Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 7
1.1. Понятие «наблюдательность» и особенности развития на уроках окружающего мира. 7
1.2. Процесс развития наблюдательности, виды и условия организации у обучающихся младшего школьного возраста 10
1.3. Возможность развития наблюдательности у обучающихся на уроках окружающего мира. 14
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 17
2.1 Выявление актуального уровня развития наблюдательности у учащихся начальной школы 17
2.2. Формирующий эксперимент по развитию наблюдательности у младших школьников на уроках «Окружающий мир» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
1.1. Понятие «наблюдательность» и особенности развития на уроках окружающего мира.
Наблюдательность - это способность воспринимать и осознавать окружающий мир, а также обращать внимание на детали, изменения и взаимосвязи между объектами и явлениями. Она играет важную роль в познавательной деятельности и развитии ребенка.
Наблюдательность - это характеристика личности, которая проявляется в способности наблюдать. Человек с развитой наблюдательностью воспринимает окружающую действительность более точно и ясно, что помогает ему успешно адаптироваться в новых условиях.
Наблюдение - это не просто поверхностное замечание явлений или объектов, а глубокий аналитический процесс, который включает сравнение и обобщение. Другими словами, это сложная мыслительная деятельность, которая требует восприятия. Можно сказать, что наблюдательность тесно связана с человеческим интеллектом и непосредственно зависит от его качественных характеристик.[13]
Однако для развития наблюдательности также необходимы умение верно наблюдать и замечать реальность. Таким образом, наблюдательность напрямую связана с мыслительной деятельностью и зависит от качеств интеллекта.
Наблюдения играют важную роль в всеобъемлющем развитии личности ребенка. В процессе наблюдения активизируются все основные чувственные анализаторы - слуховые, зрительные, обонятельные и осязательные.
Хорошо организованные и планомерные наблюдения способствуют развитию познавательных способностей ученика и помогают пробудить интерес к окружающему миру.
Наблюдательность — важное свойство человека, которое проявляется в его способности вести наблюдения. Наблюдательный человек более точно и четко воспринимает явления действительности, что помогает ему успешно адаптироваться к новой обстановке.[32]
Наблюдение — это не просто поверхностное описание явления или объекта, а сложный аналитический процесс, включающий в себя сравнение и обобщение. Наблюдательность тесно связана с мыслительной деятельностью человека и зависит от качеств его ума.
Для развития наблюдательности необходимо умение четко наблюдать и замечать детали. При этом наблюдательность напрямую связана с умственной деятельностью и зависит от интеллектуальных способностей человека.
Важное значение для всестороннего развития ребенка имеют наблюдения. В процессе наблюдения все основные анализаторы (слуховой, зрительный, обонятельный и осязательный) активно функционируют у ребенка.
Хорошо спланированные и структурированные наблюдения способствуют развитию когнитивных способностей ученика и помогают проявлять интерес к окружающему миру.
Для оценки уровня развития наблюдательности автор У.Н. Сидорова предлагает использовать следующие критерии:
1. Умение сосредоточить внимание на необходимой цели наблюдения.
2. Полнота наблюдения (включает рассмотрение всех свойств и состояний объекта или явления).
3. Использование всех органов чувств для сбора информации и фиксации результатов.
4. Планомерность (определенная последовательность рассмотрения объекта или явления).
5. Тонкость (умение замечать малозаметные компоненты объекта).
6. Интерпретация (осознание воспринятого в свете предыдущего опыта).
7. Самооценка и саморегуляция в процессе наблюдения.
Организация наблюдения зависит от выбранных методов обучения, включая проблемное обучение, самостоятельную работу, частично-поисковые и исследовательские методы. При этом наблюдение может проводиться самостоятельно, индивидуально или в коллективной форме (в парах или группах). Таким образом, в рамках развивающей технологии обучения предусмотрены различные способы и условия развития наблюдательности у школьников.[37]
У.Н.Сидорова, автор диагностического материала, предлагает выделить разные уровни развития наблюдательности по следующим критериям:
- способность целенаправленно направлять свое восприятие природы в соответствии с задачей;
- полнота наблюдения (детальное рассмотрение свойств и состояний объекта или явления);
- сбор информации всеми органами чувств и последовательная фиксация результатов;
- тонкость (умение замечать незаметные детали объекта);
- интерпретация (осмысление воспринятого на основе предыдущего опыта);
- самоконтроль (отношение к наблюдаемому и самооценка своей деятельности).[6]
Однако не менее важными являются методы проблемного обучения, самостоятельной работы, частично-поисковых и исследовательских, которые определяют форму организации наблюдения: индивидуальное или коллективное (в парах или группах). Таким образом, технология развивающего обучения предлагает пути, средства и условия для развития наблюдательности школьников и их всестороннего развития.[26]
Особенности развития наблюдательности на уроках окружающего мира:
1. Для развития наблюдательности необходимо обеспечить детям возможности непосредственного взаимодействия с объектами и явлениями окружающего мира. Например, проведение экскурсий, практических занятий, опытов, использование визуальных материалов.
2. Уроки окружающего мира должны быть разнообразными и интересными, чтобы привлечь внимание ребенка и стимулировать его наблюдательность. Это можно достичь с помощью игровых элементов, интерактивных заданий, создания ситуаций, требующих активного наблюдения.[12]
3. Необходимо уделять внимание развитию восприятия деталей. Ребенок должен уметь замечать мелкие особенности и различия между объектами или явлениями. Для этого можно проводить упражнения на сравнение, классификацию, анализ изображений.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аквилева Г.Н. Наблюдения и опыты на уроках «Окружающий мир». М.: Просвещение, 2008. 67 с.
