский дом, 2020. - 360 c.
8. Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление / И.А. Василенко. - М.: Юрайт, 2020. - 416 c.
9. Гасаналиева, А.Ш. Проблемы контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд / А.Ш. Гасаналиева // Молодой ученый. – 2021. – №2. – С. 671–673.
10. Герасименко, А. А., Иванов А. М. О понятии и принципах государственных закупок / А.А. Герасименко, А.М. Иванов // Теология. Философия. Право. 2020. № 1 (13). – С. 95–105.
11. Горохова, Д.В. Государственные закупки в Российской Федерации: ретроспектива и развитие / Д.В. Горохова // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 2. – С. 57–68.
12. Еремин, С. Г. Актуальные вопросы управления государственной и муниципальной собственностью. Учебное пособие / С.Г. Еремин. - М.: Юстицинформ, 2020. - 700 c.
13. Здановская, Л.Б. Анализ системы государственных закупок и рассмотрение практических вопросов контрактной системы по Федеральному закону № 44-ФЗ / Л.Б. Здановская, В.В. Ткаченко, Н.А. Ткаченко // Вестник Академии знаний. – 2020. – 37 (2). – С. 117–123.
14. Лавров, Ю.Б. Реформа законодательства о закупках, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, в контексте проблемы систематизации нормативных правовых актов в сфере публичных закупок / Ю.Б. Лавров, А.О. Миняева // Сибирское юридическое обозрение. 2020. Т. 17, № 3. – С. 320-327.
15. Лучкина, К. В. Динамика развития государственной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг / К. В. Лучкина. // Молодой ученый. – 2021. – № 9 (351).
16. Омельченко, Е. Ю. Проблемы нововведений в связи с пандемией в закупочной сфере и пути их решения / Е. Ю. Омельченко, С. А. Емкужева // Общество. Наука. Инновации (НПК-2021): сборник статей XXI Всероссийской научно-практической конференции. В 2 т., Киров, 12-30 апреля 2021 года. Том 1. - Киров: Вятский государственный университет, 2021. - С. 1008-1012.
17. Попов, А. В. Система государственных закупок (теоретикоправовой аспект) / А. В. Попов // Актуальные проблемы правового, социального и политического развития России: материалы XIV Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, соискателей : сборник научных статей. Саратов : Изд-во «Саратовский источник», 2021. – С. 169-174.
18. Предвечная, С. В. Договорные отношения государственного заказчика в контрактной системе в сфере закупок / С. В. Предвечная. // Молодой ученый. – 2022. – № 50 (445). – С. 305-309.
19. Прокопенко, М.С. Необходимость мер государственной поддержки отечественных производителей в сфере государственных закупок / М. С. Прокопенко. // Молодой ученый. – 2020. – № 39 (329). – С. 35-37.
20. Самойлов, М. А. Закупки, осуществляемые отдельными видами юридических лиц: общая характеристика, порядок заключения контрактов (договоров) / М. А. Самойлов. // Молодой ученый. – 2021. – № 2 (344). – С. 120-124.
21. Шомина, Н.Г. Принципы и элементы системы государственных закупок / Н.Г. Шомина // NOVAUM.RU. 2020. – № 23. – С. 30-33.