Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В ФГОС приоритет отдается духовно-нравственному воспитанию школьников. Таким образом, общие положения стандарта гласят, что одним из основных принципов школьного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Также в документе говорится о «важности объединения образования и воспитания в целостный образовательный процесс, основанный на духовных, нравственных и социокультурных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах поведения на благо человека, семьи, общества» [23, с. 22].
В школьном возрасте проявляется такие качества, как чувствительность, чувство справедливости, сочувствие. Исследователи подчеркивают специфику поведения ребенка младшего школьного возраста как его отзывчивость, участие во всем ярком и необычном, быструю адаптацию к эмоциональным переживаниям других людей. Школьник обладает способностью испытывать серьезные переживания, сопереживать и реагировать на страдания других, к этому его подталкивают как разочарование, так и грусть, а также текущие переживания, которые являются его внутренними переживаниями. На основе всего этого можно эффективно формировать нравственные представления.
Степень разработанности темы исследования. Изучением вопросов формирования национального самосознания, любви к Отечеству у детей и молодежи, занимались корифеи отечественной педагогики К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения изучали также такие ученые как А.А. Аронов, Ю.С. Васютин, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, Н.М. Конжиев, В.И. Лутовинов, В.А. Тишков и др.; проблемы формирования гражданственности рассматривали Г.А. Ковалев, Т.И. Тюляева и др.
Одним из мощных инструментов патриотического воспитания является национальная культура, приобщение младших школьников к истории и традициям родной земли, национальному наследию предыдущих поколений. Все это возможно реализовать посредством уроков мужества во внеурочной деятельности. В процессе их подготовки и проведения учитель используетет возможности для формирования ценной для общества предметно направленности мотивов познания — направленности на такие знания, формирование которых обогащает ведущие свойства в личности школьника, способствует развитию ее разносторонности, гармонично¬сти, целостности.
В силу объективных и субъективных причин социального, духовного и экономического существования общества сегодня встал вопрос о радикальном изменении самой структуры духовного воспроизводства, прежде всего, в системе воспитания и развития подрастающего поколения.
Таким образом, существует взаимоисключающие условия между важностью патриотического воспитания и гражданственности у детей школьного возраста и недостаточной проработкой содержания педагогических работ, основанных на использовании уроков мужества во внеурочной деятельности.
Проблема исследования: исследование теоретических основ и практических аспектов формирования патриотизма и гражданственности посредством уроков мужества во внеурочной деятельности.
Цель исследования: раскрыть потенциал и апробировать уроки мужества как средства патриотического воспитания и развития гражданственности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Объект исследования: патриотическое воспитание и развитие гражданственности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: использование уроков мужества как средства патриотического воспитания и развития гражданственности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности патриотического воспитания и развития гражданственности в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности;
2. Выявить педагогических потенциал уроков мужества в патриотическом воспитании и развитии гражданственности у детей млдашего школьного возраста;
3. Провести опытно-поисковую работу по формированию у младших школьников патриотизма и гражданственности посредством уроков мужества.
Методы исследования, используемые в работе
- теоретические -сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение литературы по теме исследования;
-эмпирические – диагностика, педагогическое проектирование, качественная и количественная оценка результатов, методы наглядного представления данных.
База исследования.
В исследовании приняло участие 25 учащихся 4 класса.
Практическая значимость результатов данного исследования рассматривается в возможности применения разработанного урока мужества учителями начальной школы во внеурочной деятельности.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения.
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования патриозма и гражданственности посредством уроков мужества во внеурочной деятельности
1.1 Сущность патриотического воспитания
Одним из традиционных источников духовно-нравственного развития является патриотизм. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины [10].
Патриотизм - исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, и это развитие социальной педагогики, отражающее постоянное позитивное отношение людей к своей Родине, проявляющееся в деятельности на ее благо, в реализации которой с единой позиции участвует и государство, и общество [9].
По мнению А.С. Гаязова, патриотизм включает в себя:
1) чувство привязанности к местам, где находится человек, родился и вырос;
2) относиться с уважением к языку своего народа;
3) заботиться об интересах Родины;
4) осознание долга перед Родиной, защищать ее честь и достоинство, свободу и независимость (защищать Родину);
5) проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
6) социальная и культурная гордость
7) гордость за свою Родиной, символами государства, своим народом;
8) уважительное отношение к историческому прошлому, народу, обычаям и обычаям Родины;
9) ответственность с целью посвятить свое будущее, свой труд, свой талант судьбе Родины и своего народа
10) Гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности [7].
