Фрагмент для ознакомления
2
Конфликт представляет собой весьма сложное социальное и психологическое явление, успешность исследования которого в большинстве своем находится в зависимости от качества исходных методологических и теоретических предпосылок и применяемых методов[Шарыгина О.Л. Проблемы организационно-функциональной структуры организации и перспективы применения системы конфликт-менеджмента // Научный журнал молодых ученых. – 2020. - №4. – С.134-141., с.134.].
Внутриорганизационными конфликтами привлекается достаточно пристальное внимание как разного рода исследователей, так и практиков, которыми рассматриваются они в качестве одного из факторов, способных оказать воздействие на эффективность функционирования компании. Следовательно, понимание основ конфликтного взаимодействия выступает в качестве одной из важнейших задач не только для руководящего состава компании, но и непосредственно для служб по управлению персоналом.
Понятие внутриорганизационного конфликта выступает в качестве одного из определяющих в образовании личности работника, именно в связи с этим исследованием данного вопроса длительное время занимались представители большинства управленческих школ.
Представители ранних школ управления, включая и сторонников школы человеческих отношений, имели мнение, что конфликт является признаком неэффективной деятельности компании и плохого его управления. Необходимо заметить, что в науке по управлению отношение к внутриорганизационным конфликтам со времени изменяется от понимания их в качестве фактора исключительно отрицательного воздействия к рассмотрению конфликтов в виде индикатора нужных изменений в определенных аспектах функционирования компании и инструмента ее развития. Некоторые авторы отмечают, что достаточно высокий уровень гармоничности и стабильности могут приводить к уменьшению уровня эффективности в деятельности компании, тем самым ими признается положительное воздействие на ее развитие определенного уровня конфликтности.
Что же такое внутриорганизационный конфликт? Необходимо представить разного рода определения.
Авторы многих научных исследований в сфере управления организационными конфликтами Б.С. Волков и Н.В. Волкова считают, что внутриорганизационный конфликт - это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон в организации[Волков, Б.С. Конфликтология / Б.С. Волкова, Н.В. Волкова. – М.: Академический проспект, 2020. – 356., с.26.].
По словам исследователя такой же темы В.Р. Веснина, под внутриорганизационным конфликтом понимают столкновение противоположно направленных тенденций, во взаимоотношениях людей, их объединениях формального и неформального характера, которое обусловлено различием взглядов, позиций и интересов[Веснин, В.Р. Управление человеческими ресурсами: учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект. – 2019. – 704с., с.146.]. Иначе можно сказать, что конфликт представляет собой явление многоуровневое, в качестве ключевого элемента которого выступает разногласие между отдельно взятыми членами (группами членов) компании.
Следовательно, в разного рода определениях конфликта можно усмотреть некую общую черту, которая указывает на то, что в основе данного феномена заложено определенное противоречие между вовлеченными субъектами.
Можно сделать общий вывод, что внутриорганизационный конфликт можно определить тем, что сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации в общем) вызывает расстройство интересов иной стороны, которое порождает ответное противодействие иной стороны и, в результате, ведет к уменьшению уровня эффективности совместной работы, росту уровня риска, прекращению совместной деятельности или иного рода последствиям негативным негативного характера.
В литературе есть большое количество различных классификаций внутриорганизационных конфликтов
С точки зрения причин внутриорганизационного конфликта, выделяются[Ворожейкин, И.Е. Конфликтология: учебник / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. – М.: Инфра-М, 2019. – 304., с.164.]:
- конфликт целей характеризуется тем, что участвующие в нем стороны по-разному видят желаемое состояние или результат деятельности в будущем;
- конфликт познания состоит в том, что участники конфликта имеют несовместимые (альтернативные) взгляды, идеи по решаемой проблеме;
- чувственный конфликт имеет место тогда, когда у участников конфликта различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Такие конфликты наиболее трудно разрешаются, так как в их основе лежат причины, связанные с психикой личности.
С точки зрения содержания конфликтной ситуации различают[Илларионов Ю.Н., Бойко В.Л. Внедрение организационного конфликт-менеджмента в систему управления в современных условиях // Аудит. – 2022. - №6. – С.50-53.. с.51.]:
- адаптационный конфликт связан зачастую с переходом на новое место работы. Он является результатом резкого качественного изменения системного окружения, новых требований;
конфликт взаимоотношений руководитель-подчине
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 25 дек. 1993 г. №237.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. в редакции от 24 июля 2003 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №32. Ст.3301.
3.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. в редакции 04 августа 2003 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №1. Ст.3.
4.Абдыжалиева А.С. Конфликт: понятие, классификация и причины возникновения // Вестник Башкирского государственного университета. – 2022. - №1. – С.80-83.
