Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения экономических санкций
1.1. Сущность и понятие экономических санкций
Санкции – это ограничительные меры политического и экономического характера, применяемые группой стран или страной к другой группе стран или в стране с целью вынудить правительства государств, которые являются объектом санкций, изменить свою политику. Санкции, которые были наложены на государство могут выражаться в частичном или полном запрете импорта из этих стран товаров, экспорта товаров в эти страны, а также в большом ограничении финансовых операций с данными странами, включая трансграничные расчеты и инвестиции.
Политические санкции могут быть выражены в следующем:
- в персональных санкциях, запрещающих определенным гражданам стран, под санкциями которыми они являются, осуществлять коммерческую и иную деятельность на территории государства-источника санкций, пересекать государственную границу, иметь банковские и другие активы;
- в прерывании дипломатических отношений;
- принудительном исключении из различных международных организаций.
В последние года появились и стали всесторонне функционировать многосторонние механизмы наложения санкций на отдельные страны международным сообществом. Прежде всего, через решения, которые обсуждались на собраниях и выносились ООН.
Цель наложенных санкций – всесторонне и объективно заставить правительство страны или группу стран, на которые наложены санкции принять решения самого разного уровня и характера значимости: от заключения различных видов договоров и до значительного существенного изменения государственного строя. К таким вынесенным решениям может относиться присоединение к международному договору, вывод войск с оккупированных территорий государства, прекращение практики нарушения прав человека в различных сферах, проведение честных выборов различного характера, прекращение поддержки различными способами и методами международного терроризма.
Наибольшей продуктивной эффективностью всегда обладают экономические санкции, в связи с тем, что в различных условиях глобализации выключение государств – объектов наложенных санкций из международного разделения труда наносит наиболее существенный удар по внутренней политике и экономике государства на которое наложены санкции. Это ведет в большинстве случаев к ухудшению уровня жизни населения в различной сфере жизнедеятельности; большая степень недовольства в обществе вызывает в нем раскол, что впоследствии способно привести к большим и серьёзным гражданским выступлениям и различного характера протеста, которая предпочтет приложить максимум усилий, чтобы сохранить свое положение и усилить внутреннюю стабильность.
Тункин Г.И. в своей статье рассматривает санкции, которые были наложены на государство в качестве последствия совершения государством международного противоправного деяния. При этом профессор в своих исследованиях также допускает применение таковых как государством жертвой, так и международными группами государств.
Левин Д.Б. в своих работах выделяет три вида ответственности, среди которых наряду с предоставлением удовлетворения и восстановлением прав которые нарушены выделяются международные санкции: - с одной стороны, как реакция группы государств или международной организации на совершение другими государствами международного преступления; - с другой стороны, как односторонние двойственные меры, которые применяются государством которое стало жертвой к правонарушителю при нежелании последнего добровольно восстановить и восстанавливать нарушенное своё право. Экономические санкции как торговые, так и финансовые санкции - экономические мероприятия установленного запретительного характера, которые могут быть использованы и используются одним участником международной торговли (группой стран или страной) по отношению к другому государству которое стало объектом санкций с целью принудить последнего к изменению политического курса всего государства. В контексте международно-правовой системы самое наиболее распространенной формой различной формы ответственности перед государством являются санкции. Которые могут применяться и применяются после нарушения определенных норм и правил.
Исходя из целей, поставленных перед политикой, санкции являются существенным инструментом, который может и должен разрешать различного вида международные споры с гораздо у меньшими экономическими издержками, чем ведение различного характера войн. Международная практика на данный момент трактует понятие - экономические санкции очень различными понятиями.
В 41 статье Устава ООН установлено такое определение экономических санкций: "Меры, не связанные с использованием вооруженных сил", которые могут включать в себя "частичный или полный перерыв экономических отношений, морских, железнодорожных, воздушных, телеграфных, почтовых, радио и других средств различного сообщения, а также огромный разрыв различных дипломатических отношений".
В контексте поставленной цели определение "санкции" будет трактоваться работой в широком значении, то есть как разные меры международного принуждения, которые могут всегда применяться коллективно или индивидуально отдельными различными государствами, а также международными различными организациями с целью оказания давления на политику других стран. Исходя из этого определения понятия "санкции" вытекает широкий перечень мер принуждения, которые в данной курсовой работе предлагается классифицировать по критерию инструментов санкционного воздействия.