Иное предположение высказывает И.Ф. Харламов. Автор рассматривает патриотизм как взаимосвязанный набор моральных чувств и поведенческих характеристик. Он предполагает любовь к Родине, активную работу на благо Родины, стремление к труду и его приумножение обращайте внимание на народные обычаи, обращайте внимание на исторические памятники и традиции своего родного города, проявляйте любовь и привязанность к своему родному городу, желание укрепить честь и достоинство Родины, желание быть готовым защитить его, это проявление воинской доблести, отваги и самоотверженности, братства и дружбы народов, расовой а национальная нетерпимость - это недовольство, уважение к традициям и культурам других стран и народов, с ними желание сотрудничать [24].
Многие авторы связывали процесс воспитания с воспитанием патриотизма: Ю. К. Бабанский, Х.Й. Лийметс, А. В. Мудрик и другие.
В своей статье «Патриотическое воспитание учащейся молодежи в современных условиях» Н.В. Ипполитова определяет понятие «патриотическое воспитание» как «процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения» [10, c. 55].
Говоря о патриотизме следует раскрыть понятие «гражданственность». Гражданственность – это качество личности, которое позволяет человеку осознавать себя гражданином того или иного государства, чувствовать свою принадлежность к Родине, к той стране, в которой он живет и трудится.
Чтобы обратиться к патриотическому воспитанию детей должно выполнять следующие основные задачи:
- научно-обоснованная организаторская деятельность по созданию условий для эффективного патриотического воспитания детей;
- воспитывать у детей осознание и чувство патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважение к культуре и патриотизм по отношению к прошлому, традициям России, к повышению престижа государства и, в частности, к военной службе;
- механизм, обеспечивающий эффективную работу целостной системы патриотического воспитания школьники [14].
Важной структурной составляющей патриотического воспитания школьников являются критерии и показатели его результативности.
В научной литературе для определения уровня патриотической воспитанности учащихся начальных классов использовались следующие критерии: мотивационный, когнитивный и поведенческий (Таблица 1).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание / И.А. Агапова.- М.:Айрис-кресс,2002.- 224с.
2. Бадмаева, С.В. Формирование толерантной личности в поликультурном образовательном пространстве / С.В. Бадмаева // Начальная школа.– 2006.- № 6.– С.109-110.
3. Барышников, Е. Н. Внеурочная деятельность обучающихся : основные подходы и условия осуществления / Е. Н. Барышников // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 415 с.
4. Богословский, В.В. Общая психология / В.В. Богословский, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова. - М.: Просвещение, 1981. – 364 с.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - Москва - Воронеж, 1995. – 286 с.
6. Волков, Г. Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. - М.: Академия, 1999. - 168 с.
7. Гражданское образование в российской школе / Сост. Т.И. Тюляева. – М.: ООО Издательство Астрель: ООО Издательство АСТ, 2003. – 605 с. – (Образование в документах и комментариях).
8. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : Пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2010. – 223 с
9. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 25 с.
10. Ипполитова, Н. В. Патриотическое воспитание в современных условиях / Н. В. Ипполитова. – Челябинск : Челяб. гос. пед. ун-т, 1997. – 217 с.
11. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2015
12. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. -- 5-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1999. – 175 с.
13. Лутовинов, В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России / В.И. Лутовинов// Педагогика. - 1997. - №3. - С. 52-57.
14. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям / В. С. Мухина. - 9-е изд., стер. - М. : Академия, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). – 452 с.
15. Николаев, В. А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры будущего учителя : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / В.А. Николаев. - М., 1998. - 277 с.
16. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2016.
17. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-926 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» // Вестник образования. – 2011. - №11.
18. Подгорнова, С.В. Культуро-ориентированные модели внеурочной деятельности школьников: учебно-методическое пособие / науч.ред.: Л.М. Ванюшкина; авт.-сост.– СПбАППО, 2014. –113 с.
19. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс учеб.для студ. высш. учебн. заведений: В 2 кн. Книга 1. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДО С, 2014. –574 с.
20. Рябцева, Т.Н. Методика организации и проведения «Уроков мужества», посвященных памятным событиям Великой Отечественной войны / Т.Н. Рябцева. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2009.
21. Стручаева, Т.М. Региональный опыт раннего знакомства детей с историей, культурой, краеведением / Т.М. Стручаева // Юдинские чтения 2002. Слово и образ. - Курск: КГПУ, 2002. - с. 165-170.
22. Ушинский, К.Д. Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании / К.Д. Ушинский //Дошкольное воспитание. - 1993. - №3. - С. 58.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. На 2011 г. / М-во образования и науки Рос. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
24. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. М.: Гардарики, 1999.- 520 с.
25. Элиасберг, Н. Система этико-правового образования и гражданского воспитания: первые итоги / Н. Элиасберг // Народное образование. - 2001. - №4. - С. 26-30.