5.Алексеев Д.А. Организационные конфликты: понятие, сущность, особенности управления // Научный Лидер. – 2023. - №28. – С.59-63.
6.Алиев, И.М. Экономика труда: учебник и практикум для вузов / И.М. Алиев, Н.А. Горелов, Л.О. Ильина. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 486.
7.Анцупов, А.Я. Конфликтология. – 8-е изд.: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2023. – 560.
8.Веснин, В.Р. Управление человеческими ресурсами: учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект. – 2019. – 704.
9.Винокурова Д.М., Бурлакова А.Р. Стрессоустойчивость персонала к конфликтам в организации // Академический вестник Якутской государственной сельскохозяйственной академии. – 2020. - №5. – С.45-51.
10.Воронкова Е.Р. Локальное правовое регулирование процедуры управления конфликтами в организации // Трудовое право в России и за рубежом. – 2020. - №3. – С.44-47.
11.Волков, Б.С. Конфликтология / Б.С. Волкова, Н.В. Волкова. – М.: Академический проспект, 2020. – 356.
12.Ворожейкин, И.Е. Конфликтология: учебник / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. – М.: Инфра-М, 2019. – 304.
13.Гайирбекова Д.Г. Конфликты в организации // Мировая наука. – 2020. - №2. – С.45-47.
14.Григорьева Н.В., Цветкова А.С. Управление конфликтами в условиях коммерческой организации // Сборник научных трудов молодых ученых и специалистов. – Чебоксары: ЧГУ им. И.Н. Ульянова, 2020. – С.355-359.
15.Елкина В.Н., Шишкина Е.А. Совершенствование процесса управления конфликтами в организации // Экономика и социум. – 2020. - №11. – С.693-695.
16.Заманова И.Ф., Тутаева Г.Н. Конфликты в организации: виды и сущность // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики: сборник материалов Всероссийской науч.-практ. конференции. - Белгород: БелГИИиК, 2021. – С.219-222.
17.Илларионов Ю.Н., Бойко В.Л. Внедрение организационного конфликт-менеджмента в систему управления в современных условиях // Аудит. – 2022. - №6. – С.50-53.
18.Кашицына Т.Н., Султанова А.В., Петров И.Е. Причины возникновения конфликтов в организации и методы их управления // Наука Красноярья. – 2022. – Т.11. - №3-3. – С.60-64.
19.Кириллов Е.И., Ременюк Н.Р. Методы совершенствования системы управления персоналом в условиях организационного конфликта // Конфликтология. – 2022. – Т.17. - №1. – С.125-134.
20.Клюева М.В. Конфликты в организациях в эпоху цифровой экономики // Искусственный интеллект и цифровая экономика: взгляд студенчества: материалы I Всероссийской студенческой науч.-практ. конференции. – М.: ГУУ, 2020. – С.364-365.
21.Котовщикова А.А. Влияние ограниченности ресурсов на организационные конфликты // Трибуна ученого. – 2021. - №1. – С.801-803.
22.Крылова Т.В., Семенышева М.А., Лелекова А.В. Социальные механизмы регулирования организационных конфликтов // Наука Красноярья. – 2022. – Т.11. - №1-3. – С.91-96.
23.Кунев Д.А., Лядская А.В. Реализация организациями мер по урегулированию конфликта интересов: практика и перспективы // Современное право. – 2020. - №11. – С.84-90.
24.Лоикова З.А., Мазанова А.В. Роль субординации в управлении конфликтами // Управление развитием персонала. – 2020. - №1. – С.56-62.
25.Маслова, В.М. Управление персоналом: учебник / В.М. Маслова. – 5-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 451.
26.Мясоедов А.И. Организационные конфликты: причины, последствия и средства их устранения // Журнал социологических исследований. – 2023. – Т.8. - №2. – С.45-54.
27.Нгуен Д.М., Жаркова С.Л. Диагностика конфликтов в структуре организации // Сборник статей магистрантов ММА – 2020. – М.: ММА, 2020. – С.136-139.
28.Разумова М.А. Управление конфликтами как вид управленческой деятельности в современной организации // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. – 2020. – №2. – С.50-54.
29.Сидельников А.А. Управление организационными конфликтами // Via Scientiarum – Дорога знаний. – 2022. - №2. – С.68-72.
30.Тузова, О.Н. Управление конфликтами в организации: учеб. пособие / О.Н. Тузова, И.А. Синкевич. – Мурманск: МАГУ, 2021. – 102.
31.Черкашина Л.В. Причины и профилактика конфликтов в организациях АПК // Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. – 2021. - №1. – С.4-7.
32.Шарыгина О.Л. Проблемы организационно-функциональной структуры организации и перспективы применения системы конфликт-менеджмента // Научный журнал молодых ученых. – 2020. - №4. – С.134-141.