В зависимости от этого санкции могут быть:
− военные санкции;
− политические, которые в первую очередь, делят на дипломатические и процессуальные;
− санкции в сфере образования, культуры и спорта;
− экономические санкции: которые можно подразделить на торговые и финансовые; − коммуникационные санкции.
Военные санкции - это крайняя мера, применяемая в ответ на угрозу международному миру, агрессию, безопасности и порядку, реализуемая путем незапрещенных военных мер различного принудительного характера в отношении, государства которое является объектом санкций.
Юридической основой для применения военных санкций являются ст. ст. 41-42 Устава ООН, предусматривающие применение сухопутных, воздушных и морских сил, какие могут оказаться необходимыми для постоянного поддержания или постоянного восстановления международного мира и безопасности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Айвазов А.Н. Периодическая система мирового капиталистического развития // Содействие цивилизаций. 2013. № 3. С. 192.
2. Алексеева Т.А. См. Алексеева Т.А. Политическая философия: от концепций к теориям. — М.: РОССПЭН, 2007.
3. Бизнес. Толковый словарь. М.: "ИНФРА М", Издательство "Весь М ир". Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998.
4. Бирюков П.Н. Проблемы выявления, замораживания и конфискации доходов от преступной деятельности в ЕС // Российский юридический журнал. 2011. № 6. С. 344.
5. Глазьев С. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М., 2013. С. 157.
6. Главный портал о финансах. – URL: http://crediti-bezproblem.ru/kakie-banki-popali-pod-sankcii-smogut-li-krupnejshie-banki-rossiivyzhit.html.
7. Джазаири И. Доклад специального докладчика по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека. Генеральная ассамблея ООН. Совет по правам человека. 10 августа 2015 г. С. 8.
8. Кешнер М.В. Экономические санкции в современном международном праве: монография. М., 2015. С. 89.
9. Климова Н.И. «ЭКОНОМИКА САНКЦИЙ» КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПОЛОЖЕНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 5-2. – С. 357-361.
10. Левин Д.Б. Санкции в международном праве. М., 2013. С. 40.
11. Мусаткина А.А. Признаки финансово-правовых санкций // Финансовое право. 2014. № 1. С. 12. 13 санкции в разряд ответных мер, а под санкциями понимать лишь действия международных организаций и их органов.
12. Международные экономические отношения. Международный бизнес / под ред. А.Ю. Архипова, Е.П. Пузаковой. М., 2013. С. 75.
13. Николаева И.П. Мировая экономика – М.: Проспект, 2013. – 251 с.
14. "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации". Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. N 560 // Система Консультант Плюс
15. Отырба А., Кобяков А. Как побеждать в финансовых войнах. М., 2014. С. 35. 18
16. Папшева, В.А. Российский рынок товаров и услуг в свете внешнеторговых санкций / В.А. Папшева // Мировая экономика и международные отношения: проблемы, тенденции, перспективы Сборник статей. – 2016. – с. 180-186.
17. Пронин А.В. О правовой природе санкций ЕС в отношении РФ // Историческая и социальнообразовательная мысль. 2014. № 2 (24). С. 286.
18. Сидоров В.Н. Таможенное право: учебник для академического бакалавриата. М., 2015. С. 132.
19. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI в. / Науч. ред., авт. предисл. П.С. Гуревич. М.: АСТ, 2014. c. 481
20. Тункин Г.И. Теория международного права. М., 2015. С. 121.
21. Универсальный дополнительный практический толковый словарь. И. Мостицкий. 2005–2012.
22. Шепелев И.Г., Морозов С.Г. Анализ санкций против России, определение возможного их влияния на развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса и промышленности в целом // Экономика, управление и инвестиции. 2014. № 2 (4). С. 60.
23. Широв, А. Оценка потенциального влияния санкций на экономическое развитие России и ЕС / А. Широв, А. Литовский, В. Потапенко // Проблемы прогнозирования. – 2015. - № 4. - с. 3-16.
24. Якунина Ю.С., Рогов Н.Е. Влияние санкций США и Евросоюза на экономику России // Экономика и социум. №1 (14). 2015. С. 351–354.