2. Андрагогика. Современные технологии в подготовке и проведении учебного процесса. Казань: Медицина, 2017. 64 с.
3. Безбородова М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности. М.: Наука, Флинта, 2014. 176 с.
4. Богуцкая Т. В. Основы теории и технологий в педагогике: учебное пособие. Барнаул : АлтГПА, 2014. 193 с.
5. Братчикова Ю.В., Плотникова М.М. Развитие мотивации младших школьников в проблемно-диалогическом обучении// Современная педагогика. 2015. № 3 (28). С.67-71.
6. Вахрушев А.А. Окружающий мир. Наша планета Земля: учебник для 2 класс В 2 ч.4-е изд., перераб. М.: 2015. Ч.1 - 144с., Ч.2 - 128с.
7. Вахрушев А.А. Окружающий мир . Я и мир вокруг.: учебник для 1 класс. В 2 ч.3-е изд., перераб. М.: 2015. Ч.1 - 96с., Ч.2 - 96с.
8. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. Люберцы: Юрайт, 2016. 377 c.
9. Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2010. 56 с.
10. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров.
Люберцы: Юрайт, 2016. 479 c.
11. Дубова М.В. О возможностях реализации компетентностного подхода в начальном общем образовании //Современная педагогика. 2015.№ 3 (28). С.39-45.
12. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2013. 224 c.
13. Козлов П.Г. Необходимость введения в образовательные стандарты
понятия "Организационно-педагогическая компетенция"// Современная педагогика. 2015. № 2 (27). С.29-33.
14. Коржуев, А.В. Педагогика в зеркале исследовательского поиска: На перекрестке мнений. М.: Ленанд, 2014. 208 c.
15. Котова С.А. Педагогика начального образования: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2017. 336 с.
16. Кочурова Е.Э. Методика внеурочной работы // Начальная школа. 2016. № 4. С.72-83.
17. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе // Начальная школа. 2002. № 1. С.57-59.
18. Кузьмина Н.М. Нестандартные формы обучения в курсе природоведения
// Начальная школа. 2003. № 9. С.54-59.
19. Кудрина С.В. Программно-методическое обеспечение к урокам «Окружающий мир» в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. М.:ВЛАДОС, 2014. 105с.
20. Луцева И.Ю. Разработка опросника, направленного на выявление уровня самоорганизации учебной деятельности младшего школьника //Современная педагогика. 2015. № 1 (26). С.85-90.
21. Мирзаева Н.А., Шойимова Ш.С. Деятельность как один из факторов развития способностей // Современная педагогика. 2014. № 1 (14). С. 7.
22. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь.-3-е изд. доп. и пер. М.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2014.587с.
23. Нисред Гашаров und Зумрият Гашарова. Дивергентные задачи в начальной школе. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 68 с.
24. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: ИЭТ, 2013. 268 с.
25. Осипова О.Н. Развитие наблюдательности младших школьников на уроках окружающего мира//Проблемы современного педагогического образования. 2017. №55-1. С.258-264.
26. Плешаков А.А. Зелёная тропинка: пособие для детей 5-7 лет.- 6-е изд. М.: 2016. 80 с.
27. Плешаков А.А. Окружающий мир: учебное пособие для детей 3 класс. В 2 ч.3-е изд. М.: 2013. Ч.1 - 143с., Ч.2 - 143с.
28. Подласый И.П. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 2003.235 с.
29. Раицкая Г.В. Особенности планирования результатов уроков // Начальная школа. 2016. № 2. С.49-54.
30. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности: учебное пособие. СПБ.: Питер, 2008. 208 с.
31. Регуш Л.А. Наблюдения в практической психологии. СПБ.: Питер, 2000
32. Савенков, А. И. Учебные исследования в начальной школе // Начальная школа. 2007. № 12. С. 101-108.
33. Самойлов В.Д. Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма: Учебник. М.: ЮНИТИ, 2015. 207 c.
34. Смирнова М.С. Проблемное обучение на уроках окружающего мира // Начальная школа. 2016. № 4. С.30-34.
35. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебник. М.: ЮНИТИ, 2014. 543 c.
36. Столяренко Л.Д. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие М.: Проспект, 2016. 160 c.
37. Сухов А.А. Пути развития педагогической наблюдательности// Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы. 2014. № 2. С.87-95
38. Темеров Т.В., Голубничий А.А. Использование компьютерного моделирования для визуализации образовательного процесса (На примере курса "Техника защиты окружающей среды") // Современная Педагогика. 2016. № 8 (45). С.31-34.
39. Трафимова А.В. Окружающий мир: учебное пособие для детей 3 класса. В 2 ч. М.: 2015; Ч.1 - 128с.; Ч.2 144с.
40. Тупталова А. С. Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности // Молодой ученый. 2016. №26. С. 610-612.
41. Усик Е.Ю. Глоссарий современного образования. 2-е изд., перераб. и доп. Харьков: Изд-во НУА, 2014. 532 с.
42. Ушева Т.В. Диагностика уровня сформировонности рефлексивных умений у младших школьников. 1-4классы. Учебное пособие М.:Учитель, 2015. 44 с.
43. Федосеева О.Ю. Духовно-нравственное воспитание младших школьников. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. 144 с.
44. Шумаков Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников. М.: Просвещение, 2011. 157 с.
45. Шустова, Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 114-116.